ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

ДОШ # 4/2004 > ПРОБЛЕМЫ XXI ВЕКА


ПРАВО НА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ


Светлана
АЛИЕВА
Да, я не оговорилась – именно о приоритетном праве каждого человека на национальность хочется, наконец, сказать открыто и всерьез. Поразмышлять вслух без умолчаний, продиктованных текущей политикой, и условностей, определенных высшими идеологическими интересами. К ним мы сверх всякой меры приучены за годы советской истории.

Кроме того нам внушили считать национальное самоопределение и даже самосознание проблематикой неважной, незначительной, второстепенной, более того – тормозящей социально-экономическое развитие страны. Установили: сначала Человек, а потом его Национальность. Но найдите мне японца, китайца, англичанина и шотландца, ирландца, индуса или араба, того же зулуса или маори, а у нас татарина или чеченца (ряд намеренно неравноценный по степени этнической численности и социального развития) и всех остальных, которые бы отказались от своего национального имени, или стыдились бы его. И на то обратим внимание, что культ национальной японской культуры с ее древними традициями и ритуалами, совсем не помешал японцам выйти в авангард мировой научно-технической экономики. Остается задаться вопросами, кому мешает национальное самоопределение и самосознание, почему не рекомендуется, а точнее сказать пренебрегается говорить о национальной политике - особенно в такой, израненной межнациональными недоразумениями стране, как наша федерация. Не мешает, думается, вспомнить и о том, что страны на планете Земля носят этнические названия за исключением таких мировых «гостиниц», населенных эмигрантами со всего мира, как Соединенные штаты Америки, Соединенные штаты Бразилии... Но и здесь люди объединяются в национальные общины, помнят, кто они по национальности, а не по гражданству.

Заметим, кстати, что преступления совершает человек – и в этом случае национальность не играет роли.

В последние десятилетия мы особенно много рассуждаем о правах человека, сваливая в одну кучу все изобретенное и придуманное на эту тему к концу ХХ столетия. И потому, думается, стоит вспомнить, что в веке еще ХYIII провозгласили всеобщее равенство людей как одну из целей борьбы за справедливое устройство мирового человеческого сообщества. Правда, здесь подразумевалось равенство социальное, организация внеклассового общества, но затем в само понятие «равенство» незаметно, постепенно вытесняя категорию исключительно социальную, классовую, ввели морально-нравственные и интеллектуальные характеристики: мол, все люди-человеки, а также мужчины-женщины равны.

Ловушка сработала, теперь это воспринимается как догма – все равны, или должны быть равны. За то и боремся, не жалея сил и жизней, не задаваясь никакими вопросами и ни о чем не задумываясь. А задуматься надо бы! Ибо равенство – идея утопическая, заводящая в тупик полного скептицизма, неверия в возможность улучшения жизни общества... и человека в этом созданном им самим обществе.

Нет равенства и не может быть уже потому, что человек неизменно и обязательно индивидуален – тому мы тьму доказательств биологических, физиологических, социально-психологических, экономических, национальных и прочих сыщем. Так что не надо их – человеков – равнять, как это любили практиковать пережитые нами в ХХ столетии тоталитарные системы. Хорошо, что такое уравнивание удавалось только на парадах, когда демонстрировалось не богатство и многообразие людского сообщества, а ровные ряды одинаковости – роста, фигур, одежды, причесок... Многих это умиляло – одинаковость безмыслия, а некоторых умиляет и сейчас, но, слава Богу, все больше таких, которые видят, что в подобных построениях присутствуют зомби, управляемые извне марионетки, с которыми не построишь нормального человеческого общества.

Итак, согласимся с тем, что понятие «равенство» в приложении к человеку – опасное заблуждение, утопическая идея, заведшая людей в тупик, и откажемся от него, заменив на более точное и необходимое – РАВНОПРАВИЕ.

Иными словами речь идет о защите права каждого человека на равные условия жизнедеятельности в обществе. Не так ли? И какое право выходит здесь на первый план? На мой взгляд и согласно моему убеждению – право каждого на уважение и признание национального достоинства независимо от места проживания, социально-экономического статуса и традиционного занятия.

Не знаю, как вас, а меня всякий раз коробит дешевый юмор, построенный на демонстрации акцента – чукчи, кавказца, азиата, европейца и т.п. Или анекдоты, где высмеивается чукча, кавказец, немец, еврей, армянин и т.п. Обычно национальные черты подаются в анекдотах этого рода как идиотизм, глупость, тупость изображаемого объекта и, к сожалению, вызывает подлинно идиотский смех аудитории. Самодовольный гогот – мол, есть же дураки в отличие от нас, понимающих юмор, умных. А ведь этот, якобы невинный смех выражает пренебрежение к представителям народа, виноватого лишь в том, что с акцентом говорит на твоем, чужом для него языке, не похож на тебя, смеет жить по-своему.

Ошибусь ли, назвав в качестве основоположника подобного жанра и типа отношения того, кто рассортировал народы и религии по иерархии важности: Нация – Народ – Народность – Национальное меньшинство – Этническая общность. В нашей стране в ХХ столетии официально утвердилось безбожие, но сверх того негласно подразумевался также иерархический порядок вероисповеданий – православие, старообрядчество, католицизм, христианские секты, иудаизм, мусульманство, буддизм и т.д.

Многонациональная и многоконфессиональная страна, назойливо демонстрирующая миру равенство и братство всех народов, установила такую официально узаконенную лестницу с чисто прагматической целью – для удобства управления полиэтническим сообществом. При этом такое циничное измышление играло жизненно важную, более того – судьбоносную роль в распределении прав, а также в формировании нравственного мировосприятия тех же народов, точнее – этносов. Отметим к тому же, что в нашей большой стране жили не съехавшиеся со всего мира народы-этносы, а коренные, располагающие своими территориями, из которых и составилось пространство Союза.

Между тем согласно узаконенной иерархии верховная власть, если и считалась (хотя бы номинально) с правами Нации, то о правах Народов, Народностей, тем более Национальных меньшинств и каких-то там Этнических общностей и не вспоминала, вовсю эксплуатируя принадлежавшие им территории с их надземными и подземными богатствами. С хозяевами всех этих земель и недр обращались так, как по разумению очередного временщика требовали «интересы» большой текущей государственной политики. Власть с ними играла, как ребенок со своими игрушками: хотела – передвигала-переселяла целые Народы с гор в пустыню, а из пустыни – в северную тундру, вычеркивала их названия из истории страны, даже из печатной продукции прошлых лет, а то и отменяла неугодную, «плохую» национальность совсем... Для содействия реализации таких планов организовывались пропагандистские кампании компрометации приговоренного к изоляции или практическому уничтожению Народа-Этноса.

Так возникали – вдруг, из ничего, безосновательно – плохие и хорошие Народы, одних возносили, других ввергали в зловонные ямы нареканий и клеветы, исходящей сверху, порождаемой верховной властью.

В результате (а отнюдь не по чьей-то злой воле конкретного человека) несокрушимый Союз – огромная страна – распался, что вызвало ряд социально-экономических и политических потрясений в жизни всех коренных народов, обреченных жить в государстве, которое не посчиталось с правом своих граждан на национальность, а проводило по сути антинародную национальную политику.

Распад многонациональной страны, наследницы Российской империи, просуществовавшей почти три столетия, должен был чему-то научить верховную власть – сама история преподала ей наглядный урок неизбежных результатов пренебрежения национальным достоинством и интересами народа любой численности, подавления одних народов другими в системе нравственно-политических и следом социально-экономических установок.

В образовавшихся в результате распада странах прежде построения всех и всяких социальных и экономических программ, следует сформировать во имя сохранения и развития нравственно-духовного наследия титульного народа концепцию национальной политики.

Это было сделано уже в первой половине ХХ века в бывших российских колониях, ныне процветающих Финляндии и Польше. Такая работа ведется сегодня в Казахстане, Кыргызстане, Армении, Грузии, в Эстонии, Литве, Латвии...

Однако правительство Российской федерации упорно хранит верность антинародной сталинской национальной политике вместо того, чтобы поторопиться с принципиальной ревизией самой концепции и созданием новой, без чего нам грозит аналогичный союзному распад.

К сожалению, приходится констатировать, что сегодня у нас в Российской федерации чем дальше, тем откровеннее проявляется расистское высокомерие по отношению ко всем Народам, кроме титульного. И никому невдомек, что, возводя русский этнос на недосягаемую высоту, приписывая ему исключительность, противопоставляя его другим, живущим в федерации этносам, мы впадаем в самоослепление. Не видим разрушения старых русских городов и деревень, опустошения русской этнической территории, кризисного сокращения рождаемости, нравственного оскудения, от которого не спасают все усилия православной Церкви, очевидного вырождения. Одно из особенно ярких свидетельств упадка – тупые, злобные попытки возложить ответственность за все эти социальные язвы на нерусские этносы страны, иначе говоря, фашизация некогда великого русского народа.

Нет смысла искать спасения в подавлении Чечни, которое все та же верховная власть, то ли слепая, то ли своекорыстная, так упорно именует борьбой с якобы международным терроризмом, (который сама же и породила), да и пора, наконец, прекратить поношение уже огульно скомпрометированных в духе сталинской пропаганды «лиц кавказской национальности».

Противопоставление русского народа всем его исторически предопределенным этническим соседям губительно для страны так же, как насильственное покорение инородцев. Десятилетняя война с чеченцами доказывает самоубийственную несостоятельность такой политики, ибо нет силы, способной покорить Народ, какой бы численности он ни был. Даже оставшись в критическом меньшинстве, подчинившись внешне, малочисленный этнос сохранит свою враждебность к покорителю, и в свое время она прорвется наружу.

Об этом даже говорить стыдно – имперское отношение к другим народам помимо титульного осталось в прошлом, мир отказался от него. Одна лишь Россия тщетно, губя себя самоё, цепляется за обветшавшие обрывки прежней власти, гордится державностью, основанной на насилии вместо подлинно братского добровольного – договорного – объединения. Хотя только при этих условиях Российская федерация может стать истинно целостным и демократическим государством, каковым уже не выглядит в глазах мирового сообщества.

Спасение русского этноса – народа – нации не в мнимом превосходстве, а именно в союзе с этносами, по историческому праву живущими на одной территории с русскими, в опоре на них, но не силовой, а дружеской, братской, в признании национального достоинства и самоценности, в уважении к их национальному имени, языку, нравам и верованиям. А следовательно в изменении психологической атмосферы, отношения общества к представителю любой нерусской национальности. Сегодня необходима большая просветительская работа, умная, тактичная пропаганда не недостатков, а достоинств каждого этноса. Утверждение равных прав всех, входящих в федерацию народов – без иерархической сортировки. Иначе говоря такого права на имя, когда инородец перестанет стесняться своей национальности, а с положенной гордостью скажет: я – чеченец, калмык, или балкарец, хакас, бурят, тувинец, чукча, татарин, башкир, чуваш, удмурт и т.д.

Только так, а не силовыми приемами Российская федерация сохранит свою территориальную целостность. Она должна переменить отношение к составляющим ее пространство этносам, сняв с их душ накопившиеся национальные обиды, побудив все свои народы не на словах, а вправду почувствовать себя братьями и стать на защиту границ родного государства. Необходимо выработать и ввести в государственную политику постоянное уважительное внимание к национальным культурам, к нравственно-духовной сокровищнице всех без исключения этносов – в них общее богатство страны. А если в этом процессе – воспитании уважительного понимания и внимания к духовному выбору этноса – примет участие и православное духовенство, настроенное сегодня миссионерствовать сверх меры, если оно признает право мусульман, иудеев, буддистов наравне с правами собственной паствы, тогда можно будет признать, что величие русского народа – не пустая претензия.



<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ