Журнал "ДОШ"
Назад Вперед

ТВОРЧЕСТВО - ДОБЛЕСТЬ ОДИНОЧЕК

Несколько лет назад, когда только начинал работать в редакции «Молодежки», я увидел в кабинете нашего главреда Тамары Юнусовой, большого знатока и ценителя изобразительного искусства, несколько картин. Небольшие полотна в простых деревянных рамках были полны цветов. Они были выписаны настолько искусно, что, казалось, в комнате витает их аромат. Позже, в Национальном музее, в Грозном, на какой-то выставке, мне встретились еще несколько картин этого художника. Там же я познакомился с ним самим, с Вахитом Заураевым - одним из, не побоюсь сказать, самых оригинальных чеченских художников современности.
В Алхан-Калу, его родовое село, я приехал пасмурным, дождливым утром. Вахита застал за работой: он признался, что такая погода особенно располагает к творчеству. Пронзительный, острый взгляд и берет «времен Микеланджело» -- его и в толпе трудно не заметить. Комнатушка, некогда служившая стойлом для скота, насквозь пропитана запахом сырого холста и красок. Мастерская Заураева полностью уничтожена во время штурма Грозного. И только изобилие цветов, ощущение сверкающего солнечного света на давних полотнах мастера компенсируют безудержный трагизм его работ последнего десятилетия.

В манере Вахита сказались влияния постимпрессионизма, экспрессионизма и сюрреализма, такое многообразие творческих приемов выделяет его среди чеченских художников.
Перед началом первой «чеченской кампании» он приехал погостить на родину из Европы. И остался. Во время боевых действий в Грозном пропало более ста его работ, в том числе знаменитая картина «Райский букет». Чуть позже, после выставки в Доме печати, странным образом исчезли еще семьдесят его произведений.
За сорок лет творческой деятельности он написал более шести тысяч (!) картин, но помнит каждую, помнит до мельчайших деталей. В его полотнах то сквозят мотивы отчаяния, скорби и протеста, то ощущается трепет перед тайнами мироздания или торжествует любовь к жизни, но всегда ощущается сила мысли и страсти, достойная большого мастера-гуманиста.
Я долго стоял в мастерской, напитываясь энергетикой его творений, наполненных сокровенным смыслом. Вот радостные полотна, чарующие богатством цветовой гаммы. А это «Зарождение жизни на земле» - аллегорическая композиция, поразительно замысловатая и загадочная, исполненная огромной, почти сверхъестественной мощи. Я разглядел на ней очертания женской фигуры. На мой вопрос, так ли это, автор, многозначительно улыбнувшись, сказал, что каждый видит в ней что-то особое, неповторимо свое.
«После бомбежки» - такое мог написать только человек, познавший все ужасы войны. Клубы дыма, исковерканные, разорванные, как бумажные клочья, куски металла, развалины домов. Картина, глядя на которую, почти наяву слышишь детский плач и крики женщин, стоны раненых... Этот жестокий хаос увиден так, что в душе зрителя вскипает яростный протест.
«Лицо войны» - другая работа из той же серии военного цикла. Форма и колорит этого полотна заставляют вспомнить знаменитый квадрат Малевича. Но здесь угадываются мятущиеся, деформированные силуэты, жертвы беспощадной бойни, они рвутся сквозь черную пелену. Эти работы Заураева говорят, нет, кричат: страшнее, чем лицо войны, нет ничего, люди, живите в мире!
Основой своей жизни Вахит считает самосовершенствование, а искать несовершенства у других он не желает. Он считает, что творцу необходимо быть свободным от гнева - таково его кредо. Создание каждой новой картины для него - это акт саморазрушения во имя созидания.

«Творчество - доблесть одиночек», - считает мастер. Художник обязан быть инороден в любой среде, ибо (в этом Вахит убежден) по своему внутреннему состоянию творец - вечный эмигрант.
Никакое членство в самых престижных творческих союзах и объединениях не решает главного, ведь не оно одухотворяет полотна живописца. Художник по Заураеву - это прежде всего буйство красок и неутомимая творческая энергия. Ты не можешь не творить, иначе эта сила тебя просто разорвёт. И целью твоей должна быть самоотдача, а не шумиха, не успех. Так он считает.

К концу нашей встречи автор показал свою самую последнюю картину, которую до меня не видел никто - «Взгляд Сальвадора Дали глазами Франца Кафки». Нужно сказать, что связь с творчеством Дали прослеживается во многих картинах Вахита Заураева.

Несколько часов, проведенных в его мастерской, пролетели незаметно. За окнами кипела бурная жизнь, все куда-то спешили, боясь не успеть. И только здесь, в его картинах не было суеты.

Я покидал его с двойственным чувством. Первое - гордость! Как удивительно, что даже в наше время, обворовывающее человеческую душу, остались люди, которые продолжают заниматься искусством, несмотря ни на что. Второе - стыд за то, что мы не в силах обеспечить нормальные условия для работы даже тем, кому их так необходимо создать. Война лишила Зураева мастерской, да, он продолжает творить и в этой дыре, но что же мы-то...


Некогда в древнем Риме приближенный императора Меценат, выполнявший его дипломатические и политические поручения, покровительствовал поэтам и людям искусства. Именно это, а не служба правителю, осталось в памяти поколений, оттого и стало нарицательным имя... Сегодня, к сожалению, само упоминание о меценатстве настораживает творческих людей, ведь нынешние спонсоры хотят получить реальную выгоду и притом сразу. Для Вахита, по его натуре, неприемлема роль просителя. О других он может замолвить слово. А вот просить для себя - на это он совершенно не способен. А как хотелось бы, чтобы истинно талантливым людям никогда не надо было ни о чём просить! Хотя, как известно, когда Всевышний даёт смертному Дар, Он забирает что-то другое. Но мы-то знаем, что ценнее...

Фото картин: Рамзан ИЖАЕВ.


Справка

Вахит Заураев (1952 года рождения) - заслуженный художник ЧР, лауреат Государственной премии России, член международной Ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО. Любовь к рисованию унаследовал от деда. Его первый опыт -рисунок угольком на стене, сделанный шестилетним мальчиком. Он разрисовывал все стены в доме, приводя в ужас родителей. С 14 лет живопись для юного Вахита становится смыслом жизни. Окончил Художественное училище в Каменск-Шахтинске.
Его первая персональная выставка состоялась в 1976 году во Владикавказе.
Первая выставка на родине - в 1994 году. С 1982 года - член Союза художников СССР.

 

Исмаил ШОВХАЛОВ