Назад Вперед

Хадж на двух колесах
63-летний Магомед Джанаралиев проделал путь из Урус-Мартана в Мекку и обратно на велосипеде


63-летний чеченец Магомед-Али Джанаралиев, житель города Урус-Мартан, недавно вернулся из хад­жа, куда ездил на собственном велосипеде. На этом «железном коне» житель Чечни проделал путь длиною в 12 тысяч километров, пересек границы 13 стран..
По словам самого Магомеда-Али, на хадж его под­вигла явившаяся во сне мать, которой давно уже нет в живых. Перед хаджем Магомед-Али поведал об этом видении и о своих планах мулле местной мечети, ко­торый, выслушав его, не увидел для исполнения этого никаких препятствий. Однако родственники Джана-ралиева долго отговаривали его — путь ведь предсто­ял не близкий и довольно опасный. Но Магомед-Али был непреклонен.
Таким образом, необычный паломник начал свое многонедельное путешествие на стареньком велоси­педе из родного городка Урус-Мартан к священному городу Мекке, на всякий случай прихватив с собой 11 запасных цепей, 6 камер и несколько гаек и болтов.
Он отправился в дорогу в начале ноября 2006 го­да и за месяц преодолел больше пяти тысяч километ­ров. Возле иранского города Астара на путника напа­ли волки. Но из этой схватки Магомед-Али вышел по­бедителем, убив двоих и ранив одного зверя и обра­тив остальных в бегство. Но несколько дней спустя другой хищник чуть не лишил его жизни. Бесшумно подкравшись к уже засыпающему Магомеду-Али, гие­на вонзила ему в затылок свои острые зубы. Но и на этот раз паломнику каким-то чудом удалось спа­стись, и смерть вновь отступила.
Он оставил позади границы тринадцати госу­дарств, и везде его принимали по-разному. Самые не­приятные впечатления, по словам Джанаралиева, у него остались от встречи с американскими солда­тами в Багдаде. Из-за того, что у него не было визы, они сломали ему велосипед, обзывали «русской свиньей». Паломник тщетно пытался объяснить им, что он мусульманин: американцы доказывали обрат­ное, тыча ему под нос его российский паспорт с хри­стианскими крестами на гербе. Таким образом, ему пришлось объехать Ирак через Армению. Но и там случилась подобная ситуация, ему опять сломали ве­лосипед, но на этот раз уже российские контрактни­ки. Только теперь вместо «русской свиньи» его чести­ли «дудаевским бандитом».
Самая радушная встреча по дороге в Мекку, по признанию Магомеда-Али, ждала его в Грузии. На границе этого государства паломника встречал сам президент страны Михаил Саакашвили. Президент предлагал всяческую помощь и просил обязательно известить его на обратном пути, что он с удовольст­вием и сделал. Джанаралиева поразило, что предста­витель иной веры, человек, занимающий столь высокий государственный пост, так искренне встречал его и восхищался его отвагой. Михаил Саакашвили уговаривал отказаться от ненадежного транспорта и воспользоваться его личным самолетом. Но палом­ник вежливо отказался от этого предложения, отпра­вившись оттуда в Турцию, и продолжил свой путь в гордом одиночестве через земли Сирии и Иордании, чтобы наконец попасть в желанную Мекку.
Там Магомеду-Али была оказана особая честь — он стал одним из немногих паломников, которым за все время существования Каабы удалось побывать в ней.
«Как только вошел в Каабу, я попросил у Всевышне­го рая для тех, кто безвинно погиб на войне, а также свободы тем, кто без вины томится в разных россий­ских тюрьмах, и возвращения домой без вести про­павших людей. Я просил мира всей многострадальной чеченской земле, чтобы на ней навсегда исчезли рас­при, тейповые различия, мешающие чеченцам нор­мально жить» — признался потом Магомед-Али Завер­шив хадж, домой «паломник на педалях» вернулся ав­тобусом. С собой он привез массу впечатлений и «ос­вященный» велосипед, который для местных жителей уже стал легендой. По словам Джанаралиева, один арабский шейх-миллиардер за его велосипед стоимо­стью 1800 рублей предлагал ему три автомобиля са­мой дорогой марки. Но он ответил, что настоящий че­ченец не продает ни своей головы, ни своего коня.
Кстати, подобное путешествие — не первое. В 1995 году Акрам Маруфджонов, житель узбекского города Маргилан, тоже на велосипеде совершил хадж в Мекку. Этот чудак не ограничился таким успе­хом и в 2006 году, опять же на велосипеде, вместе с другом преодолел 6830 километров, чтобы попасть на чемпионат мира по футболу в Германии и взять ав­тограф у знаменитого вратаря немецкой сборной и мюнхенской «Баварии» Оливера Кана.
Долгожданная встреча с ошарашенным Каном произошла 12 июня. Узнав из прессы о гостях из Азии, Оливер поселил узбеков в пансионат с четы-рехразовым питанием и массажистом. На стадион путешественники ходили в национальных халатах, тюбетейках и с узбекским флагом. Говорят, что за би­лет на финальный матч узбеку предлагали 3000 евро, но он гордо отказался.
В родной Маргилан из Германии Акрам Маруфд-жонов возвратился уже самолетом. 54-летнего плот­ника в Узбекистане встречали как настоящего героя. Горожане собрались на митинг, звучал оркестр, с ре­чью выступил мэр города.Увы, по свидетельству Магомеда-Али, его возвра­щения на родину в Чечне ни на каком уровне даже не заметили. Многие узнали об его поступке только из газет, и то некоторое время спустя.
Неугомонный Акрам из Узбекистана теперь меч­тает совершить путешествие на своем железном ко­не в Африку. «Хочу поехать и на чемпионат мира в Южную Африку в 2010 году. Правда, мой новый друг Кан меня отговаривает, дескать, опасно, как бы не съели по дороге», — шутливо поведал о своих пла­нах неутомимый путешественник. Что до Магомеда-Али, он о своих замыслах прессе пока ничего не со­общал...