Назад Вперед

Возвращение свадебного марша
В Ингушетии реализуется единственная в России «Программа по возвращению и обустройству русскоязычного населения».
В конце XX века наша страна пере­жила масштабные потрясения: распад СССР, бегство населения из «горячих точек», межнациональные конфликты, войны. Эти процессы затронули и Ингушетию. Начался массовый исход этнических русских. Люди уезжали от войны, от бед, которые она несла в приграничные районы республики. Уезжали, даже не ведая, удастся ли вернуться. Буквально за несколько лет Ингушетия, славившаяся традици­ями дружбы и согласия, взаимопони­манием между представителями разных национальностей и вероисповеданий, стала чуть ли не мононациональной. Осталось всего несколько сотен русскоязычных семей. Справедливости ради нужно отметить, что уезжали, покидая свою малую родину, и представители титульной нации - ингуши. Люди опасались разрастания пожара войны, искали безопасности, спокойной жизни. Долгие годы этот исход казался необратимым.
Начало XXI века ознаменовалось сменой политического руководства страны, а чуть позже и республики. Одной из приоритетных задач, обо­значенных новым руководством, стало возвращение русскоязычного на- селения, ранее проживавшего в рес­публике.
«Здесь должно быть комфортно представителям любой национальности. Мы рады каждому, кто пришел к нам с миром, кто хочет учиться, работать и растить на ингушской земле детей - будущее России. Ингушетия всегда была и будет многонациональной республикой», - заявил президент РИ Мурат Зязиков.


Разработана и введена в действие целевая «Программа по возвращению и обустройству русскоязычного насе­ления».
В станице Троицкой организуется сельхозпредприятие под символичес­ким названием «Славянка».
В маленьком уютном дворике посе­тителя заливистым лаем встречает лохматый пес. Недавно здесь посели­лись две русские семьи - Виктора Ми­хайловича Чаленко и Ивана Ефимовича Сидельникова. Они всю жизнь дружили и жили рядышком, в станице Ассиновская. Когда там началась война, так же вместе выехали на Ставрополье. Вернувшись сюда, подыскали себе два дома в одном дворе. Власти приобрели эти дома для приезжих.
- Спасибо президенту нашему, Му­рату Магометовичу, сдержал слово, все честь по чести сделал.
В бюджете Сунженского района есть специальная статья расходов на содержание старого русского клад­бища.
- На реализацию программы еже­годно выделяются более 4 млн руб. В 2003-2005 годах приобретено жилье для 18 вернувшихся русских семей.
 Пока в Ингушетию вернулось около 600 человек.
Ходаковы - одна из тех счастливых семей, которым на эти средства приоб­рели дом. Нас встречает молодая кра­сивая пара: Владимир и Алена. Уехал вслед за родителями в Ставропольский край и очень жалеет, что поддался уговорам.
- Там можно заболеть и не понять, от чего. Наверное, есть такая болезнь - тоска по родине, - объясняет он причи­ну своего возвращения.
Но возвращаются не только русские. Недавно справили новоселье несколько корейских семей. А в прошлом году вернулась цыганская семья Люляковых. Здесь, на их малой родине, руководство республики построило им пятикомнатный дом.
- Мы коренные ингуши, я в Карабулаке родился, - говорит цыган Андрей Люляков.
«Мне что нравится, - объясняет он свою любовь к Ингушетии, - здесь обы­чаи красивые, законы строгие, все, как у нас, у цыган».
«Чтобы программа по возвращению русскоязычного населения работала и впредь, - считает Мурат Зязиков, - нужен четкий механизм обеспечения возвращающихся семей жильем, компенсационными выплатами, рабочими местами. А это возможно только при федеральной поддержке».
Не так давно жители Ингушетии стали свидетелями пышных русских свадеб. Одна за другой три пары моло­доженов торжественно отпраздновали бракосочетание в Сунженском Дворце культуры, а также венчались в церкви.
Здесь такие церемонии не проходи­ли уже давно, и даже свадебный марш Мендельсона слегка подзабылся.
Обряд венчания Анастасии и Рус­лана Сикаренко в местной Покровской церкви стал поистине знаковым событием для всех станичников. Сам президент М.Зязиков через своего представителя поздравил молодоженов и вручил им свадебный подарок.
В станице Орджоникидзевская строится большой православный собор, такой же храм будет возведен и в Магасе.

«Помогают руководство Ингушетии и лично президент, - говорит отец Варлаам - Мурат Зязиков подарил храму новую «газель», чтобы мы могли совершать паломничество по святым местам. Когда я впервые обратился к президенту с просьбой о помощи, он сказал: «Сделаю все, что могу».
Усилия президента Ингушетии по преодолению любой межнациональной и межконфессиональной вражды ценят представители самых крупных мировых религий. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II «за консолидирующую деятельность на Кавказе, за огромную работу по налаживанию мира и добрососедских отношений в регионе» наградил Мурата Зязикова орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского II степени.
А недавно ингушский президент решением Совета муфтиев России на­гражден орденом Почета «АЛЬ-ФАХР» I степени за значительный вклад в дело укрепления межконфес­сионального и межнационального со­гласия в обществе, за поддержку про­грамм, направленных на утверждение духовно-нравственных и гуманных ценностей Ислама. Высшую награду российских мусульман ему вручил шейх, председатель Совета муфтиев России и Духовного управления му­сульман европейской части России Равиль Гайнутдин.
Хочется верить, что забота о воз­вращении беженцев, эта глубоко чело­вечная инициатива ингушских властей, будет поддержана и другими северо-кавказскими лидерами.