Назад Вперед

СТРАННАЯ ИНИЦИАТИВА

Абдулла Дудуев

«Чеченцы выдвинули Назарбаева на Нобелевскую премию Мира» - сообщения под таким неожиданным заголовком появились на страницах некоторых Интернет-СМИ в дни 65-й годовщины депортации чеченцев. С данной инициативой выступила некая региональная общественная организация «Дети Казахстана», зарегистрированная… в Чечне. Как объяснил нашему корреспонденту руководитель этой организации Аслан Айсханов, люди, когда-то рожденные в ссылке и несколько лет назад объединившиеся в эту организацию, решили таким образом «спустя 65 лет отблагодарить народ Казахстана за оказанную в тяжелое время помощь». По словам Айсханова, изначально у них были колебания, выдвинуть ли на премию Мира известного поэта Олжаса Сулейменова или Назарбаева, но коль скоро первый находится во Франции в качестве посла Казахстана в этой стране, посчитали правильным номинировать казахстанского президента. На вопрос, поддерживают ли такую инициативу официальные власти, другие общественные организации ЧР и, главное, чеченцы, проживающие ныне в Казахстане, собеседник ответил: «При личной беседе некоторые официальные лица называли это детской затеей. Но мы отправили письма с просьбой поддержать нашу инициативу в парламент и в администрацию президента Чечни. Официального ответа пока нет. Мы уже получили поддержку от большого количества организаций из Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Чеченская диаспора Казахстана в лице Ахмада Мурадова тоже поддержала инициативу».

Мы спросили господина Айсханова, в курсе ли он, что два года назад в Казахстане прошли массовые погромы чеченцев с убийством трех человек из семьи Махмахановых и за время, прошедшее после этого, в республике убиты еще не менее десяти чеченцев? Собеседник изрядно озадачил нас своим ответом: он возразил, что по сравнению с двумя войнами в Чечне, числом их жертв и количеством разрушений все это - лишь незначительные эпизоды. Можно подумать, неведомые силы с ножом горлу заставляли «Детей Казахстана» выдвинуть на Нобелевскую премию Мира либо Путина, либо Назарбаева, третьего (в том числе Олжаса Сулейменова) не дано, равно а исключена и возможность просто ни кого на нее не выдвигать.
Нет, правосудие в Казахстане на высоком уровне, в своей политике президент Назарбаев ставит человеческие ценности во главу угла, - заверял нас Айсханов, утверждая, что знает об этом не понаслышке, так а сам за последние годы трижды побывал в этой республике.
Однако мы тоже ездили в Казахстан, посещали разные области, районы, много общались с людьми, рожденными там и выросшими, прожившими десятки лет: чеченцами, казахами, русскими, уйгурами, курдами, турками...
Эти впечатления ка к нельзя лучше позволяют понять, каково реальное положение, сложившееся в этой стране.
Всем, кого распирает чувство благодарности к господину Назарбаеву, стоит обратить внимание на то, что ни когда ни один чеченец, будь он хоть семи пядей во лбу, не мог и не может занимать в Казахстане ни одной более или менее значимой должности в ка кой бы то ни было сфере. Поищите такого! Не найдете. Причем не толь ко в государственных органах власти, но и на местном уровне, да что там - ни одного участкового-чеченца не встретите во всей республике. Спросите у тех, кто там живет, и вам расскажут про чеченцев, которые, чтобы продвинуться по служебной лестнице, вынуждены были менять пятую графу в паспорте. Расскажут и про тех, кому предлагали это, но люди отказывались. А по нынешним, уже назарбаевским временам, кроме всех погромов и убийств, становится обыденным даже то, что к чеченцам-земледельцам после сбора урожая заявляются бандиты и грабят выращенное тяжелым трудом, да не просто, а сопровождая свои действия патриотическими лозунгами: «Ну и что, если вы своими руками вырастили? Это все вам казахстанская земля дала!»
Такая складывается атмосфера и не без помощи властей.
Мало того: здесь вам расскажут как чеченских беженцев, спасавшихся от второй чеченской войны у родственников и знакомых в Казахстане, правоохранительные органы этой республики, словно позавидовав приемам своих Российских коллег, арестовывали, подбрасывали оружие и наркотики, судили и сажали по сфабрикованным уголовным делам. И тут уж, разумеется, торг был уместен: кто имел чем, от купался, у кого не было таких возможностей, тех сажали надолго.
Обращаться подобным манером с представителями «титульной нации» в Казахстане вроде бы не принято — что ж, это, конечно, лучше, чем если бы произвол был тотальным. И вероятно, на постсоветском пространстве найдутся страны, где с межнациональными отношениями дела обстоят хуже, чем в Казахстане. Но на Нобелевскую премию столь скромное достижение как-то не тянет. И уж тем более смешно хлопотать о ней именно чеченцам, ведь президент-гуманист, этот выдающийся поборник человеческих ценностей, не нашел ни одного слова сочувствия ни тем, у кого погромщики убили родных, ни тем, кто пострадал от разбоя. Вместо этого потенциальный номинант на премию Мира еще умудрился попрекнуть пострадавших за то, что они, мол, неблагодарные, ведь казахский народ не когда великодушно принял ссыльных кавказцев... Самому Назарбаеву в 1944-м было 4 года, та к что личных заслуг в тот страшный для чеченцев час за ним быть не могло. Зато этот на ред кость удачный момент для упрека он выбрал сам. А мы тут-то и поспешим его отблагодарить!...

Назад Вперед