Назад Вперед

У НАС УЖЕ ДАВНО ИДЕТ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Прошедший в Москве пикет памяти владельца сайта «Ingushetiya.Ru» Магомеда Евлоева, стал для сторонников ингушской оппозиции чуть ли не единственной возможностью публично выразить свою точку зрения на события в республике. Чиновники, правда, и тут дали разрешение всего на тридцать участников, но в Новопушкинском сквере собралось около двухсот человек. Было много ингушской молодежи.

Люди требовали расследования убийства Евлоева и отставки президента Зязикова.

— В республике идет гражданская война! — говорили ингуши.

Председатель оргкомитета по проведению Ингушского общенационального митинга Магомед Хазбиев приехал в Москву специально для участия в акции.

— Днем 31 августа мы ждали Евлоева в здании аэропорта. Еще раньше Магомед по СМС сообщил, что летит в одном самолете с Зязиковым. Это вышло случайно. Перед посадкой он успел поставить на сайт свою последнюю заметку. Через стеклянную стену зала ожидания ингушского аэропорта мы видели, как самолет сел и с трапа сошел Мурат Зязиков. Его встречал глава МВД республики Медов. Они о чем-то быстро поговорили между собой, потом президент уехал. Медов стал кому-то махать руками. Подъехали несколько бронированных машин. Подчиненные министра поднялись по трапу, вывели Евлоева и посадили в машину. Он выглядел спокойно. Если бы тогда мы знали, что Магомеду грозит смертельная опасность, просто бы разбили стекло, отделяющее нас от самолета, и отбили его!

В голосе Хазбиева глубокая скорбь. Как не понять эту горечь человека который был рядом и не смог спасти от гибели близкого друга?

С нами были родственники и друзья Евлоева — продолжает он — они быстро перекрыли оба выезда из аэропорта но бронированные машины правительственной охраны уехали по старой дороге. Мы опоздали на пару секунд. Погнались за кортежем. Он разделился на две колонны. Мы поехали за той что направлялась в Назрань но как выяснилось позже, ошиблись. Когда нам удалось их остановить охрана министра стала стрелять в нас но наши ребята их разоружили забрали документы и оружие: РПК пулеметы. Они уже не сопротивлялись и клялись что на них крови нет Я попросил своих людей не расстреливать милиционеров. Мы даже отказались взять с собой кого-то из них чтобы потом обменять на Евлоева. Мы думали еще что он жив Решили ехать в прокуратуру но тут позвонил адвокат Мусса Плиев и сообщил что Евлоев в больнице он смертельно ранен.

По словам Хазбиева еще три месяца назад стало известно что президент Ингушетии отдал приказ министру МВД «разобраться» с лидерами оппозиции: Макшарипом Аушевым Магомедом Евлоевым и с самим Хазбиевым.

Было даже сказано что если Медов не справится то вместо него поставят другого министра. Начались покушения Обстреливали мой дом а через неделю дом Евлоева. Тогда только чудом никто не пострадал. Причина преследования одна: Магомед на протяжении шести лет правления Зязикова освещал то что происходит в республике: внесудебные казни, расстрелы, убийства мирных граждан. Сообщал и о том что Зязиков врет будто он построил много заводов: на самом деле — ни одного.

Родственники Магомеда Евлоева публично объявили кровную месть главе республиканского МВД Медову его семье и охране а также президенту республики Зязикову.

По словам Хазбиева в то что преступление будет расследовано по закону а виновные наказаны никто не верит Ведь Евлоева застрелили демонстративно средь бела дня Зязиков видимо хочет показать что может творить все что угодно безнаказанно убивать оппозиционеров.

Федеральный центр поддерживает его. Он же своими действиями все больше настраивает народ против федерального центра — говорит он.

—   Ингуши просят альтернативный парламент Ингушетии Мехк-Кхел, созданный оппозиционерами инициировать выход республики из состава России. Люди хотят, чтобы в ситуацию вмешалось одно из государств мира. Хотят получить паспорта другой страны чтобы хоть кто-то защитил их как например Россия защищает абхазов и осетин в Грузии.

Журналисты окружили Хазбиева плотным кольцом. Было много представителей иностранных СМИ. Оппозиционер говорил горячо спеша больше рассказать о нестерпимом положении сложившемся в Ингушетии:

—   Милиция может создавать видимость порядка только днем а ночью выходят мстители. У них тоже есть оружие, они убивают сотрудников правоохранительных органов, потому что ранее представители власти убили их родных. По нашим подсчетам, за последние несколько лет было похищено и убито две тысячи человек. Восемнадцатилетний житель Ингушетии Ислам лично знал убитого Евлоева. Он специально приехал с друзьями из Назрани на пикет в Москву.

— Все, даже дети, понимают, что ситуация дошла до предела! — говорит юноша, но видно, что по молодости лет он еще не растерял запаса жизнерадостности. В его глазах светится надежда на перемены к лучшему.

Невдалеке стоит группа девушек.

— Парней нашего поколения почти не осталось, — говорит педагог Жанна, ингушка. Ей 28. — Многих моих знакомых ребят от 20 до 30 лет уже нет в живых. Девушек сейчас в республике раз в четырнадцать больше, чем парней. Ни один из ставленников Кремля не сможет эффективно управлять Ингушетией.

Правозащитник Сергей Ковалев, присутствовавший на пикете, считает, что российская власть не станет ничего менять в Ингушетии:

— Мнение об этом убийстве у любого порядочного человека может быть только одно. Что же касается причин, они кроются в той политике, которую российская власть ведет на Кавказе. Власть демонстрирует людям, что есть хозяева, которые могут позволить себе все. Думаю, Москва избрала страшную стратегию. Практика показала, что эти методы никуда не годятся. Полагаю, что кардинальных перемен к лучшему в ближайшее время не произойдет. Федеральный центр вряд ли пойдет навстречу ингушам, думаю, Зязиков не будет снят с поста главы республики.

 

 

Лидия МИХАЛЬЧЕНКО

Назад Вперед