ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

АРХИВ > ДОШ # 1/2003 >

“В ОСНОВЕ ВСЕГО ЛЕЖИТ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ...”

Беседа Марьям Вахидовой с шеф-редактором московского бюро телеканала “Аль-Джазира” Акрамом Хузамом   (стр.34-37)

Летом 1992 года отдельные депутаты парламента Чечни для поднятия собственного рейтинга, как сказали бы сейчас, избрали, на первый взгляд, весьма странный и неожиданный маршрут: Мекка - Медина. Поскольку эти города являются исключительно исламскими святынями, не трудно было догадаться, что их политическое банкротство нуждается в срочном освящении.. Депутатам-хаджам после паломничества мог быть выдан некий “кредит доверия”...

С другой стороны, Зелимхан-хаджа (святой) - против имени первого президента Чечни, больше похожего на “завсегдатая парижских кафешантанов”, как писала “Комсомолка”, могло обеспечить носителю приставки неплохую политперспективу...

Таково было в тот год первое робкое, но явно далеко идущее поползновение на Ислам, когда политики поняли, что именно из религии можно черпать необольшевистские лозунги для оболванивания  народа, заменив вечно “живого” Ленина на собственное понимание традиционных ценностей.

Когда в 1990 году мне довелось самой поработать в Грозном в школе, на 23 февраля я поставила спектакль на тему депортации: “Это я, Господи, это я!” В глубине сцены висел плакат с распятием, со сцены читали стихи и молитвы, а заканчивалось все действо голосом из-за кадра, зазывающим к намазу, будто с минарета, и национальным гимном, символизирующим национальное возрождение. После спектакля директор школы, ингуш, добрейшей души человек, склонившись ко мне, улыбаясь, по-дружески порадовался за меня: “Ты счастливый человек! Вовремя приехала в республику. Еще год назад на этой сцене мы проводили атеистические утренники.”

И вот в эту Чечню, но уже при новой власти приезжают арабы, не сумевшие состояться как личности в своих странах, но с претензией на мессианство. Как ни странно, но звучащая арабская речь из уст даже малограмотного заезжего араба почти гипнотически стала действовать на чеченцев, получивших уже возможность не только не прятаться во время совершения намаза, но открыто ходить в мечети, совершать молитвы и зикры хоть публично, на площади.

Такое внезапное благоговение перед арабскими гастролерами...

Духовные наследники таких великих святых, как Шейх Мансур и Кунта-Хаджи Кишиев, павшие ниц пред невежественными бедуинами!.. И это вместо того, чтобы вернуться к своим родным истокам!


Кадры из документального фильма Акрама ХУЗАМА.

Акрам Хузам - личность, соединившая в себе культуры Востока и Запада, Европы и Азии.

Выпускник ГИТИСА, однажды и навсегда приобщившийся к русской культуре, он не только верит в Россию, но и пытается понять ее умом.

Родившийся и выросший в православной семье среди народа, давшего миру последнего Пророка,он за свою журналистскую деятельность сделал много документальных фильмов и программ об Исламе, о Священном Писании, о древнейших арабских рукописях.

Многие по всему миру узнают его по репортажам из Москвы, которые он ведет, как шеф-редактор телеканала “Аль-Джазира”.

“Аль-Джазира” в переводе на русский язык означает - Остров. Любой. Всякий.

Когда речь идет о профессионализме, то ему, Акраму, не все равно, каков климат на его Острове. Вот почему здесь можно встретить мусульманина и христианина, которых сегодня усиленно противопоставляют.

- А каков он сам , этот “Арабский мир” или “Исламский Восток”, “яркие” представители которого стали сегодня головной болью, изжогой не только крохотной (по своим масштабам) Чечни, но и такой могущественной державы, как Америка?

- Я часто слышу: “Исламский Восток”, “Арабский мир”... Таких понятий вне России не существует. Возьмем “Арабский мир”. Что здесь имеют в виду? Марокко - это одно. Йемен - это другое, а Египет - третье. Что их может, на первый взгляд, объединять? Язык? Если так, то лично я не понимаю языка марокканцев. Если взять экономическую составляющую, то и здесь немало принципиальных отличий, которые достались этим странам в наследство от господствовавшей идеологии в бывших империях. Марокко и Алжир, Сирия и Ливан... все они расколоты: одни долгое время находились под влиянием Франции, другие - Англии.

Есть арабские государства. Есть арабские народы. Но что такое, опять же, арабские народы? Пророк Магомет завоевал определенные территории, дошел до Китая, но это не означает, что эта огромная территория и есть Арабский мир. Это нереально. Среди арабов есть разные конфессии (христиане, католики, протестанты), есть разные нации (курды, черкесы...). Все они граждане арабских стран, говорящие на государственном языке, но сохранившие свою культуру, язык, обычаи... Как их выделить из “Арабского мира”?

А что такое “Исламский мир”? Что здесь может быть объединяющим фактором? Если это вера, то можно говорить только о мусульманах этих стран, а куда отнести всех остальных, о которых я говорил, кто не исповедует Ислам? Я против такого термина.

- А что имеют в виду, когда говорят: “Исламский Восток”?

- Не знаю. Давайте поставим вопрос по-другому: Что такое Сирия? Если вернуться в историю, то Сирия, Иордания, Израиль и Ливан - все это была одна большая Сирия. Жили на этой территории сначала язычники и иудеи, затем - христиане. Ислама там не было. Даже во времена последнего Пророка, 600 лет назад, было больше свободы: либо ты платишь налоги и остаешься в своей вере, либо принимаешь Ислам. Это был нормальный Ислам. Без экстремизма...

- Но с чеченцев ли началась ревизия Ислама?

- После ухода из этого мира последнего Пророка началось различное толкование Ислама.

У Абу-Бакра, у Омара было одно направление, у Али - другое. Али считал, что люди должны самостоятельно принимать решения, стремиться к знаниям, быть прогрессивными... Это не могло нравиться тем, кто хотел полного подчинить себе верующих и т.п.

Толкования сущности Ислама и Корана отражали борьбу интересов последователей Пророка.

Если глубоко изучать материалы тех времен, то можно увидеть, что в основе всего лежит, в первую очередь, борьба их интересов. Из всех последователей Пророка прогрессивная идея была заложена у Али.

А что такое религия? Я знаю, что вы верующий человек, но вы не носите паранджу, не ходите в мечеть. Вы верите в душе. Как вы молитесь, это ваше личное дело. Никакой таксист или боевик не должны вам указывать, во что и как вам одеваться. Посмотрите на элиту в Пакистане или в Ираке. Массса рядится в дешевую одежду: проще купить покрывала и спрятать за ними нужду, поселившуюся в твоем доме, создавая иллюзию хоть какого-то благополучия уже тем, что живешь ты, как большинство твоего народа. А обратите внимание на женщин из семей политиков. Они всегда одеты светски, у них открыты лица. И, поверьте, ни таксист, ни боевик не спросит, почему жена президента или депутата не прячет лица, не кутает плеч или ходит в платье с коротким рукавом. Как должна одеваться женщина, об этом не говорили и этого не знали даже во времена Пророка. А паранджу еще задолго до Ислама носили арабские женщины исключительно из влиятельных семей. Не знаю истинной причины: может, для красоты, или чтобы отличаться в обществе... Почему жены Пророка носили паранджу? Потому что принадлежали к арабской элите, а не потому, что приняли Ислам.

Когда и почему чадру перенесли в народ - ответ на это надо, думаю, искать в том времени, когда борьба интересов стала важнее истины.

- Как могло случиться, что для чеченцев оказалось достаточным уже то, что человек приехал из арабской страны, чтобы позволить ему так грубо вмешаться в жизнь своей страны, своего народа?

- Не согласен. Где-то полгода назад лично мне многие чеченцы жаловались на арабов.

- ???

- Беженцы в Ингушетии, когда я посещал их в лагерях.

- После того, как стали беженцами!..

- Такое характерно не только для Чечни. Подобное было в Таджикистане, Афганистане. Везде, где народ обнищал в войнах. Народу была далека идеология фанатиков. Но некоторые люди получали от них помощь и защиту, пусть даже и в очень своеобразном виде.

- Но разве африканский континент находится не в большей нищете, чем арабские страны?

- Там тоже не меньше вербуют.

- Но мировую общественность пугают не неграми-террористами. Тогда как араб и террор в сознании современников становятся неразделимыми понятиями.

- По-моему, больше говорят об исламских террористах, о тех, кому внушают, что их место, как воинов Аллаха, там, куда их вербуют.

- Но они мусульмане?

- С моей точки зрения - нет.

- Мне моя вера не навязывает военные действия в Афганистане, например, или в Дагестане. Почему же Бен-Ладен или Хаттаб должны восприниматься как “борцы за веру”?

- На самом деле они всего лишь часть большого плана, по которому реализуются геополитические интересы мировых держав. Взять к примеру хотя бы Пакистан - Афганистан - Среднюю Азию. Это страны Великого шелкового пути. А Кения? Что такое Кения для Запада? Это выход на многие африканские страны.

- К сожалению, мало кто анализирует события в мире в единой цепи, зато стало чуть ли не хорошим тоном проводить параллель между событиями, происходящими в Чечне и России, с тем, что происходит в Палестине и Израиле.

- На мой взгляд, такая параллель невозможна. Из-за принципиальной разницы. В Чечне есть нерешенные проблемы, и они больше носят исторический характер. Они не в 90-е годы возникли.

- В Чечне решаются, на ваш взгляд, глобальные чеченские или все же российские вопросы?

- Конечно, глобальные российские вопросы, одним из которых является и судьба Чечни.

Разговаривая со многими российскими генералами, прямо давал им понять, что если чеченцы - это российский народ, то к ним соответственно и надо относиться.

- Почти в каждой стране, республике, где бываете, вы делаете фильмы или программы об Исламе. Откуда у вас знания об Исламе, которыми не каждый мусульманин может похвастаться?

- Коран я прочел, когда мне было 13 лет. Самостоятельно. Мой учитель посоветовал мне, как будущему режиссеру, по языку Корана отшлифовать свою речь. Произношение, грамматику я отточил, изучая Коран, которому в этом отношении нет равного текста. Позже не просто читал, но изучал для себя философскую литературу. Из всех религий я беру лучшее и воплощаю это в своей жизни.

- Вы изучили Коран, живя среди арабов, а не в Европе или в России. Вы считаете, что в арабской среде можно оставаться атеистом?

- Я жил в арабской стране и остался атеистом. В Катаре и Саудовской Аравии инакомыслие нельзя афишировать. Но я не люблю, когда мне навязывают, во что верить, а во что нет. Вера - это мое личное дело.

- Когда ваш народ избирает себе власть, главу государства, на что он опирается в первую очередь?

- Понятие выбора в арабских странах - это иллюзия. Выбора там нет.

- Почему арабские страны, заинтересованные в поддержании своих боевиков (террористов), в том числе и финансово, на территории Чечни, не открыли свои границы для принятия чеченских беженцев? Почему мусульманский народ - чеченцы ищут и находят приют в христианской Европе? Разве вера не обязывает мусульман помогать братьям по вере?

- Все очень просто. В Европе есть государственный институт, обеспечивающий демократию. Есть парламент. Это все завоевано и оплачено большой кровью, и Европа этим дорожит.

- Разве арабы мало пролили крови за свою историю?

- Мало. За свободу - мало. День независимости в Англии и Франции - это действительно национальный праздник. А что празднуют их бывшие колонии, которым эти империи подарили свободу, просто отпустив их?

- В арабских странах есть Комитеты защиты прав человека?

- Есть, но они созданы людьми, которые учились этому на Западе и в Европе.

- Когда-то Россия тоже с этого начинала: Петр Первый посылал учиться в Голландию, в Германию, но при этом Россия продолжала оставаться крепостной., а ее народы бесправными. Европа не очень меняла облик России, все время стремящейся к европейским ценностям. Насколько продвинулись в этом плане арабы?

- Триста лет не особо продвинули саму Россию. Что говорить об арабах?..

- Вы приехали в Россию в 26 лет, а значит, уже сформировавшимся молодым человеком, который знает, “что ищет он в стране далекой”... Каково было человеку из другой культуры вписаться в российскую действительность?

- Я приехал в СССР получить профессию. У меня была мечта попасть в ГИТИС. Многие вопросы тогда в Союзе были решены нормально, и тем не менее адаптация шла долго.

- В Сирии у вас была возможность уже что-то знать о ГИТИСе?

- Я знал систему Станиславского, читал на арабском языке Чехова, Достоевского. Но была и вторая причина, почему я уехал из Сирии. Это связано с демократией. Я хотел получить профессиональную базу и вернуться в обновленную страну. Очень хотелось надеяться, что ситуация к моему возвращению изменится.

- Выходит, в Сирии можно работать режиссером?

- Можно. Театры там работают, но главное, каким быть режиссером. Помните, как у вас было при Советах? К сожалению, у нас до сих пор все подчинено официальной идеологии.

- А женщины могут играть в театре?

- Могут. Могут даже раздеваться на сцене. (Смеется) Главное - репертуар. Главное, что такое театр: инструмент господствующей идеологии или особый институт, где человек может получить наслаждение, культурно отдохнуть?

- В Чечне с приходом арабов-вахабитов пытались закрыть театры...

- В Саудовской Аравии тоже так. Но в Сирии и других арабских странах есть даже мужчины - гинекологи.

- Как чувствует себя арабка-христианка в арабских странах? Не живут же христиане-арабы обособленно от мусульман? Мини-юбки могут соседствовать на улицах с чадрой?

- Спокойно.

- Где женщина должна закрыть лицо?

- Женщина ничего не должна. Разве что в Мекке?..

- В Мекке как раз не носят чадру. Там достаточно спрятать волосы. По-моему, там любая женщина заинтересована сохранить цвет и структуру волос от палящего солнца.

- Нормального красивого человека везде принимают. Нужно только уважать традиции народа.

- Вы выросли в многодетной семье?

- У меня два брата и четыре сестры. Сестры замужем за арабами. Они все верующие.

- Отец ваш нормально относится к вашим убеждениям, или он не знает, что вы - атеист?

- Отец считает, что правду нужно воспринимать такой, какая она есть.

- Мудрая позиция для человека, который мог бы и приказать верить... Ваша семья ходит в церковь?

- Ходит. И в то же время все одеваются светски, у всех светские профессии.

- Ваши сестры приезжают к вам в гости?

- Одна из них была у меня здесь, в Москве.

- Ей не казалось, что она не может оставаться в этой стране в связи с разностью культур?

- У нее была насыщенная программа. Все, что она здесь увидела, ей очень понравилось.

- В Сирии есть балет?

- Есть. Балетная школа. Девочка из любой семьи, если только у нее есть талант, может учиться в этой школе.

- Я спрашиваю об этом, потому что есть виды искусства или спорта, в которых нет и быть не может чеченок только потому, что надо было бы одеваться довольно откровенно. Например, в балете, в фигурном катании, в гимнастике...

- Лично для меня это очень странно.

- Странным для нас, чеченцев, было видеть короля Иордании Хусейна в гробу, когда его тело везли по улицам города.

- А что в этом странного, я не понял?

- Он ведь был мусульманином!

- (Смеется) Я же говорил, что элита освобождает себя от многих условностей. В том числе и от религиозных.

- Арабов-христиан хоронят в гробу и ставят крест на их могилах?

- Да.

- И мусульмане не оскверняют их могилы?

- Нет.

- Нетерпимость в вере, арабы, похоже, приберегли для Чечни и России. Значит, то, что арабы дали миру последнего Пророка, не обязывает всех арабов принять Ислам?

- Нет.

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>