“Дош” - “Логос” - “Слово” способно сплетать и крепить “ткань” времени, как и “прервать дней связующую нить”, и “Слово” же в силах “ввести время в колею”.
“Дош” - “Слово” есть не просто “слово”: вайнахский “Дош” - “Закон” подобно греческому - “Логосу” созидает “иерархию” мирозданья и своим многократным синтезом мостит ступени свободы.
Душа нации - ее живой язык. Живая речь народа. Язык определяет и горькое и сладкое. Язык - и мед и яд.
Слово родит войну и мир, восторг и радость, лечит горе и печаль.
Слово хранит память и создает историю: Слово - бессмертие ушедших поколений.
Радуется и предается печали, любит и ненавидит человек: в нем сосредоточенно все великое и святое на земле. Человек - “двух миров связующее звено”. Он - пересечение орбит неба и земли, свободы и необходимости.
Когда “время вышло из колеи”, Бог повелел человеку “вернуть его в колею” - В.Шекспир.
Лишь то слово красиво, что наполненно духовной энергией.
Красота речения не в его блеске и звоне, но в силе слова, в его приближении к Предвечному Слову.
Сила слова явлена, когда слово рождает радость, любовь дарит, растит и умножает добро.
Сила слова - в его устремленности к славе правды святой.
Только так достигаются красота единенья логики ума и велений сердца, глубина мудрости, чистота
чувств и мысли, совершенство нравственной свободы...
И лишь тогда слово может ровняться мужественному деянию высокой гражданственности.
“Дош” лингвистически выступает как синтез двух основных глаголов Бытия и Деяния,
а именно: “До” (глагол Деянья) и “Ду” (глагол Бытия, Сущего) вместе с “Ша” (местоимение “Ша” означает “Сам - Сама - Само”).
“Дош” - “Ду - Ша - До - Ша” есть Логос Мысли, творящей себя и как Мысль, и как Бытие.
И тем самым “Дош” конституируется как Логос Бытия и Логос Становления, как Логос Истины и Логос Правды, как Логос Логоса: “Дуй”.
Вайнахская цивилизация избежала крайностей религиозного фанатизма и мифотворчества,
а также устояла перед интеллектуальным оптимизмом Сократа и панлогизма Гегеля благодаря тому, что прежде на практике отстояла свою Свободу как Добрую Волю.
Вайнахская цивилизация создала свой собственный персоналистский идеал жизнепонимания: Къонахалла - Сисагалла.
Вайнахский персонализм закрепил Къонахалла - Сисагалла как идеал высокой гражданственности и нравственного благочестия в Вайнахском Кодексе Гражданского Строительства: Адате.
Дош - Логос - Слово - Закон Бытия, Познания и Деянья, - основа основ духовной деятельности человека.
|