Назад Вперед

ПЯТЬ ВЫИГРАННЫХ ДЕЛ

1. Дело о генерале Баранове
27 июля 2006 года Европейский суд вынес решение по жалобе «Базоркина против России». Грозненская учительница Фатима Базоркина в последний раз видела своего сына Хаджимурада по телевизору 2 февраля 2000 года. С 1993 года он жил и учился в Москве. Фатима жила в палаточном лагере в Карабулаке. 2 февраля 2000 года по НТВ показали пленных боевиков, заснятых в Алхан-Кале. Среди них Фатима узнала сына. На нем была камуфляжная форма. Крупным планом показали его паспорт. Существуют две версии, почему Хаджимурад оказался в Алхан-Кале: то ли был боевиком, то ли искал друзей или отца. В январе-феврале 2000 года завершился штурм Грозного. Боевики пытались вырваться из окружения, смешавшись с мирными жителями. Среди последних был и Хаджимурад. Двигаясь по минному полю, он подорвался на мине. Его погрузили в автобус и вместе с другими ранеными повезли в больницу. Автобус остановили федералы. В телесюжете НТВ видно, как молодого человека в камуфляже выводят из автобуса и обыскивают. Генерал Баранов спрашивает задержанного: «Где твое оружие?» Тот отвечает что-то неразборчивое. Генерал кричит: «Уберите его! Кончайте его, пристрелите его». Сюжет заканчивается тем, что военные уводят задержанного. Фатима разыскивала сына шесть лет. Не нашла.
Когда Страсбургский суд вынес решение, она сказала журналистам: «Я думаю, приказ генерала Баранова был выполнен. Хотя, как у любой матери, у меня остается надежда».

Юристы отмечают, что это первый подобный вердикт за всю историю Европейского суда. Ведь европейские судьи выносили решение, основываясь на видеопленке. Они признали, что в отношении Хаджимурада Яндиева была нарушена статья 2 («право на жизнь»). Впервые в истории «чеченских жалоб» в Евросуде фактическим виновником убийства признан высокопоставленный российский военный - генерал-полковник Александр Баранов, бывший командующий войсками Северо-Кавказского военного округа.

2. Дело о тюрьме Чернокозово
21 июня 2007 года вынесено решение по жалобе «Битиева и Х против России».
Зура Битиева - активистка антивоенного движения, она организовывала антивоенные митинги в первую и во вторую чеченскую войну. В январе 2000 года ее поместили в Чернокозово. Без предъявления обвинения ее продержали в этой тюрьме более трех месяцев. Пытали. Зура там чуть не умерла. Пришлось ее госпитализировать. Выйдя из Чернокозова, Битиева подала жалобу в Страсбург. Вероятно, за это и была расстреляна неизвестными, говорящими на русском языке, 21 мая 2003 года в собственном доме в станице Калиновская. Вооруженные люди в камуфляжной форме расстреляли также Рамзана, мужа Зуры, их сына Идриса и брата Зуры Абубакара Битиева. Пощадили только маленькую внучку. После гибели матери дочка Зуры Луиза бежала в Европу вместе с маленькими детьми, не в силах выдержать психологического давления со стороны представителей российских правоохранительных органов. От нее требовали, чтобы она отозвала из Страсбурга жалобу матери.

 

Жалобу по делу Зуры Битиевой поддержал другой ее родственник. Европейский суд присудил заявителю 85 тысяч евро и обязал Россию провести эффективное расследование. Уголовное дело по факту убийства Зуры Битиевой и ее родных в настоящее время приостановлено. Убийцы так и не были найдены.

3. Дело о пропавшем спикере чеченского парламента
5 июля 2007 года Страсбургский суд по правам человека вынес решение по жалобе «Зура Алихаджиева против России».
Руслан Алихаджиев был председателем чеченского парламента в 1997-1999 годах. Он был похищен из своего дома в Шали в мае 2000 года. Алихаджиев - самый высокопоставленный ичкерийский деятель, который когда-либо становился жертвой похищения. Тогда спецслужбы бодро отрапортовали о задержании видного террориста. Потом же оказалось, что спикер исчез и о его судьбе нет никакой информации. «Алихаджиев, в советское время танкист и прапорщик, в «первую чеченскую» полевой командир, ставший позднее спикером, - очень приличный человек, - писал о нем сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов, который познакомился с Алихаджиевым, когда разыскивал пленных российских солдат. В августе 1996 года он нашел их в отряде Руслана. «Тогда, в начале 2000 года, после окончания боев в Комсомольском, - продолжает Александр Черкасов, - когда федеральная сторона по сути одержала победу, она имела шансы принять капитуляцию умеренных сепаратистов и воевать дальше с террористами. Со стороны сепаратистов делались шаги к переговорам и как переговорщик назывался Руслан Алихаджиев. Он-то и исчез в мае 2000 года». В 2001 году его мать Зура Алихаджиева подала иск в Страсбург. Не дождавшись решения суда, она умерла от сердечного приступа. С 2006 года жалобу поддерживал брат пропавшего - Русланбек Алихаджиев. Но через некоторое время он бесследно исчез. Рассказывали, что Русланбек был задержан на блокпосту федеральных сил, однако никакой официальной информации его родные так и не получили. Тогда истцом по этому делу стала жена Русланбека - Зарет Алихаджиева. Евросуд присудил ей 40 000 евро за моральный ущерб, а также около 5000 евро за понесенные расходы и издержки.

4. Дело двух пропавших братьев
12 июня 2007 года вынесено решение по жалобе «Магомадов и Магомадов против России».
2 октября 2000 года Аюбхана Магомадова задержали «федералы» в его доме в селе Курчалой и доставили в печально известный Октябрьский временный отдел внутренних дел. С тех пор Аюбхан бесследно исчез. Родственники бросились его искать. Им предъявили запись в журнале: «Магомадов Аюбхан задержан по подозрению в совершении тяжкого преступления. В связи с не подтверждением этого факта выпущен на следующее утро в 8.30 после окончания комендантского часа».
Брат Якуб, отчаявшись найти брата и заставить прокуратуру возбудить уголовное дело по факту его исчезновения, подал жалобу в Страсбург. Власти оказывали на него давление: требовали, чтобы он прекратил поиски брата. Осенью 2003 года он поехал в Таганрог: ему сообщили, что Аюбхан якобы находится в городском СИЗО. Как выяснилось потом, это была ловушка: Якуба завели во внутренние помещения тюрьмы, целый час над ним издевались. Затем вытолкали из помещения, насильно посадили в машину, вывезли за город, сильно избили, отобрали деньги. В апреле 2004 года Якуб Магомадов выехал в Москву. Последний раз он разговаривал с родственниками 18 и 19 апреля 2004 года. Через месяц в дом Магомадовых пришел неизвестный, который принес записку от Якуба. Тот сообщал, что находится в Чечне и семья должна его выкупить. Родственники не смогли его найти. Жалобу в Европейском суде поддерживал третий брат Магомадовых - Аюб. Суд присудил выдать ему компенсацию морального ущерба в 40 тысяч евро. В то же время европейские судьи не нашли доказательств того, что задержание Якуба и его похищение связано с подачей жалобы в Страсбург.

5. Дело о чеченской мельнице
15 ноября 2007 года Европейский суд вынес решение по жалобе «Хамидов против России».
Ханбатай Хамидов с братом Джабраилом занимался в Надтеречном районе Чечни пекарным делом. В селе Братское у них был участок земли, на котором стояли два дома, а также пекарня, мельница и складские помещения. В 1999 году в район вошли федеральные войска. Многие жители, испугавшись, ушли из своих домов. Так же поступили и братья Хамидовы. Когда они вернулись, увидели, что на месте их владения разместился отряд ОМОНа, который разрушил все их хозяйство. После ухода военных Ханбатай долго судился с российскими властями, требуя возмещения убытков. Никакого результата. Тогда он подал жалобу в Страсбург. Суд встал на его сторону и присудил ему 157 тысяч евро в качестве материальной компенсации и 15 тысяч за моральный ущерб. Это огромная сумма. В Чечне за потерю имущества и жилья платят 350 тысяч рублей.