Назад Вперед

Что гонит нас по свету
 Илесс Сигаури

В последние годы наблюдается непрекращающаяся, устойчивая мигра­ция из Чеченской республики. Редакция предложила Илессу Сигаури — известному ученому, специалисту по истории Чечни и нахских народов на базе своих личных наблюдений охарактеризовать природу миграции вообще, особенности чеченской миграции последних лет и объяснить тот факт, что значительная часть наших граждан стремится выехать за пределы Российской Федерации.




Конечно, в миграции как таковой нет ничего принципиально нового. В той или иной мере это явление наблюдалось на всех этапах человеческой истории, на всех континентах и во всех странах. Но в пос­ледние десятилетия миграция оказалась в числе важнейших мировых проблем, и увеличение ее масштабов во многом связа­но с процессом глобализации. При этом следует отличать естественную миграцию, например, сельского населения в города от миграционных потоков, направляю­щихся из одной страны в другую.
Основные причины миграции не из­менились за всю историю человечества. Это в первую очередь экономические фак­торы и вооруженные конфликты. Недоче­ты экономической и социальной структу­ры того или иного общества могут приво­дить к такому явлению, как относительная перенаселенность. Например, две круп­нейшие по численности населения стра­ны — Китай и Индию, чья экономика, не­смотря на бурный рост, весьма дисгармо­нична, — ежегодно покидают миллионы людей, устремляющихся в другие страны в поисках приложения своих сил.
В сегодняшнем мире усилению мигра­ционных процессов способствуют разви­тие техники и коммуникаций, а также об­щее ослабление пограничных барьеров. Средства массовой информации, чья тех­ническая база совершенствуется из года в год, непрерывно тиражируют на весь мир притягательную картину благополучной жизни в экономически процветающих странах, — это с одной стороны. С другой же благодаря техническому прогрессу рас­стояния даже между крайне отдаленными друг от друга странами ныне не являются непреодолимым препятствием для мигра­ции, а смягчение международного законо­дательства позволяет благополучно пере­секать государственные границы.
По данным статистики, общемировой уровень ежегодной миграции составляет не менее двух процентов от населения планеты. Таким образом, если на Земле се­годня живут более 6 миллиардов человек, то примерная численность тех, кто в силу разного рода причин покинул насижен­ные места, составляет 120 миллионов. Большинство из них, конечно, уезжает в поисках высокооплачиваемой работы и, скажем, более достойного уровня жизни.
Вместе с тем значительная часть ми­грантов оказывается вынужденной поки­нуть родные места вследствие вооружен­ных конфликтов, межэтнических проти­воречий, стихийных бедствий или по по­литическим мотивам. В первой половине 90-х годов в мире насчитывалось до 23 миллионов беженцев, покинувших свои страны, а с учетом тех, кто перебрался в другие регионы в пределах своего государ­ства, общая численность вынужденных пе­реселенцев составляла приблизительно 50 миллионов. Ныне это число возросло еще больше.
На фоне таких цифр чеченская мигра­ция может показаться незначительной, но если сопоставить число беженцев и вынужденных переселенцев в годы двух чеченских войн с общей численностью чеченцев, станут понятными истинные размеры бедствия, обрушившегося на наш народ.
 За последние сто пятьдесят лет не раз наблюдались масштабная миграция че­ченцев за пределы их родины. И подобный массовый исход всегда объяснялся не эко­номическими, а политическими причина­ми. Так, после завершения Кавказской вой­ны и вплоть до начала Первой мировой значительное число чеченцев уехало в Турцию и некоторые другие мусульман­ские страны. Пик этой миграции пришел­ся на 1864 год, когда имперские власти бу­квально вынудили одновременно эмигри­ровать до 23 тысяч жителей Чечни. А ведь общая численность чеченцев в те годы по приблизительным оценкам тех же россий­ских властей колебалась в пределах 130-150 тысяч. Итак, примерно одна седьмая или даже одна шестая часть нашего народа переселилась в Турцию, фактически навсе­гда утратив связь с исторической родиной.
Чеченцев из царской Терской области к миграции, которая, как уже говорилось, продолжалась вплоть до Первой мировой войны, побудила общая неудовлетворен­ность своим положением. Так называемой «туземное население» Северного Кавказа (и прежде всего чеченцы) не имело даже тех прав, которыми пользовалось русское крестьянство, слывшее одним из самых униженных и эксплуатируемых сословий царской России. Отсутствие элементар­ных гражданских свобод плюс экономиче­ское угнетение — вот основные причины чеченской миграции того периода.
После установления советской власти миграция из Чечни прекратилась практи­чески полностью, если, конечно, не брать во внимание десятки тысяч человек, кото­рых власти сослали в отдаленные лагеря и тюрьмы. Это не означает, что чеченцы бы­ли довольны своей жизнью. Просто вы­ехать за границу было практически невозможно, а в любом конце огромного Совет­ского Союза жизнь практически ничем не отличалась от той, что они влачили в род­ном краю.
Появление первых крупных чеченских общин за пределами Чечни явилось одним из последствий депортации 1944-1957 го­дов. Тысячи чеченцев остались в Казахста­не и Киргизии, а вскоре чеченские диаспо­ры стала возникать и в некоторых других регионах. Десятки тысяч чеченцев ежегод­но устремлялись в различные отдаленные уголки Союза в поисках сезонных заработ­ков. Помимо этого на протяжении послед­них десятилетий советской власти сущест­вовала небольшая по размерам, но устой­чивая миграция из Чечено-Ингушетии, вы­званная экономическими причинами.
 В начале 90-х экономический и поли­тический кризис, охвативший почти все постсоветское пространство, кардинально переориентировал чеченскую миграцию. Впервые за долгий период чеченцы в по­исках работы и достойной жизни начали осваивать «дальнее зарубежье», прежде всего Европу, Северную Америку и некото­рые мусульманские страны.
Однако подлинный взрыв чеченской миграции, вызванный, разумеется, войной, разразившейся в Чечне, приходится на се­редину 90-х. Масштабы человеческой тра­гедии, связанной с двумя чеченскими вой­нами, грянувшими одна за другой, поисти­не потрясают — был момент, когда Чечню покинула большая часть ее обитателей. Только в Москве и Подмосковье, по неко­торым оценкам, теперь живет до ста тысяч этнических чеченцев. Еще десятки тысяч человек устремились в зарубежные страны в поисках политического убежища.
Даже прекращение активной фазы бое­вых действий не остановило миграцион­ный поток из Чеченской республики. Лю­ди по-прежнему уезжают. Они бегут от бес­правия и экономической безысходности.
Сегодня основным центром зарубеж­ной чеченской миграции стала Европа, точнее — такие страны, как Германия, Бельгия, Франция, Норвегия и Финляндия. В качестве главного транзитного пункта на пути на Запад используется Польша, вла­сти которой терпимо относятся к появле­нию на своей территории беженцев из Чечни.
Кое-кто едет еще дальше — в США.
Значителен поток тех, кто устремляет­ся в Турцию и благополучные страны му­сульманского Востока, включая далекую от нас Малайзию.
Не секрет, что немалая часть жителей, до сих пор остающихся в Чеченской рес­публике, мечтают поскорее уехать. В пер­вую очередь это относится к молодежи, среди которой сильно желание навсегда либо надолго перебраться за границу. В другие регионы Российской Федерации, как правило, уезжают только потому, что нет возможности совсем покинуть преде­лы страны.
Несмотря на то, что новая Россия дек­ларирует приверженность к демократиче­ским идеалам, а ее Конституция прямо провозглашает человека и его жизнь фун­даментальной ценностью, находящейся под защитой государства, — реальность та­кова, что миллионы граждан страны пред­почли эмигрировать.
Налицо огромная разница между отно­шением российского государства к собст­венным гражданам и тем, как европейские страны принимают мигрантов со всего света. Власти Российской Федерации не только не в состоянии обеспечить приют миллионам этнических русских, после распада Советского Союза оказавшихся жителями независимых государств, — они не способны даже сделать образ России сколько-нибудь притягательным для них. Недаром подавляющее большинство рус­ских из Украины или стран Балтии даже не помышляют о переезде в Россию, хотя их отношения с титульными нациями мест постоянного проживания зачастую не сво­бодны от серьезных проблем.
 У России до сих пор нет государствен­ной программы репатриации этнических русских, в то время как в европейских странах десятилетиями действуют про­граммы по приему и адаптации мигрантов со всего света. И это при том, что в послед­ние годы европейские страны значитель­но ужесточили правила приема иностран­цев на постоянное жительство!
В современных условиях даже смешно задавать вопрос, почему многие тысячи чеченцев хотят уехать из России. Мало того, что власти относятся к ним, будто к гра­жданам второго сорта, и чинят всяческие препятствия их деловой активности в сфе­ре частного предпринимательства.
Нема­ловажное значение имеет постоянный психологический прессинг со стороны средств массовой информации, без конца тиражирующих образ «злого чечена», жи­вущего разбоем и терроризмом. Античе­ченские настроения весьма и весьма за­метны буквально во всех слоях современ­ного российского общества — это одно из главных объяснений устойчивой эмигра­ции чеченцев из страны.
Добавьте к этому разруху, которая до сих пор царит в самой Чеченской респуб­лике. При всей значимости тех строитель­ных работ, что сегодня развернулись в Грозном, необходимо заметить, что вос­становление жилых домов и благоустрой­ство улиц имеют лишь опосредованное отношение к экономическому возрождению республики. В Чечне по-прежнему катаст­рофически не хватает рабочих мест, уро­вень безработицы устойчиво держится на уровне 70-80% трудоспособного населе­ния. При таком количестве «лишних» лю­дей эмиграцию остановить невозможно, даже если власти начнут устанавливать кордоны на границах республики.
Но одной безработицей беды жителей Чечни не ограничиваются. Не теряет ост­роты проблема личной безопасности, а правовой «беспредел» характерен для
вла­стных структур вообще и правоохрани­тельных органов в частности. Достаточно вспомнить, к примеру, как в Чечне идет вы­дача компенсаций за разрушенное жилье и утраченное в годы войны имущество. Мало того, что размеры компенсации мизерны — что такое сегодня 350 тысяч рублей? Раз­ве этой суммой можно возместить все по­тери, которые за две войны понесли даже самые благополучные жители Чеченской республики? У нас множество семей, кото­рые не раз становились жертвами откры­того мародерства, но поскольку их жилье сохранилось, никаких компенсаций им не полагается. Я лично знаю немало таких, которые потеряли (в том числе в виде то­варов, завезенных для реализации) имуще­ство на сумму во много раз превышающую размер официальной компенсации, но го­сударство не заплатило и не заплатит этим семьям ни копейки.
А кто-нибудь подсчитывал косвенные экономические потери населения Чечни, не по своей воле годами лишенного воз­можности заниматься мирным трудом? Между прочим, когда Советский Союз оп­ределял размер репараций, которые долж­на была выплатить побежденная Германия, в них были включены и все экономиче­ские выгоды, упущенные населением окку­пированных областей. Но в отношении жителей Чечни эта практика не применя­ется.
Я не буду говорить о компенсациях за моральный ущерб и вред здоровью, при­чиненный войной. В конце концов, значе­ние имеет не только размер компенсаций, которые государство готово выплатить своим гражданам за ущерб, причиненный им действиями самого же государства. Го­раздо важнее его отношение к гражданам. Именно здесь наблюдается наиболее рази­тельный контраст между Россией и Евро­пой. Это, кстати, бросается в глаза каждому, кто хоть ненадолго побывал за границей.
Если бы у чеченцев не была столь силь­но развита традиция взаимовыручки, ко­торая распространяется не только на род­ственников, но и на соседей, наверное, мы бы просто вымерли за последние полтора десятилетия. Во всяком случае, тем, что они живы, чеченцы меньше всего обязаны государству, гражданами которого они в большинстве своем являются.
Люди бегут на Запад и на Восток не от хорошей жизни. В основе нынешней ми­грации, подчеркиваю это еще раз, не толь­ко экономические, но в первую очередь политические причины — правовой «бес­предел» и психологическое давление. Для чего, во имя какой цели людям годами тер­петь все это? Во имя светлого будущего? Но кто гарантировал им его, если под сомне­нием даже их законное место под солн­цем? Подавляющее большинство жителей Чечни, образно говоря, оказалось сегодня на обочине и может лишь смотреть, как «хозяева жизни» проносятся мимо на «кру­тых» иномарках. Власть стоит на страже интересов не простого гражданина, а чи­новника и крупного собственника, даже если его богатство добыто кражей или, то­го хуже, откровенным грабежом.
Простой смертный со всеми его забо­тами и бедами государству безразличен. Так стоит ли удивляться, что и он в свою очередь не желает иметь ничего общего с этим государством и предпочитает эмиг­рировать туда, где к нему отнесутся по-че­ловечески? И здесь я поневоле возвраща­юсь к тому, о чем уже упоминал выше. Глав­ное отличие России как государства от других стран Европы — это отношение к человеку. Еще великий русский историк Ключевский когда-то заметил, что в Евро­пе сословия отличались друг от друга объ­емом прав перед государством, а в России — объемом обязанностей по отношению к государству.
Эта худшая черта российской государ­ственности сохранилась до наших дней. Гражданин России может пользоваться лишь теми правами, что государство дару­ет ему и в любой момент может отнять. Го­сударство — вот высшая ценность в Рос­сии, а потому оно всегда требует от своих граждан все новых жертв. Поэтому даже реформы, призванные в конце концов улучшить жизнь простого человека, здесь осуществляются за счет все тех же граждан. Для примера вспомним «шоковую тера­пию» по Гайдару и Чубайсу.
Европеец же или американец живет с сознанием того, что его основные права дарованы самим Богом, никто не вправе посягать на них. В том числе и государство, которое он воспринимает как наемного управляющего (налоги — это плата ему за надлежащее исполнение своих функций!), чья обязанность состоит в том, чтобы соз­дать гражданину максимальные удобства для труда и отдыха. Россиянин служит го­сударству, а на Западе прямо противопо­ложная картина — там государство состо­ит на службе у граждан.
Именно этим объясняется тот факт, что чеченская миграция последних лет потенциально направлена за пределы Рос­сийской Федерации. Люди стремятся туда, где они могут чувствовать себя людьми в полном смысле этого слова. Ради этого они готовы преодолевать не только труд­ности, с которыми сталкивается любой россиянин (не говоря уж о чеченце), соби­рающийся даже на время выехать за грани­цу, но и потратить годы на то, чтобы вы­учить чужой язык, получить новую про­фессию и начать жизнь заново.
Это очень нелегко, но люди идут на лю­бые жертвы, причем чаще всего не ради се­бя, а ради своих детей, ради того, чтобы га­рантировать им благополучное будущее.
И последнее, что мне хотелось бы от­метить. Те страны, что принимают ми­грантов из Чечни, тем самым дают им шанс изменить свою жизнь к лучшему. Предоставление политического убежища или даже вида на постоянное жительство (не говоря уже о гражданстве) всегда со­провождается выделением значительной финансовой и социальной помощи. Госу­дарство обеспечивает мигранту бесплат­ное или льготное жилье, за свой счет по­сылает его детей в школу, оплачивает обу­чение языку, переквалификацию, меди­цинскую помощь, предоставляет работу и т. д. Я знаю людей, которые, переехав жить на Запад, буквально спаслись от физиче­ской смерти, потому что там они бесплат­но получили дорогостоящее лечение, ка­кого никогда не смогли бы оплатить ни в Чечне, ни где бы то ни было в пределах России. Поэтому каждый чеченец, живу­щий ныне в странах Европы и пользую­щийся всеми правами наряду с коренны­ми жителями, должен быть благодарен за то, что сделали для него. А лучшая форма благодарности — быть примерными гра­жданами той страны, что приняла их. В конце концов, это в их же собственных интересах.