Назад Вперед

Шедевры искусства ждут спонсоров
Наталья Гагиева
Зав.отделом учета художественных фондов
ФГУК Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО»


Прежде чем приступить к разговору о «судьбе» музейной коллекции бывшего Чечено-Ингушского республиканского музея им. Петра Захарова, необходимо коснуться некоторых аспектов создания и развития музея, без обозначения которых анализ был бы не полным. Основание музея в г. Грозном началось еще в первые годы советской власти. В 1924 году это было типичное этнографическое собрание ( история и культура вайнахских народов) и небольшая коллекция живописи, привезенная из центральных музеев (Эрмитажа и Третьяковки). В 1929 г. музею из фондов Государственной Третьяковской галереи были переданы работы первого профессионального живописца чеченца П.З.Захарова (1816-1846 г.г.).
Уже к концу 50-х годов в республиканском краеведческом музее была неплохая коллекция произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства.
В годы Великой отечественной войны (1941-1945 г.г.) и в период выселения чеченцев и ингушей (февраль 1944 г.) музейная коллекция почти не пострадала.
В конце 50-х годов было принято решение о создании республиканского музея изобразительных искусств в г. Грозном. В фонды вновь создаваемого музея были включены произведения изобразительного искусства из коллекции республиканского краеведческого музея.
В 1961 году был открыт Чечено-Ингушский республиканский музей изобразительных искусств им. П.З.Захарова.
Петр Захаров по происхождению был чеченцем, учеником знаменитого К.Брюллова. «Лучший портретист после меня» - так великий учитель аттестовал ученика – «художника из чеченцев» (этими словами) П.Захаров подписывал свои картины. Еще в период учебы в Академии художеств П.Захаров начал писать портреты своих великих современников – историка Грановского, хирурга Иноземцева, писателя Муравьева. Мастерство портретиста Захарова росло с каждой новой работой – он стал известным портретистом в Москве и Петербурге.
В 1842 году Захаров пишет свой знаменитый автопортрет ( картина находится в запасниках ГМВЦ «РОСИЗО» г. Москва). Художник изобразил себя в мохнатой пастушьей горской шапке и бурке – этим он показал свою внутреннюю связь с Родиной.
Умер Захаров в 1846 году. Полотна Петра Захарова-Чеченца находятся в Третьяковской картинной галерее и в Русском музее Санкт-Петербурга.
С момента основания музея в его фонды поступило более 3 000 произведений искусства. Из них около 1000 произведений живописи, 1200 – графики, 170 скульптурных работ. Около 1000 произведений мастеров прикладного искусства, в том числе редкие коллекции ковров, кавказского и турецкого оружия, современное искусство местных авторов.
Пополнялись музейные запасники за счет центральных российских музеев – Эрмитажа, Русского, Третьяковской галереи. Это были в основном специально подобранные картины, тематически связанные с Кавказом или написанные его уроженцами. В коллекции были произведения И.Айвазовского, В. Маковского, В. Боровиковского, И, Бродского, А. Тыранова, К. Коровина … А картина Ф.Рубо «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля 25 августа 1859 года.» экспонировалась в специально пристроенном зале.
Здесь нужно отметить, что создание музеев и формирование музейных коллекций произведениями западноевропейских, русских художников ХVIII-ХIХ в.в. начала ХХ в.и пополнение музейных фондов из коллекций и собраний центральных российских музеев в советское время было делом государственной значимости.

К 90-м годам коллекция музея насчитывала более тыс. единиц хранения, в том числе современное искусство Чечено-Ингушетии.
В 1994 году во время штурма Грозного здание музея было разрушено. Музейная коллекция, которая собиралась более полувека погибла. Это еще раз подтверждает старую истину: когда звучат выстрелы, музы молчат. И в этом молчании они погибают.
Война не щадит никого, в ней все равны – человеческие жизни, произведения искусства, культурные ценности - все едино. Никто и ничто не представляет ценности!
Так складывается судьба моего народа, что каждое пятидесятилетие заканчивается трагедией для всего живого и ценного, что есть на Земле Отцов! История народа, как известно в точности повторяется и в искусстве и в культуре. Порой судьба многих произведений искусства оказывается столь же трагичной, как и судьба людей.
Сколько еще бесценных полотен знаменитых художников, расхищенных из бывшего Чечено-Ингушского музея, скитается по всему миру, неизвестно. А сколько из них вернутся когда-нибудь, также вызывает тревогу. Воистину, они повторяют судьбу многих тысяч вайнахов, которые вряд ли уже смогут вернуться в свои дома.
В 1995 году из под обломков здания музея спасатели МЧС извлекли 500 экспонатов, из которых 112 произведений находятся в ГМВЦ «РОСИЗО», остальные менее пострадавшие оставлены в Грозном. Среди них были произведения П.Захарова, А.Куинджи, произведения западноевропейских мастеров, современное искусство чеченских и ингушских художников. Однако, судьба этих шедевров, оказалась менее счастливой, чем судьба наиболее пострадавших. Точнее, о судьбе большинства из них мало что известно. Навсегда утрачены работы современных вайнахских художников, работавших во второй половине ХХ в.
Сегодня реставраторы из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э.Грабаря вернули к жизни более 50 произведений, более 45 произведениям требуется реставрация.
Для проведения реставрационных работ оставшихся произведений потребуется большая финансовая поддержка. К примеру, при реставрации картины Ф. Рубо «Пленение Шамиля» первый технический этап реставрации обошелся в 400 000 тыс. рублей.
Сегодня музей, как и 50 лет назад в стадии становления. Сформировать новую музейную коллекцию, пополнить ее лучшими произведениями мирового искусства и сохранить ее для будущего поколения должно стать делом общенародным.
Искусство - это главное богатство народа и нации. Во все времена, искусство поддерживалось лучшей частью общества - его элитой. Нельзя все возлагать на плечи государственных структур, необходимо создать благотворительный Фонд для поддержки проектов в области искусства и культуры.
Я верю, что среди вайнахов есть меценаты готовые помочь в сохранении культурного наследия своего народа! Ведь культура и искусство – это не только реклама на телевидение, но и богатый пласт исторического, художественного наследия, который передается из поколения в поколение на протяжении тысячи лет.