До Судного дня...
Мурад Мусаев
8 декабря Государственная Дума приняла федеральный закон, в соответствии с которым суды присяжных в Чеченской Республике начнут функционировать в 2010 году, а не с 2007-го, как предполагалось ранее.
Чем же объяснить такое решение Госдумы? Для начала давайте вникнем в формальное обоснование, предложенное «единороссами». Проблема, говорят они, заключается в технологической неготовности Чеченской Республики: мол, недостаточно четко определены административные границы Республики, выборы в муниципалитеты, формирующие списки присяжных заседателей, — сложное и дорогое удовольствие, не проработаны вопросы обеспечения безопасности присяжных и т.п.
Но постойте. Разве «выборы президента и парламента Чеченской республики» и «референдум по конституции» проводились в более безопасное время? Или они были дешевым развлечением? Что, неопределенность границ со Ставропольским краем и Ингушетией мешает делу разграничения муниципалитетов больше, нежели она препятствовала обособлению Чечни как «субъекта федерации»? Конечно, нет. При желании муниципальное разграничение Республики, выборы в местные органы власти и формирование списков присяжных заседателей можно было провести за считанные месяцы ещё четыре года назад, после благословенного «референдума». Ведь общеизвестно, что при наличии политической воли кремлевских «верхов» наши «низы» могут не то что карту Чечни — весь глобус перекроить, на муниципалитеты расчертить да вверить райкомам. И никаких «технологических проблем».
Что же до реальных причин появления декабрьского закона, то их, на мой взгляд, не пять, а всего две.
Во-первых, путём принятия обсуждаемой поправки в законодательство федеральные власти отсрочили выяснение отношений с Советом Европы. Дело в том, что мораторий на применение смертной казни в России действует до тех пор, пока на всей территории РФ начнут функционировать суды присяжных. При этом российское право рассматривает Чечню как единственный субъект Федерации, в котором такие суды всё ещё отсутствуют. В случае, если бы с 1 января 2007 года в Чечне заработали суды присяжных, мораторий был бы снят, а значит, России пришлось бы выбирать из двух, как полагает Кремль, зол: либо ратифицировать Протокол №6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и запретить высшую меру как таковую, либо быть исключенной из Совета Европы. Теперь же разрешение этой дилеммы отложено на три года.
Второй существенный мотив авторов законопроекта, на мой взгляд, заключается в том, что Кремль не желает видеть в Чечне демократическое правосудие. Ведь суд присяжных — это суд народа, здесь настроение простых людей имеет не меньшее, а иногда и большее значение, чем писаное уголовное право. Вряд ли присяжные в Чечне поставят на конвейер обвинительные приговоры по печально известным делам «о терроризме». Жертвы российской военщины, будь им вверено отправление правосудия, не станут посылать на каторгу вчерашних и сегодняшних ополченцев, ныне именуемых «участниками НВФ». Другое дело — советской закалки «профессиональные суды» Чеченской Республики, эти суровостью и необъективностью своих приговоров подчас изумляют даже Верховный Суд РФ. Иначе говоря, авторам обсуждаемого законопроекта на территории Чечни, как и всюду, нужна лояльная и полностью управляемая власть, в том числе судебная.
Кстати, недавно мне довелось пообщаться с одним нашим законодателем, который уверен в правильности принятого закона. «И у него на это пять причин», первая и главная из которых — особенности чеченского менталитета. Не нравится человеку, что у нас (цитирую) «слишком крепки кровно-родственные узы», «развита идея внутриродовой, соседской, кунакской взаимовыручки». Довольно популярная, кстати, идея.
Что ж, действительно, давайте подождём с судами присяжных в Чечне, отсрочим их введение до тех пор, пока у нас не ослабнут «кровно-родственные узы и идея взаимовыручки». Прямо сейчас предлагаю законопроект: «Внести в п.5 ч.1 ст.8 Федерального закона о введении в действие УПК РФ» изменение, заменив слова «до 1 января 2010 года» словами «до Судного Дня».
|