Назад Вперед

Новая зона «контртеррора»
Руслан Мальсагов

В Ингушетии, в ночь на 24 ноября, из отеля «Асса», что в центре Назрани, вооруженные автоматами люди в форме спецназа похитили съемочную группу телекомпании РЕН ТВ и председателя совета правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова. Журналистов и правозащитника ограбили, избили и выбросили из машины километрах в десяти от ингушской столицы. Через независимый интернет-портал Ingushetiya.ru этот факт вопиющего насилия мгновенно получил широкую огласку. Журналисты, подвергшиеся нападению, должны были освещать объявленный на следующий день митинг против произвола силовых структур, похищений людей и бессудных казней на территории Ингушетии. МВД республики выступило с официальным опровержением информации о похищении правозащитника и журналистов, назвав ее "провокационными инсинуациями и грязными технологиями тех, кто пытается дискредитировать официальную власть Республики Ингушетия". Однако следственный комитет при генпрокуратуре РФ признал факт похищения и возбудил уголовное дело по нескольким статьям УК РФ. Журналистов, которые уже оказались в ГОВД Назрани, срочно привезли в Магас, где их лично принял Мурат Зязиков. Ингушский президент, как сообщила его пресс-служба, «принес журналистам свои извинения, сообщил им, что они стали жертвами деструктивных сил, и дал личные гарантии безопасности".
 Некие представители народа, испокон веку славного своим гостеприимством, наследники традиции, которая напрямую связывает безопасность гостя с честью хозяина, рода, селения, попрали все законы гор. И если кто-то считает себя непричастным к этому произволу, он глубоко заблуждается. Имя нам всем - ингуши, и это произошло в Ингушетии! Благо, хоть президент разъяснил оскорбленным гостям: дескать, это какие-то неведомые деструктивные силы похозяйничали в нашем доме, но мы не все такие, и даже извинился. Только один вопрос остается без ответа: кто принесет извинения десяткам матерей тех мальчиков, что без суда и следствия расстреляны на территории родной республики, похищенным и пропавшим без вести гражданам «привлекательной для западных инвесторов, процветающей Ингушетии». Кто в ответе за непрекращающиеся отстрелы сотрудников правоохранительных органов, призванных охранять порядок, а не молотить дубинками по головам юнцов и инвалидов? Кто стоит за беспределом, чинимым «эскадронами смерти» и неизвестными в камуфляже, которые сначала расстреливают людей целыми семьями или поодиночке, а затем объявляют их террористами и «амирами НВФ»? Это ведь «не куриц давить»!
Общенационального митинга, анонсированного в течение месяца, не получилось. Властям удалось поселить в людях страх, многоликий и всепроникающий. Страх быть замеченным в инакомыслии, страх потерять работу и быть занесенным в «списки неблагонадежных», страх за свою безопасность, а порой и за жизнь. Такие опасения, отнюдь не беспричинные, заставляют общество молчать. И все попытки добиться от республиканских властей и военных отчета о судьбе похищенных или пропавших без вести, о бессудных казнях закончились ничем.
 Руководитель правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов говорит, что «трагические события, происходящие на Северном Кавказе, принесли немало горя конкретным людям во всех регионах нашей страны. Одним из самых ужасных последствий этих кровавых конфликтов и войн стали факты массовых похищений людей. В северокавказских республиках в списках похищенных и пропавших без вести числятся тысячи людей. С большой уверенностью можно утверждать, что если не все, то подавляющее большинство этих людей убиты...
Пока родным и близким не предоставят информацию о судьбе похищенных людей, а тела убитых не будут преданы земле, мир не наступит не только на Кавказе, но и во всей России. Среди похищенных и пропавших без вести есть и представители различных силовых структур и военных ведомств, которых политики посылали умирать и убивать. Горе, оно у всех одинаковое, оно не делит людей ни по каким признакам».
По данным правозащитной организации «Машр» в период с 1992-го по 2006 год на территории Ингушетии убито 372 человека; пик убийств пришелся на 2004-й и 2006 годы.
С 29.11.2002-го по 29.11.2007-го похищенными и пропавшими без вести числятся 158 человек.
2007 год стал для «убийц в масках» самым «урожайным» по числу отстрелянных в возрасте от 6 до 25 лет. Общее число жертв 2007 года составило 112 человек!
Вот такая грустная арифметика... Но говорить об этом вслух, тем более на площади, ингушам запрещено. Впрочем, так было и в 44-м, и в 73-м, и в 92-м. НКВД, КГБ, ФСБ - как ни меняй аббревиатуру, суть и методы остаются прежними.
С недавних пор Ингушетия объявлена «зоной контртеррористической операции». Мы не забыли, что принесла недавняя кампания подобного рода Чечне и России в целом. Мы-то помним, но, похоже, у политиков память коротка.