Назад Вперед

Преданность избранному пути
Выдающийся, блестящий, блистательный, фанатично преданный, неистовый…какими только эпитетами не награждала пресса этого балетмейстера. За 42 года сценической деятельности ему пришлось пережить и головокружительные взлеты славы, и тяжелые разочарования. Он связал свою жизнь с профессией, которая не терпит полутонов. Здесь ты или признан, или нет – и тогда надо сразу уходить, чтобы не уготовить себе роль серой мышки. Но человека, о котором идет здесь речь, природа щедро одарила и талантом, и работоспособностью .
Топа Элимбаев!.. Народный артист России, Народный артист Чечено-Ингушской, Кабардино-Балкарской, Дагестанской, Северо-Осетинской АССР, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства и премии Ленинского комсомола Чечено-Ингушской АССР… Его имя неразрывно с лучшими годами в истории кавказской танцевальной культуры. Но за всеми этими титулами и признанием стоял ежедневный адский труд, до кровавых мозолей, до седьмого пота. Изо дня в день, из года в год он делал себя сам, чтобы потом иметь право назваться учителем, мэтром. Он был одержим танцевальным фольклором, влюблен в неповторимую стихию ритма и обречен на подвижничество.

Одного из лучших выпускников режиссерско-балетмейстерского факультета Государственного института театральных искусств Топу Элимбаева приглашают в Германию, где он занимается педагогической практикой в Берлинском хореографическом училище. В это же время на сценах «Комише-опер», «Штадтс-оперы» и «Фридрихштадтс Паласа» осуществляет постановку двух одноактных балетов. В 1969 году, вернувшись на родину, Элимбаев возглавляет Чечено-Ингушский государственный ансамбль песни и танца, став самым молодым из руководителей госансамблей. В свои неполных 24 года, он уже твердо стоит на ногах, в энциклопедии вайнахской культуры открывается новая страница. Юношеский порыв и профессиональные амбиции не знают границ, он позволяет себе экспериментировать, искать новые решения изменять рисунок и пластику танца. Через несколько лет «Вайнах» -- так с его легкой руки теперь именуется ансамбль -- стал визитной карточкой Чечено-Ингушетии. Европа, США, Латинская Америка, Африка, Ближний Восток- вот неполный перечень, только зарубежных его гастролей.
25 лет жесточайшего режима, ежедневных репетиций, концертов, фестивалей, стали звездными для коллектива и его художественного руководителя. Не все, кто приходил в труппу, выдерживал такой бешенный ритм и одержимость Элимбаева. Но тем, кто верил в него, кто так – же как и он жили в танце на разрыв аорты, любовь и восторг зрителей были обеспечены. Его учеников и сегодня, по прошествии 30 лет, можно легко вычислить в толпе по элегантности, грации и горделивой стати. Он учил их не только танцу, но и умению ощущать себя неповторимыми. Как и он сам.
Война перевернула жизнь всех нас. Она и сегодня, как зияющая рана. Но даже в этом хаосе, те в ком заложен настоящий стержень, сумели противостоять цинизму бесчеловечного эксперимента над народом. Каждый спасался как мог: кто-то мстил за трагедию, обрушившуюся на его землю, кто-то наживался на этой трагедии, а кто-то спасал ближних от ненависти, отчаяния и шока войны. Топа Элимбаев выбрал последнее. Даже в сытой, циничной столице, дети войны не были защищены от этой самой войны. Заставить их забыть минометный шквал, артобстрелы, трупы, могло только нечто невообразимое… Случай решил все, как для самого Топы, оставшегося без дома, без работы, так и для московско-чеченской детворы. Зия Бажаев, был человеком не от мира сего, наверное судьба поэтому и свела их. Сотням мальчишек и девчонок Бажаев помог поверить, что жизнь для них только начинается. Началась с нуля она и для «легенды вайнахской хореографии» Топы Элимбаева.
11 июля 2000 года - день рождения ансамбля «Зия». Тогда в Колонном зале Дома Союзов была реанимирована, обреченная на уничтожение, древняя культура Кавказа. В противовес оголтелой пропаганде средств массовой информации о «лицах кавказской национальности», «варварской нации», Москве, а затем и Европе, детский хореографический ансамбль «Зия», отстаивал честь попираемой культуры. В огромном мегаполисе Элимбаеву удалось создать островок счастья, где все говорят на одном языке, где нет деления на национальную или социальную принадлежность и где царит Муза. И снова все как много лет назад; станок, классика, станок. Научить танцевать можно и медведя, Топа же дает возможность постигнуть мудрость традиций через тончайшую нить отношений партнеров. Каждая из его постановок это целая философия жизни, с всем разнообразием ее оттенков, и всегда настоящее искусство.
Сегодня каждый концерт «Зии» сопровождается оглушительным успехом, как- будто на сцене не маленькие танцовщики, а мастера искусств . Хотя впрочем, так оно и есть. И в каждом из них дух и самого Топы Элимбаева. Блестящий балетмейстер, тонкий знаток психологии. он превратил танец в идеологию, продемонстрировав действительный портрет чеченца и преуспел в этом больше, чем наши горе –политики.
Сегодня за плечами жизнь, за которую не стыдно смотреть людям в глаза: сотни постановок, сотни учеников, вот только друзей с годами все меньше. Наверное стал жестче к себе. Но все чаще после репетиций, в опустевшем танцклассе жмет сердце: там за 2000 километров осталась его родина, сожженный дом и часть жизни - государственный ансамбль танца «Вайнах». Уже другие возглавляют ансамбль, определяют репертуарную политику и строят планы. Лучше или хуже – судить зрителю. Он желает им удачи и горения. Ведь это его ученики!.. Наверное, они помнят об этом.
И последнее. Там, в Грозном, сгорели все его документы, подтверждающие, что он, Топа Хамитович Элимбаев, действительно с 1969 года работал на благо расцвета и сохранения национальной культуры. Хождения по кабинетам министерства культуры оказались сродни хождений по мукам. Нет бумаги с печатью - не факт, что ты был, или есть. Так и ушел народный артист на пенсию с чистым бланком трудовой. Но это уже другая история…А пока что, влюбленный в «Зию», Топа вместе со своими детьми покоряет новые сердца, сцены и страны. И все такой же статный, немного ироничный красавец, этакий француз Кавказа!

Роза Мальсагова