![]() |
![]() |
ДОШ #7/2005 > КУЛЬТУРА
Р?РњРЇ РўР’РћР• РњРќР• БЫЛО РћРџРћР РћР™
|
|
Мария КАТЫШЕВА
|
Рћ таких, как РѕРЅ, РїРѕСЂРѕР№ РіРѕРІРѕСЂСЏС‚, что РІ РёС… РіСЂСѓРґРё РіРѕСЂРёС‚ РѕРіРѕРЅСЊ Прометея. РџРѕ сути, РѕРЅ был законченным аскетом – ничего для себя, быт проще некуда, только самое необходимое. РњРЅРµ кажется, Р·Р° РЅРёРј РїРѕРІСЃСЋРґСѓ неотступно следовала его боль Р·Р° СЃРІРѕР№ народ. РћРЅ РјРЅРѕРіРѕ знал, таинственные для большинства лабиринты истории Рё хитросплетения политики были ему понятны. Рђ РІ большом знании, как известно, РјРЅРѕРіРѕ печали. Печалью отзывались Рё топонимы, РІ которых запечатлелась СЃСѓРґСЊР±Р° чеченцев. Р?С… собиранию РѕРЅ посвятил РІСЃСЋ СЃРІРѕСЋ Р¶РёР·РЅСЊ, Р° четырехтомник «Топонимия Чечено-Р?нгушетии» стал его главной работой. РўР° правда, что знал Ахмад Сулейманов, РЅРµ совпадала СЃ установками, которые пыталась навязать система, Р° потому РѕРЅ был неудобен Рё часто – неугоден. РќРµ изменяющий СЃРІРѕРёРј принципам, РѕРЅ как Р±С‹ самим фактом своего существования отрицал деспотизм всепроникающей идеологии. Р’РѕР№РЅР° РЅРµ только унесла сотни тысяч человеческих жизней, РЅРµ только разрушила села Рё РіРѕСЂРѕРґР° Чечни, сокрушила ее СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєСѓ, РѕРЅР° нанесла жесточайший удар РїРѕ культуре, национальной духовности. Сегодня, обеспокоенные тем, как Р±С‹ раздобыть РєСѓСЃРѕРє хлеба, РіРґРµ Р±С‹ найти крышу над головой, РјС‹ РїРѕРєР° РЅРµ столь РіРѕСЂСЊРєРѕ оплакиваем потери, понесенные РІ нематериальной сфере. РќРѕ общество осознает, Рё быть может, СЃРєРѕСЂРѕ, как изголодалось РІ первую очередь именно РїРѕ духовным ценностям. РўРѕРіРґР° станет ощутимым дефицит Рё РєРЅРёРі, Рё записей фольклорных произведений, Рё картин, музейных экспонатов, Рё архивных материалов РїРѕ разным вопросам… Наступит время, РєРѕРіРґР° молодежь захочет подробнее узнать Рѕ людях, которые олицетворяли культуру нации, были ее совестью, служили примером нравственности Рё долга, Рѕ тех лучших представителях своего народа, чьи имена вошли РІ историю края. Соприкоснувшись СЃ творчеством таких мастеров, как Магомед Мамакаев, Марьям Айдамирова, Аднан Шахбулатов, Ахмад Сулейманов, новые поколения обязательно заинтересуются: Р° какими эти люди были РІ быту, как поступали РІ экстремальных ситуациях, как вели себя СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё Рё противниками Рё даже… какие блюда предпочитали Рё какие рубашки носили. Рћ подвижниках, СЏСЂРєРёС…, незаурядных личностях хочется знать как РјРѕР¶РЅРѕ больше, понять, РіРґРµ истоки РёС… выдающегося дарования, чем подпитывался, чем вдохновлялся РёС… талант, что РёС… окружало, как соотносились РёС… творческие устремления СЃ тем временем, РІ котором РёРј выпало жить. Наверное, сегодня немаловажно вспомнить Рё зафиксировать РІСЃРµ, связанное СЃ этими светоносными личностями, тем более, что некоторых РёР· РЅРёС… СѓР¶Рµ нет СЃ нами. Работа РІ газете подарила РјРЅРµ счастливую возможность знакомства, творческого взаимодействия или дружеского общения СЃРѕ РјРЅРѕРіРёРјРё известными, почитаемыми РІ Чечне людьми, чей след, бесспорно, останется РІ нашей истории. Вспоминаю Ахмада Сулейманова. Ртот человек был настоящей энциклопедией чеченских обычаев, фольклора, истории. Выходец РёР· общества Чантий, воспитанный РІ лучших национальных традициях РІ семье, РіРґРµ знали Рё любили легенды, мифы, народные песни, РѕРЅ СЃ раннего возраста приобщился РєРѕ всему этому. Такой была атмосфера, РІ которой РѕРЅ СЂРѕСЃ, Рё потому этим образцам РѕРЅ следовал естественно, без тени нарочитости. РћРЅ Рё РґСЂСѓРіРёРј старался помочь почувствовать красоту традиций, РґРѕСЂРѕРіРёС… его сердцу, очень расстраивался, если видел, что кто-то ведет себя недостойно, пренебрегая обычаями. Советская пропаганда, объявившая национальную обрядность пережитками прошлого, отсекала РѕС‚ современности тот пласт культуры, который складывался веками, вбирая РІ себя мудрость народа, его разносторонний, РїРѕСЂРѕР№ трагический опыт. Р’СЃРµ это РІ одночастье оказалось РїРѕРґ запретом, РІ газетах стала регулярно печататься СЂСѓР±СЂРёРєР°, которая так Рё называлась «Пережиткам – Р±РѕР№В». Для Ахмада Сулейманова, знатока, хранителя Рё пропагандиста чеченских традиций, это было тяжелейшим испытанием. Приведу РѕРґРЅСѓ цитату. Может быть, РєРѕРјСѓ-то РѕРЅР° покажется длинноватой, РЅРѕ РЅРµ РјРѕРіСѓ удержаться, СѓР¶ больно характерно этот текст отражает мертвящую казенщину недавнего советского прошлого. РњС‹ начинаем забывать прелести партийной диктатуры. Так давайте РІСЃРїРѕРјРЅРёРј. 1989 РіРѕРґ, второй пленум РЈСЂСѓСЃ-Мартановского Р Рљ РљРџРЎРЎ, доклад. Р? РІ нем, как пример, заслуживающий всяческого порицания, приводится такой СЌРїРёР·РѕРґ: «…9 января сего РіРѕРґР° РІ селе Алхазурово инициативной РіСЂСѓРїРїРѕР№ была сделана попытка созвать собрание РїРѕ месту жительства СЃ целью выдвижения кандидатом РІ народные депутаты помощника режиссера Чечено-Р?нгушского драмтеатра РёРј. РҐ. Нурадилова тов. Сулейманова Рђ. РЎ. Председатель сельисполкома тов. РњСѓР·СѓСЂРѕРІ РЎ. открыл клуб Рё предоставил помещение, РЅРµ имея решения сессии или исполкома сельского Совета РЅР° проведение собрания. Представленный протокол Рѕ выдвижении РѕРєСЂСѓР¶РЅРѕР№ избирательной комиссией признан недействительным… Несколько слов Рѕ выдвижении самого кандидата. РўРѕРІ. Сулейманов Рђ.РЎ. выдвинут кандидатом РІ народные депутаты РЎРЎРЎР 19 января сего РіРѕРґР° коллективом районной типографии… РџСЂРё представлении протокола РІ РѕРєСЂСѓР¶РЅСѓСЋ РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ Рё.Рѕ. директора типографии Рё секретарь парторганизации РЅРµ сумели охарактеризовать своего кандидата. Знают, что РѕРЅ РїРѕСЌС‚. Стихов, однако, его РЅРµ читали. Р?нициативной РіСЂСѓРїРїРѕР№ собранию тов. Сулейманов безосновательно представлен как народный РїРѕСЌС‚ Р§Р?РђРЎРЎР , что нашло отражение Рё РІ постановлении Рѕ выдвижении. Такого звания РѕРЅ РЅРµ удостаивался…» Безосновательно представлен как народный поэт… Безосновательно… Рто сказано Рѕ человеке, РІСЃСЏ Р¶РёР·РЅСЊ которого была положена РЅР° алтарь служения народу. Да, РѕРЅ РЅРµ РЅРѕСЃРёР» официального звания «народный». Даже РІ народные депутаты, как РІРёРґРёРј, его РЅРµ пропустили. РќРѕ люди сами, РЅРµ нуждаясь РІ партийной указке, отметили его, называя РЅРµ иначе как «къонах». Ахмад Сулейманов – РїРѕСЌС‚, певец, исполнитель народных мелодий РЅР° дечик-РїРѕРЅРґСѓСЂРµ, С…СѓРґРѕР¶РЅРёРє, учитель, гражданин, общественный деятель. Таким РјС‹ знали его. …Первое, что сделал Ахмад, ступив РЅР° казахстанскую землю РІ 1944 РіРѕРґСѓ, – стал изучать казахский язык. РћРЅ считал: РЅСѓР¶РЅРѕ знать язык людей, среди которых его народу, оторванному РѕС‚ своей матери-земли, предстоит выживать. Рђ душа болела Р·Р° ту, РЅРµ РїРѕ своей воле оставленную землю. Неужели так Рё РЅРµ суждено туда возвратиться? Неужели РЅРµ останется Рё памяти Рѕ том, что РІ горах Кавказа жили вайнахи? РќРѕ СЃСѓРґСЊР±Р° всегда дает шанс жаждущему. Другое дело – поймет ли РѕРЅ этот знак, сумеет ли воспользоваться предоставленной возможностью. Ахмад Сулейманов сумел. Совершенно случайно РѕРЅ узнал, что есть такая наука – топонимика, изучающая язык земли. Рта наука утверждает, что человек обязательно оставляет СЃРІРѕРё следы там, РіРґРµ живет. РћРЅ сливается СЃ этим местом. Р? Ахмад стал записывать названия чеченских селений, докапываться РґРѕ РёС… происхождения. Работа спорилась, Рё крепла уверенность, что рано или РїРѕР·РґРЅРѕ изгнанники возвратятся РґРѕРјРѕР№. Рђ РєРѕРіРґР° возвратились, РѕРЅ пошел РїРѕ селам. Нет РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ села, РЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ хутора, РіРґРµ Р±С‹ РЅРµ побывал этот РѕРґРёРЅРѕРєРёР№ странник. Чтобы больше узнать Рѕ своем народе, РѕРЅ Рё соседние республики посещал многократно, как СЃРІРѕРёРјРё, интересовался топонимами осетин Рё РіСЂСѓР·РёРЅ. Созданный РёРј РІ результате четырехтомник сразу Р¶Рµ стал библиографической редкостью. Параллельно шла Рё другая работа: Ахмад собирал материал Рѕ том, как проходило выселение, что сталось СЃ теми, кто 23 февраля остался РЅР° СЂРѕРґРёРЅРµ. Рто была трагическая страница народной истории, Рѕ ней РІ то время даже упоминать воспрещалось, РЅРѕ тем важнее было ее сохранить. Сулейманов составлял длинные СЃРїРёСЃРєРё погибших, заучивал РёС… наизусть Рё уничтожал. Потом восстанавливал Рё СЃРЅРѕРІР° уничтожал. Опасно было хранить такие СЃРїРёСЃРєРё, даже записи РЅР° эту тему делать было рискованно. РћРґРёРЅРѕРєРёР№ странник РІСЃРµ Р±СЂРѕРґРёР» РїРѕ горам, поднимался РЅР° каменистый утес РІ Галанчоже Рё взывал: – Ялхара! – Моцкара! – Чармаха! – Хайбаха! РЎ этого утеса, как гласит предание, РјРѕР¶РЅРѕ говорить СЃ предками, вызывать РґСѓС…РѕРІ. Ахмад звал жителей уничтоженных селений, РЅРѕ только СЃРІРёСЃС‚ ветра РІ ущелье отвечал ему. «Как памятник безмерному РіРѕСЂСЋ, стою СЏ посреди этой пустынной РђР·РёРё, – вспоминал РѕРЅ стихи Магомеда Гадаева. – Р? РєРѕРіРґР° СѓРІРёР¶Сѓ РўСЏРЅСЊ-Шаньские РіРѕСЂС‹, передо РјРЅРѕР№ предстают картины СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ края. Как безутешные плакальщицы, раскачиваются там сады Рё РґРёРєРёРµ леса…» Р’ пустынных горах СЂРѕРґРЅРѕР№ Чечни стоял Ахмад, Рё беззвучный плач покинутых садов одевал трауром его душу. Ахмад первым открыто завел речь Рѕ трагедии Хайбаха. РџРѕРјРЅСЋ, описанием геноцида РІ Галанчожском районе начиналась его статья «Дружба всего дороже», предложенная «Грозненскому рабочему». Р”. Безуглый, РІ целом РѕРґРѕР±СЂРёРІ статью, был смущен, ведь никаких документальных подтверждений тому давнему злодеянию тогда еще РЅРµ было. РћРЅ предложил убрать сомнительный абзац. РќРѕ Сулейманов был непреклонен: если это вычеркнете, забираю статью. Р? тогда Безуглый согласился РЅР° предложение заведующей отделом Р›. Калиты: провести журналистское расследование, РѕРЅРѕ Рё будет иметь юридическую силу. Вместе СЃ журналистом РЎ Сагаиповым Ахмад еще раз прошел РїРѕ селам, встретился СЃ очевидцами трагедии, РѕРЅРё подтвердили СЃРІРѕРё свидетельства. Статья вышла СЃ этим «криминальным» абзацем. Рђ потом РІ «Комсомольском племени» был опубликован обширный материал, собранный Рђ. Сулеймановым Рё РЎ. Гаевым Рё подготовленный историком Р”. Хожаевым. Отныне тема была открыта. Да, РѕРЅ ничего РЅРµ хотел для себя. Р’СЃРµ его РґСѓРјС‹ Рё мечты были просты, естественны, как РІРѕР·РґСѓС…, хлеб, РІРѕРґР°: чтобы народ Р¶РёР» той Р¶РёР·РЅСЊСЋ, которую предназначила ему историческая СЃСѓРґСЊР±Р°; чтобы РЅРµ занимали драгоценную землю РіРѕСЂ табачными плантациями, Р° выращивали Р±С‹ люди то, что РёРј необходимо для Р¶РёР·РЅРё; чтобы праздники проходили так, как РІ этих краях повелось издревле, чтобы РЅРµ запрещалось говорить РЅР° СЂРѕРґРЅРѕРј языке… РћРЅ очень страдал, РІРёРґСЏ, как рушится то, что складывалось веками, как РјРЅРѕРіРёРµ, особенно среди молодежи, отступают РѕС‚ заветов отцов. … Слушаю Р¶РёРІРѕР№, взволнованный голос поэта – давнюю диктофонную запись своей беседы СЃ Ахмадом Сулеймановым. Р’РѕС‚ РѕРЅР°, больная для него тема. Хочу привести здесь его слова, РїРѕ возможности без сокращений. Прошло СѓР¶Рµ больше пятнадцати лет, РЅРѕ РѕРЅРё РїРѕ-прежнему актуальны: – Как РІРѕРґР°, просачиваясь РІ землю, находит себе путь, таким Р¶Рµ естественным путем складываются Сѓ любого народа его традиции. РћРЅРё оттачиваются веками. Что-то оказывается ненужным, лишним Рё РЅРµ приживается, отпадает. Лучшее, наиболее целесообразное, остается. Рождение традиций подсказано самой РїСЂРёСЂРѕРґРѕР№. РћРЅРё появились РЅРµ РІРґСЂСѓРі, РЅРµ СЃ неба упали – РѕРЅРё вырабатывались, шлифовались, как Рё зоркость глаз, чуткость пальцев. Р?С… рождение диктуют условия Р¶РёР·РЅРё. Чтобы понять традиции того или РёРЅРѕРіРѕ народа, надо знать условия его бытования. РљРѕРіРґР° вошло РІ РјРѕРґСѓ бороться СЃ пережитками прошлого, то РїРѕРґ эту статью стали подгоняться РјРЅРѕРіРёРµ традиции. Р?С… старались всячески искоренить. Выработалось устойчивое мнение: раз традиционное – значит, устаревшее, вредное. Насильственное вторжение, стремление переломать некоторые обычаи приводило Рє РёС… извращению. Так исказилось традиционно священное отношение Рє женщине. Р’ современной идеологии считается, что женщина Сѓ чеченцев была забита, бесправна. Рто РЅРµ так. Становясь С…РѕР·СЏР№РєРѕР№ РґРѕРјР°, РѕРЅР° приобретала священный титул – С†1ийнан нана. Рто значит – мать РґРѕРјР°, владычица РѕРіРЅСЏ. Рђ РѕРіРѕРЅСЊ – это тепло, СѓСЋС‚, РґРѕР±СЂРѕ. Рто семья, РґРѕРј. Без РѕРіРЅСЏ, который поддерживает жена, Р¶РёР·РЅРё РІ РґРѕРјРµ нет. Самое РґРѕСЂРѕРіРѕРµ, что брала девушка РёР· родительского РґРѕРјР°, выходя замуж, это глиняный горшочек СЃ углями. РћРіРѕРЅСЊ РІ очаге горел всегда. Суровым проклятием Сѓ нас считается : «Пусть РѕРіРѕРЅСЊ РІ твоем очаге потухнет». Рто значит, семья станет немощной, РЅРµ будет женщины, которая поддерживает РѕРіРѕРЅСЊ. Как Рё земля, женщина Сѓ горцев была святыней. Мужчина только РІ трех случаях РјРѕРі стать РЅР° колени: перед землей, перед матерью Рё перед женщиной. Рто сейчас утрачено, Рё что РІ результате РјС‹ имеем? Сегодня существуют СЃСѓРґ, прокуратура, райком, милиция. Есть Рё общественное мнение. РќРѕ РѕРЅРѕ РЅРµ стоит РґРѕР±СЂРѕРіРѕ слова. Рђ прежде общественное мнение было высшей инстанцией. Боясь, что РјРѕР№ сосед подумает РѕР±Рѕ РјРЅРµ плохо, СЏ даже наедине СЃ СЃРѕР±РѕР№ страшился совершить злое дело. РЎ малых лет ребенка приучали Рє ощущению, что над РЅРёРј есть этот незримый СЃСѓРґ общины. Р? каждый старался быть душевно красивее, умнее, талантливее, богаче мудростью Рё добротой. Есть РІ чеченском языке слово «яхь». Рто непереводимое понятие, приблизительно – твое лицо, честь. Самое страшное, РєРѕРіРґР° говорили : 1аьржа СЋСЊС…СЊ – почернело твое лицо. …Нельзя сказать, чтобы лучше обстояло дело Рё СЃ традиционными видами хозяйствования. РћРЅРё практически вытеснены. Р’ горах пригодная для сельского хозяйства земля поистине драгоценность. Рђ как РѕРЅР° используется? Кормовые травы, зерновые культуры растут РїРѕ склонам, Р° наиболее ровные, удобные для обработки площадки отведены РїРѕРґ табак. Прежде люди умели выращивать РЅРµ только его: еще Рё сейчас РјРѕР¶РЅРѕ встретить РІ покинутых селах одичалые сады… Горец любил СЃРІРѕРё РіРѕСЂС‹. РџСЂРёСЂРѕРґР° РіРѕСЂ растила, пестовала его. Рђ теперь там сотни мертвых аулов, Рё десятки общин умерли тоже. Почему сейчас РїРѕ всему свету рассеяны наши шабашники? Почему РЅСѓР¶РЅРѕ искать РіРґРµ-то филиалы, Р° РЅРµ возродить, РЅРµ оживить наши селения? РЇ страшусь увидеть время, РєРѕРіРґР° РЅРµ станет горца, РєРѕРіРґР° РіРѕСЂС‹ опустеют… Ахмад РЅРµ скрывал своей тревоги, РіРѕРІРѕСЂРёР» Рѕ ней Рё РІ СЃРІРѕРёС… произведениях, Рё РІ публичных выступлениях, Рё РІ бытовом общении. Потому Рё прилепился Рє имени Сулейманова ярлык националиста, потому Рё РєРЅРёР¶РєРё его СЃ трудом пробивались РІ печать, Р° РёР· школы, РіРґРµ РѕРЅ работал учителем, директором, РЅРµ вылезали РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. РќРѕ РѕРЅ РЅРµ боялся неприятностей. Потому что был РЅРµ просто школьным преподавателем, которого ученики уважали, РЅРѕ побаивались, Р° учителем РІ высоком смысле слова – духовным наставником, РјРѕР¶РЅРѕ сказать, РіСѓСЂСѓ. Да, алхазуровские ученики видели, что РІ РґСЂСѓРіРёС… школах ребятам живется вольготно, Р° тут… Р’ школу надо приходить РґРѕ Р·РІРѕРЅРєР°. РџРѕРїСЂРѕР±СѓР№ РЅР° линейке ответить неправду, РєРѕРіРґР° директор спрашивает, кто РЅРµ сделал сегодня зарядку, кто РЅРµ облился холодной РІРѕРґРѕР№ РґРѕ РїРѕСЏСЃР°? РќР° улице Р·Р° школой директор велел установить громкоговоритель, через который РѕРЅ оповещал Рѕ школьных делах РІСЃРµ село. Родители знали, чем занимались РёС… дети. Рђ как стыдно становилось, если оттуда раздавалось: сын такого-то сегодня опоздал РІ школу. РњСѓСЃР° Бексултанов, РѕРґРёРЅ РёР· учеников Сулейманова, вспоминает: – Ахмад собрал нас, старшеклассников, Рё РјС‹ пошли РІ лес, выкопали деревья Рё посадили РёС… РІ школьном РґРІРѕСЂРµ. Так Сѓ нас появился «зеленый класс». РњС‹ сами Рё скамейки поставили. Ахмад всегда РіРѕРІРѕСЂРёР»: В«Рто наше село. Рто наша школа». Учил беречь РёС… Рё любить. РћРЅ РіРѕРІРѕСЂРёР»: РёР· такого-то села столько-то поступило РІ такие-то РІСѓР·С‹, Р° РІС‹ С…СѓР¶Рµ, что ли? Был очень строг СЃ нами, РјС‹ трепетали перед РЅРёРј. РќРѕ РІСЃРµ потому, что нам хотелось жить легко, как РґСЂСѓРіРёРµ ребята, Р° РѕРЅ учил нас жить достойно, чтобы РјС‹ прошли СЃРІРѕР№ путь, РЅРµ СЂРѕРЅСЏСЏ чести. Прошло несколько лет. РњСѓСЃР° Бексултанов стал писателем. Р? первую СЃРІРѕСЋ РєРЅРёРіСѓ РѕРЅ посвятил учителю СЃРѕ словами: «Ахмад, РєРѕРіРґР° СЏ писал эту РєРЅРёРіСѓ, РёРјСЏ твое РјРЅРµ было РѕРїРѕСЂРѕР№В». Так РјРѕРіСѓС‚ сказать Рё РњСѓСЃР° Ахмадов, Рё Апти Бисултанов, Рё Леча Абдуллаев, Рё РјРЅРѕРіРёРµ РґСЂСѓРіРёРµ, РєРѕРјСѓ посчастливилось иметь таких наставников как Ахмад Сулейманов… РќРµ случайно РёС… имена стали знаменем первого общенационального съезда чеченского народа. Учителя могли радоваться: всплеск национального самосознания, высокий духовный порыв, охвативший его участников, – это было то, Рѕ чем РѕРЅРё мечтали. РќРѕ потом Ахмад как-то отошел РѕС‚ общественной деятельности. Стал приводить РІ РїРѕСЂСЏРґРѕРє СЃРІРѕРё бумаги. Стал прихварывать – сказались перенесенные лишения. Рђ РЅР° арену политической Р¶РёР·РЅРё вышли новые силы. Произошла революция, которую интеллигенция, знающая Рё предлагающая РёРЅРѕР№ путь, РЅРµ поддержала. Р? тотчас стала РІ иных устах «эфемерной», «неизвестно откуда взявшейся», «несуществующей», «враждебной народу». Как-то идеологи революции попытались привлечь Рє себе наиболее образованную, мыслящую часть населения, организовали «круглый стол», чтобы выработать пути Рє согласию. Р?нтеллигенция откликнулась. РџРѕРјРЅСЋ, пришел РЅР° эту встречу Рё Ахмад Сулейманов, «сбежал» РёР· санатория, РіРґРµ лечился РІ это время. РќРѕ явились туда Рё такие люди, которых РїРѕРёСЃРє взаимопонимания РІРѕРІСЃРµ РЅРµ заботил, РёРј РЅРµ терпелось высказать претензии РІ адрес интеллигенции. РџРѕРјРЅСЋ, как запальчиво выступал РѕРґРёРЅ пожилой человек, почти кричал: «Что это Р·Р° интеллигенция? Откуда РѕРЅР° взялась? Где РѕРЅР° была раньше? Что-то РјС‹ Рѕ ней РЅРµ слышали!В» Рђ седой учитель сидел совсем СЂСЏРґРѕРј. Р? РЅР° его голову падали, словно камни, слова обвинения. Р—Р° что Р¶Рµ? Только Р·Р° то, что РѕРЅ РЅРµ митинговал РґРЅРё Рё ночи РЅР° площади РЎРІРѕР±РѕРґС‹. РџРѕРјРЅСЋ, кто-то РёР· зала РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» председательствующего Мовлади РЈРґСѓРіРѕРІР° дать слово Ахмаду. РќРѕ тот, РІРёРґРёРјРѕ, РЅРµ расслышал. Рђ потом РІ зал вошел Джохар Дудаев, окруженный охраной, Рё зал зааплодировал ему стоя. Было СѓР¶Рµ РЅРµ РґРѕ делового разговора. Никто РЅРµ обратил внимания РІ этом шуме, как тихо удалился старый учитель. Никто РЅРµ привстал, РєРѕРіРґР° РѕРЅ СѓС…РѕРґРёР» – этого тогда РЅРµ заметили. Будто ослепли. Потому, наверное, что солнце слишком сильно светило… Сколько лет минуло, сколько произошло событий, РЅРѕ РјРЅРµ никак РЅРµ забыть эту страшную сцену, напоминающую пленум РЈСЂСѓСЃ-Мартановского Р Рљ РљРџРЎРЎ 1989 РіРѕРґР°. Р’ республике между тем настали сложные времена, начались неоднозначные процессы. Ахмад РІСЃРµ принимал близко Рє сердцу, что-то РѕРґРѕР±СЂСЏР», что-то отвергал, РѕС‚ чего-то предостерегал. РћРЅ оставался СЃРѕ СЃРІРѕРёРј народом Рё РІ этот смутный час, старался принимать посильное участие РІ происходящем, СЃРІРѕРёРј веским словом, богатыми познаниями помочь людям, определяющим направление развития республики, выбрать верную РґРѕСЂРѕРіСѓ. РќРµ РІСЃРµ Рё РЅРµ всегда прислушивались Рє его мнению… Рђ РІ 1995 РіРѕРґСѓ его РЅРµ стало. Смерч РІРѕР№РЅС‹ завихрился над Чечней, сметая РІСЃРµ РЅР° своем кровавом пути. …Я слушаю старую диктофонную запись СЃ голосом Ахмада Сулейманова. Как Р¶Рµ актуально звучат сегодня его слова: «Горец любил СЃРІРѕРё РіРѕСЂС‹. РџСЂРёСЂРѕРґР° РіРѕСЂ растила, пестовала его. Рђ теперь там сотни мертвых аулов… РЇ страшусь увидеть время, РєРѕРіРґР° РЅРµ будет горца, РєРѕРіРґР° РіРѕСЂС‹ опустеют…» |
![]() |