Назад Вперед

Искусство созидать


Тамара Чагаева 

Руководителю «Нурэнерго» повезло, что в такой период рядом оказалась Раиса. Человек неуемной энергии, инициативный и уравновешенный, умеющий ладить с людьми. Она создала и сплотила коллектив, ныне столь деятельный.
 

КОГДА ведущие церемонии «Золотой Пегас» назвали знакомое имя, я стала оглядывать зал, невольно ища ту юную Раису Ума- 
 рову, которая всегда почему-то вспоминалась рядом с малышом, смиренно семенившим вслед за мамой, не капризничая, не канюча, как это бывает с детьми, когда ограничивают их свободу. Мы с ней, по обыкновению, останавливались, разговаривали, иногда подолгу, но ребенок не выказывал нетерпения или неудовольствия. Вот это запомнилось.
Между тем степенная дама — та новая Раиса, к которой мне еще предстояло привыкнуть, — вышла на сцену. Дело происходило во дворце торжеств города Нальчика. Зал был заполнен до отказа, люди съехались со всего Южного региона. Чеченскую республику представляла начальник отдела социального развития ОАО «Нурэнер-го» Раиса Умарова, и сегодня ей вручали награду.
Как водится, прозвучало много лестных слов. Но вряд ли кто-нибудь из выступавших в полной мере знал, какой ценой достигалось то, чем сегодня гордится коллектив Раисы.
Много лет назад в приватной беседе депутат литовского сейма Ромуальда Хо-фертене сказала мне: «Женщина должна идти в политику или на большую должность тогда, когда семье она уже не нужна в той мере, в какой была нужна при маленьких детях». Невольно «примерив» эти слова к Раисе, я подумала о том, что весь сложный механизм огромного коллектива «Нурэнерго» буквально держится на ней. А вспомним Грозный конца 1999-го и начала 2000-го годов — какое непредсказуемое было время! Город вывернут наизнанку, повсюду разрушения. Службам, которые должны были вдохнуть жизнь в столицу республики, негде разместиться. Поэтому штаб по восстановлению энергетики Чечни некоторое время располагался в Моздоке, позже, в июле 2000-го, переехал в станицу Червленная.
Руководителю «Нурэнерго» повезло, что в такой период рядом оказалась Раиса. Человек неуемной энергии, инициативный и уравновешенный, умеющий ладить с людьми. Она создала и сплотила коллектив, ныне столь деятельный.
О себе надо забыть — это она поняла сразу. Дел невпроворот. В первую очередь предстояло привести в порядок территорию Западных электрических сетей в Грозном, где и планировалось разместить аппарат управления ОАО «Нурэнерго». Там, где сейчас стоит внушительное административное здание предприятия, пять лет назад размещались несколько вагончиков. Предстояла колоссальная работа. Это потом здесь появятся столовая, медпункт, узел связи, парикмахерская, кабинет стоматолога, массажная, начнет работать косметолог... Не перечесть всего, что сделано стараниями руководителя отдела социального развития и хозяйственной деятельности предприятия — так теперь называется Раисина должность.
«Нурэнерго» — крайне сложный механизм, структуры которого расположены во всех районах республики — на равнине, в предгорьях и в высокогорных местностях. И каждая требует к себе внимания.
Недавно руководитель ОАО «Нурэнерго» Нурдин Усамов предложил восстановить разрушенный в результате боевых действий памятник Героям Гражданской войны А. Шерипову, Н. Гикало и Г. Ахриеву. Коллектив поддержал — энергетики даже решили внести свой вклад, перечислив однодневный заработок.
До торжественного открытия памятника оставалось два-три дня, скульптор завершил работу, но развороченный асфальт, осколками и пулями разбитый постамент, воронки от взрывов омрачали картину. «Получается, что мы сделали полдела: одним восстановлением памятника не обойтись — надо благоустроить территорию», — сказала Раиса. Несколько дней группа сотрудников «Нурэнерго» во главе с ней работала на этом участке, возвратив ему прежний вид. Но чего-то еще недоставало. И тут Раиса вспомнила, что раньше вокруг монумента росли цветы. Штрих, казалось бы, не очень значительный, но она, верная своей привычке доводить любое дело до конца, не медля, отправилась в соседнюю республику за цветами.
Утром следующего дня цветы, продуманно выбранные ею накануне вечером, были высажены вокруг памятника, и с первыми лучами солнца их бутоны раскрылись.
В послевоенном Грозном, кроме чисто бытовых неудобств, жизнь была небезопасна. Вот случай из тех, о которых Раиса предпочла бы забыть. Поздно ночью — неожиданный стук в дверь. В квартиру ввалились, как принято писать, «неизвестные лица в камуфляжной форме». Она даже не успела испугаться, когда началась стрельба. Их было человек двадцать. Кто и зачем стрелял, она не знает. Раиса растерянно смотрела на раздробленную кисть (что и в спину впились многочисленные осколки, она осознала позже), на мелькающие в комнатах тени, слышала крики неизвестно чем раздраженных людей, которые что-то искали в ее квартире. Непрошенные гости исчезли так же внезапно, как появились. А она, истекая кровью, сползла на пол.
Искалеченную кисть трижды оперировали. Удивляясь, что Всевышний уберег раненую от худшего, врачи извлекали осколки. Теперь на их месте остались еле заметные шрамы.
Раиса — человек глубоко верующий, она выполняет предписания ислама, дважды совершила хадж в Мекку и считатет это главным достижением своей жизни.
А еще у нее замечательные дети — три сына и дочь. Подрастают двое внуков. В конце мая она отметила круглую дату — ей исполнилось пятьдесят. А глядя на нее, хочется сказать — только пятьдесят.
Раиса Умарова награждена золотой медалью и дипломом с присвоением ей звания — Лаурет конкурса «Деловая женщина России ХХI века», серебряной медалью Петра Великого «За трудовую доблесть», медалью «За честь и доблесть» Мирового Ар-тийского Комитета и Ассамблеи общественного признания, почетным знаком «За трудовые отличия». Еще одним подтверждением того, что ее заслуги признаны, стал тот самый «Золотой Пегас» — высшая награда Общественной Академии творчества, врученная ей в номинации «Активная жизненная позиция» недавно в Нальчике.