Назад Вперед

НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ ОБЩЕСТВЕННУЮ ПАЛАТУ «КАРМАННОЙ»
ИНТЕРВЬЮ
Мавлит Бажаев
Член Общественной палаты РФ


В чем вы видите предназначение Общественной палаты и свою личную роль в ее деятельности?
Общественная палата была создана для того, чтобы обеспечить конструктивное взаимодействие общественных структур, гражданского общества с государством. Основная цель такого взаимодействия - защитить интересы граждан, их права и свободы. Речь идет о том, чтобы члены палаты, которые представляют общественные организации, участвовали в работе государственных органов на всех этапах подготовки, обсуждения законов и нормативных актов, их принятия и дальнейшего проведения в жизнь. Этот механизм, закрепленный законодательно, призван гарантировать учет мнения общественности при выработке и осуществлении государственной политики практически во всех областях, но прежде всего в социальной сфере, а также в том, что касается безопасности граждан, соблюдения их прав и свобод. Говоря проще, все нацелено на то, чтобы в России больше не возникали ситуации, подобные той, что сложилась год назад в результате принятия пресловутого закона о монетизации льгот.
Этим, по сути, определяются и задачи, стоящие перед каждым членом Общественной палаты, в том числе и передо мной. Каждый из нас представляет определенную часть общества, каждый облечен доверием своих соратников. Работая вместе в палате, мы можем объединить наши усилия, отстаивая интересы различных слоев российского общества. Это объединение очень важно. Ведь разрозненные общественные организации зачастую дублируют друг друга, а порой и конкурируют между собой за статус "главного защитника" интересов тех или иных групп людей. Мне кажется, что в данном вопросе, в отличие от экономики, конкуренция пользы не приносит. Тут, напротив, нужна консолидация. И задача Общественной палаты, в частности, в том и заключается: она призвана, вырабатывать консолидированную позицию гражданского общества по всем насущным проблемам жизни и развития страны. Именно такой подход, надеюсь, позволит существенно повысить эффективность работы.
Вы стали членом Общественную палаты по представлению Президента России. Чем же Вы заслужили такое доверие?
Думаю, дело в том, что еще с начала 90-х годов, с момента возникновения сепаратистских и экстремистских тенденций в Чечне, я был одним из тех, кто выступил против курса Джохара Дудаева. Искренне считая, что Чеченская республика может нормально существовать и развиваться только в составе единой и сильной России, я принимал активное участие в становлении государственно-правовых институтов в ЧР, в организации и проведении референдума по Конституции Республики, а также президентских и парламентских выборов. За это, кстати, имею благодарности от Президента России.
В 2004 году я вместе с единомышленниками из числа видных культурных и общественных деятелей - чеченцев создал Ассоциацию чеченских общественных и культурных организаций РФ. Таких организаций множество по всей стране, и когда были созданы условия для нормализации ситуации в республике, потребовалось объединение их усилий в поддержку этого процесса.
А как вы относитесь к весьма распространенному мнению об Общественной палате, как об управляемом органе, который будет одобрять все инициативы власти, удобным для нее образом подменяя подлинно независимый гражданский институт?
Мне кажется, такое мнение вызвано непониманием самой природы Общественной палаты. Она и есть полностью независимый гражданский институт - чтобы в этом убедиться, достаточно познакомиться с текстом закона, регулирующего ее деятельность. Кроме того, все члены палаты - серьезные, авторитетные люди, состоявшиеся каждый в своей профессиональной области. Им нет нужды как-то "выслуживаться" перед властью, добиваясь льгот, или карьеры, или политического влияния, или еще чего-нибудь. Неужели можно заподозрить в отсутствии самостоятельности академиков Велихова или Бокерия, предпринимателей Потанина или Фридмана, адвоката Резника или муфтия Гайнутдина? Так что не нужно считать Общественную палату "карманной" - этим ведь можно оскорбить заслуженных людей, которые пришли сюда работать не за зарплату, не за регалии какие-то, а в соответствии со своими убеждениями, своей гражданской позицией.
Другой вопрос - зрелость самого гражданского общества в России, а также готовность и умение государства более полно учитывать интересы своих граждан. Им еще предстоит по-настоящему научиться взаимодействовать, освоить технику общения, убеждения. В данной области опыта у нас практически нет. Что ж, Общественная палата и будет его нарабатывать. Одновременно будем опираться на опыт других стран, где подобные институты уже давно функционируют: Франции, например, Италии.