Назад Вперед

Маленькая нe победоносная война
   Годы идут. Проблема не решается. Федеральный центр, видимо, считает, что коль в Пригородном районе сейчас вроде бы тихо, значит, и проблемы нет. Но она есть. Она будет до тех пор, пока справедливость не восстановится. Ведь еще древние мудрецы знали: «И исконную землю нельзя забирать у поверженного противника, ибо в потомках удесятерится воля к возвращению ее, и не будет никакого мира».
Это предписание древневосточного воинского устава я цитирую всегда, когда заходит речь о Пригородном районе. Как бы ни старались нынешние политики за­вуалировать конфликт, как бы ни пыта­лись идеологи перетасовать историче­ские реалии, подогнать их под конъюнк­туру, истину не отменить, и она не даст покоя власти, пока власть ее не признает. Если не сегодня, то завтра, послезавтра эту проблему все равно придется решать. То, что произошло в Пригородном районе осенью 1992 года, до сих пор ди­пломатично называют осетино-ингуш­ском конфликтом. Но это была настоя­щая война. Маленькая, продлившаяся не­сколько дней, но жестокая, кровопролит­ная, не принесшая, однако, ни чести, ни пользы победителям.

Известный чеченский историк Абдулла Вацуев, бывший в тот период редакто­ром нашей газеты «Голос Чеченской Рес­публики» (бывшего «Грозненского рабо- чего», затем на какое-то время переиме­нованного в «Голос Чечено-Ингушетии»), в редакторской статье так написал об этом: «Горящий Чермен наглядно дока­зал, что называть происходящее здесь «осетино-ингушским вооруженным кон­фликтом» — значит лицемерить. Это вой­на. Притом война жестокая и во многом очень своеобразная. Она настолько спе­цифична, что вряд ли во всей истории войн ей можно найти аналог... Да, кон­фликт имел место. Конфликт, который привел к осетино-ингушскому вооружен­ному столкновению, был за десять дней до самой войны. Задавленная БТРом ин­гушская девочка и огонь на поражение по мирным ингушам осетинских омоновцев — это есть конфликт, приведший к сти­хийному выступлению ингушей. Восстав­ший народ взял власть в своих, исконно своих селах в своем районе в свои руки. Народ, полвека ждавший возвращения отнятой у него преступным сталинским режимом родины, не дождавшись этого и не выдержав душевного и физического глумления над собой властей, продолжа­ющих осужденную и морально, и юриди­чески преступную политику, восстал и восстановил справедливость, что выра­зилось в создании органов самоуправле­ния в своих родных селах. Вот после это­го правительство России вместо того, чтобы погасить полностью этот кон­фликт, что соответствовало бы его декларации о своем демократизме и «Закону о реабилитации репрессированных наро­дов», принятому единодушно Верховным Советом Российской Федерации, развя­зало войну против ингушского народа. Для того, чтобы скрыть истинную суть этой войны от народов России и мира, оно, правительство, обрушило на головы граждан невиданную ни при каких режи­мах дезинформацию...»

Той осенью вся наша редакция рабо­тала в Назрани и Пригородном районе. Публиковали репортажи, информацион­ные сообщения, интервью. Мне вспоми­нается беседа о произошедшем с грозненцем, постоянным автором нашей га­зеты Евгением Петровичем Бурлаковым. Проповедник-евангелист, он смотрел на случившееся с точки зрения религии. Столько лет прошло, но его слова и сего­дня звучат по-прежнему актуально:

—...Это не пройдет для народов безна­казанно, ибо сказано: «Не пощажу его, по­тому что он преследовал брата своего ме­чом, не пощажу за то, что... не вспомнил братского союза, подавил чувства родст­ва». По Ною все мы братья. Мысль о брат­ском родстве народов проходит через всю Библию... Создатель долготерпелив: он неоднократно прощает тех, кто пода­вил в себе чувство родства, — прощает, да­вая возможность покаяться. И еще сказа­но: «Не нарушай межи ближнего твоего, которую положили предки в уделе твоем, доставшемся тебе в земле, которую Гос­подь дает тебе во владение... Проклят на­рушающий межи ближнего своего...». Си­лой захваченная земля пользы не прине­сет. Ее можно сделать проклятой, полив кровью...

«Дележ земли — занятие бесполезное, — рассуждал далее мой собеседник. — Ес­ли тот, у кого ее отняли, не ищет мирных путей для ее возврата, а начинает доби­ваться правды силой, забывает о мило­сердии, он никогда не победит другого. И ни той, ни другой стороне, в конечном счете, эта земля пользы не принесет: бу­дут или природные бедствия, или беско­нечные войны. Возьмите, к примеру, древние шотландские замки. Люди посе­щают их, любуются их своеобразием, но никто давно там не живет, не ночует — страшно. Потому что там сконцентриро­вано много зла. «Призраки убитых, при­видения...». А сколько крови в свое время было пролито из-за этих земель, этих замков, какие устраивались заговоры, ин­триги. Никому они теперь не надобны.
...Сведение счетов — пища для ненависти, и она по абсолютной шкале может усили­ваться беспредельно... Тот, кто сейчас первым развязал кровавый конфликт и, используя всевозможные уловки, добился своего, одержал Пиррову победу. Они приобрели землю, но потеряли людей. И вот увидите, еще будут терять. Политая кровью земля счастья не принесет. Выс­шая ценность на земле — не территории, не золото, не строения, а жизнь человече­ская. И когда в погоне за политическим выигрышем жертвуют огромным количе­ством жизней, это безумные решения, и история их обвинит, потомки обвинят. Сберегать надо людей. И не просто плоть и кровь, а прежде всего душевную чисто­ту. Кто проливает кровь за материальные ценности, за территории, строения, тот себе же и потомкам наносит непоправи- мый вред. Потому что, когда уходим с этой земли, мы тут и землю, и золото — все оставляем, а дела наши идут вслед за нами. И добрые, и худые — на Божий суд». Все мы знаем ту истину, что история имеет свойство повторяться. Она препо­дает народам уроки, и если эти уроки не усваиваются, то «история наказывает на­роды». Порукой тому путь человечества, запечатленный в древних и не очень древних книгах. И все же человек таков, что забывает опыт предков, начинает на арене истории заново проигрывать их трагедии. Такое невежество и беспамятст­во порождает фарсы, зачастую способные оборачиваться новыми драмами.
Не только опыт предков мы игнори­руем. В пылу амбиций, по незнанию, по недомыслию, а то и преднамеренно от­брасываем «за ненужностью» и прове­ренные временем духовные истины, муд­рые наставления священных книг. И это пренебрежение приводит к ошибкам, по­рой роковым.


.