Назад Вперед

ПЕНИЕ ГЛУБИННЫХ ВОД

К этой выставке он написал ряд новых картин, выполненных в различной стилистике, порой близкой к модернизму и символизму (таковы «Пирамида философии» и «Парад масок»), порой тяготеющей к классическим образцам – «Собор», «Колокольня», «Панорама города», «Отель де Виль».
Весна в Бельгии всегда насыщена многочисленными событиями культурной жизни. Особое место в ней занимает Международная выставка акварели, которая проводится каждые два года в городе Намюр, по праву слывущем столицей европейской живописи. В этом году выставка проходила с 25 апреля по 17 мая, как обычно, в «Салоне акварели Бельгии», расположенном в центре города. Там были представлены работы 125 художников со всего мира: из Бельгии, Франции, Италии, Голландии, Германии, Индии, Китая, Австралии, Польши, Литвы и др. Высочайшие требования к уровню мастерства, которые предъявляют организаторы выставки при отборе работ, не многим мастерам кисти позволяют пройти отборочный конкурс. Быть представленным на ней - большая честь для художника, свидетельство широкого признания его таланта.

Возможно, меня, как обывателя, и не привлекло бы сие событие, если бы не тот факт, что в нем участвовал чеченец, который выставляет свои картины под псевдонимом Адам Лабазанов. Разумеется, мое сердце было переполнено гордостью за нашего земляка. Мне захотелось рассказать об этом художнике, чтобы на его примере дать понять нашим соотечественникам, что чеченцы в Европе даже в такой сфере жизни, как культура и искусство, занимают достойное место. Путь Адама Лабазанова (я буду называть своего героя тем именем, под каким он получил признание) к высоким творческим достижениям был отнюдь не легким.
Выпускник Высшей Академии Художеств имени Репина в Санкт-Петербурге, уже заслуживший известность в среде питерских собратьев по искусству, он был участником художественного фонда, проводил частные выставки на Невском, входил «в десятку» лучших портретистов города (одной из самых успешных его работ была картина «Мерилин Монро»). Но в конце 90-х ему пришлось все бросить и эмигрировать. Вряд ли стоит доискиваться причин, достаточно вспомнить, что «красной нитью» в его творчестве тех лет проходила тема войны в Чечне. Зорким взглядом талантливого портретиста он всмотрелся в истинное лицо войны.
Все это осталось там, в той жизни. Здесь, в Бельгии, надо было начинать все сначала. Это был, как он сам признается, самый сложный период в его жизни.
В художественной среде Европы с ее вековыми традициями царят самые различные постмодернистские течения, унаследовавшие приемы экспрессионизма, сюрреализма и т.д. Здесь чеченскому художнику было нелегко утвердиться. Но Адам, отказавшись от ранее привычных и принятых форм, вошел в среду этих живописцев и покорил их своим неподражаемым стилем, который, пожалуй, ближе всего к авангардизму, но сам автор называет его символизмом.
Действительно, его работы глубоко символичны и при этом красочны, полны поэзии, они поистине излучают положительную энергию.
В Бельгии Адам начинал с «огрызка» карандаша и листка бумаги. Он показал несколько своих набросков доктору Бруно, владельцу частной галереи в Турне, где Адам обосновался со своей семьей. С первого момента распознав в нашем земляке незаурядный талант, мэтр, которому местные художники платят немалые средства за право проведения выставки в его галерее, стал безвозмездно оказывать Адаму материальную помощь, создав ему тем самым условия для плодотворной работы, и обещал организовать его частную выставку. Воодушевленный такой поддержкой, художник вдохновенно взялся за дело, не жалея сил и времени. Менее чем за месяц общими усилиями им удалось собрать солидную персональную экспозицию. В центре города появился рекламный щит огромных размеров (хотя подобная манера афиширования не свойственна художникам) «Персональная выставка Адама Лабазанова».
Выставка вызвала большой резонанс. О ней писали в местной прессе, сделали передачу на одном из каналов ТВ. Местные искушенные ценители не могли понять, откуда взялся безвестный художник такого высокого уровня, но вынуждены были признать его мастерство, своеобразие его стиля. «Боевое крещение » чеченского художника состоялось! Теперь уже местные художники пытались подражать его манере, оценив неординарность его творческого самовыражения. Половину работ с этой выставки купил для своей галереи доктор Бруно, и они до сих пор украшают ее залы. Одну акварель пожелал иметь в своем фонде художественный музей города Турне.
Впоследствии Адам еще более повысил свою квалификацию, обогатил арсенал творческих приемов, проучившись шесть лет в художественной академии Турне на отделении графики и рисования и защитив диплом по специальности «художник-преподаватель».
Во время учебы Адам проводил свои каникулы за мольбертом в центре города, рисуя его панорамы.
Благодарные жители, наблюдавшие каждый день, как «неместный» художник без устали трудится, воплощая на холсте самые интересные достопримечательности и красивые уголки их города, заговорили о нем, передавая из уст в уста свои наблюдения. Сам бургомистр Турне, наслышанный о талантливом художнике, рисующем в изумительном стиле все кафедральные соборы города, в один день подошел к нему познакомиться.
Увидев его за работой прямо на Гран Плас (центральной площади), он предложил Адаму устроить персональную экспозицию в выставочном зале администрации города.
К этой выставке он написал ряд новых картин, выполненных в различной стилистике, порой близкой к модернизму и символизму (таковы «Пирамида философии » и «Парад масок»), порой тяготеющей к классическим образцам - «Собор», «Колокольня», «Панорама города», «Отель де Виль». Последняя изображала здание городской администрации и была подарена городу благодарным автором. Ныне она украшает зал заседаний администрации Турне.
Персональная выставка художника не осталась без внимания центральной прессы страны. Газета «Ле суар» восторженно отозвалась о выставке, напечатала интервью с мастером.
Успех этой выставки поставил Адама Лабазанова в один ряд со знаменитыми художниками Бельгии. Всеобщее признание его многогранного таланта состоялось!
С этого момента Адама часто приглашали на всевозможные культурные мероприятия города, предлагали ему участие в различных выставках.
Так, в 2007 году его, как уже известного в Бельгии мастера, организаторы Международной выставки вНамюре любезно пригласили принять участие в выставке акварели. Из 150 бельгийских художников только десятерым выпала честь представлять свою страну на этой выставке, и среди них был Адам Лабазанов со своей работой «Футуризм» (она вошла в европейский каталог акварели, издающийся на нескольких языках), которая была выкуплена частным коллекционером.
Два года, прошедших после этого знаменательного события, были в жизни Адама очень плодотворными.
Он работал над выполненными в символической манере картинами «Код Адама» и «Пирамида цивилизации », над серией «Импровизация», не забывая при этом и о своей родине, от которой его отделяет расстояние в несколько тысяч километров. В своем творчестве он отводит важное место чеченской теме, воплощенной в таких картинах, как «Дади-юрт», «Нашествие Тамерлана», «Город-призрак» (тема последней навеяна Грозным после первой чеченской войны).
В этом году двери 11 Биеннале, проходившего под личным патронажем мсье Дени Матена, губернатора провинции Намюр, как и два года назад, распахнулись перед нашим земляком. Великолепная акварель «Колокольня» Адама Лабазанова заняла достойное место в зале выставки.
На третий день после окончания этого события в Турне в частной галерее «Le chant des eaux profondes» открылась очередная персональная выставка художника. Когда я поехала в Турне, чтобы встретиться с земляком, наше рандеву состоялось именно в выставочном зале, где были представлены наиболее значимые его акварели и работы маслом, созданные в разные периоды его творчества.
К нашей беседе с радостью присоединился владелец галереи мсье Пьер Викюй. Он находит работы Адама очень сильными, просто великолепными. По его наблюдениям, за эти годы колорит его живописи потеплел и посветлел, что отражает перемены в душевном состоянии автора.
Далее наш собеседник подчеркнул, что Адам Лабазанов превосходно владеет техникой акварели. Сам же автор добавил, что акварель требует особой точности и четкости в работе - в отличие от техники работы маслом здесь неудачный мазок уже не исправишь.
Мой визит к художнику, как принято у нас, чеченцев, завершился теплым приемом в его уютном доме с маленьким садиком, в кругу домочадцев, за столом, красиво накрытым радушной хозяйкой Зулай. Окунувшись в атмосферу этой семьи, где царят полная гармония и взаимопонимание, где дети, несмотря на то, что большую часть своей жизни прожили в Бельгии (а двое младших родились уже здесь), ни на минуту не забывают, что они чеченцы, и, подобно своим родителям, живут мечтой о родной земле, знают и чтут обычаи своего народа, его семейные традиции, я поняла, откуда Адам черпает силы и вдохновение для творчества. На эмблеме галереи «Le chant des eaux profondes» (это название переводится как «Пение глубинных вод»), где проходила последняя выставка Адама Лабазанова, изображены две чайки, отрывающиеся от морских волн и устремляющиеся ввысь, к солнечному свету.
Мне это показалось символичным, ведь и наш земляк, талантливый художник Адам Лабазанов в своем творчестве наподобие тех чаек тоже устремился ввысь. А его самая главная выставка еще впереди.

Зара МАГОМАДОВА, Намюр, Бельгия.


Назад Вперед