<< Листать журнал >>
ДОШ #6/2004
РУСЛАН АУШЕВ: "ВЗЯЛИ И ВЗБАЛАМУТИЛИ ВЕСЬ КАВКАЗ..."

Я точно знаю, что войны можно было избежать. И все были к этому готовы -- все, кроме Кремля. У меня сложилось впечатление, что Кремлю война нужна была по многим причинам. Но для каких целей -- непонятно, наверное, чтобы показать характер.

После разгрома оппозиции в Грозном 26 ноября 94-го начали готовить искусственное такое обращение как бы от глав республик Северного Кавказа к Президенту страны: дескать, ситуация в Чеченской Республике создает напряженность во всем Кавказском регионе, просим вас навести конституционный порядок -- такой документ был, и его подписали все, кроме меня. Когда ко мне обратились в правительстве, я отказался это подписывать, сказал: вы не понимаете, что происходит, и не понимаете, с чем столкнетесь. И сразу же сделал заявление, что вопрос необходимо решать исключительно политическими средствами. После этого мне звонил Дудаев, он вызвонил меня в Москве, видимо, я был его последним каналом связи, до этого он звонил в администрацию Президента, обращался к Черномырдину. Как мне потом рассказывал сам Черномырдин, он сказал Ельцину, мол, звонит Дудаев, что делать? А Ельцин ему ответил -- ничего не делать, не надо с ним разговаривать. Джохар меня просил: "Помоги связаться с Кремлем, скажи Ельцину: если он примет меня на двадцать минут, все вопросы будут решены мирным путем, войны не будет". Мне удалось связаться с Ельциным. Я сказал: "Борис Николаевич, примите Дудаева на двадцать минут, многие вопросы будут сняты", на что Ельцин мне ответил, что с бандитами не разговаривает. Я всячески пытался его убедить, что это неправильно, за Дудаевым народ стоит, надо это учитывать, иначе принятые в итоге решения тоже будут ошибочными. Но Ельцин остался непреклонным. Я тогда понял -- война неизбежна.

Даже сегодня, спустя десять лет, эта война не только не достигла ни одной из заявленных целей, но создала множество новых проблем. Взяли и взбаламутили весь Кавказ. Сколько трагический событий произошло с тех пор!.. Убиты и искалечены десятки тысяч мирных людей -- детей, женщин, стариков, гибнут и федеральные солдаты, число потерь в их рядах уже превышает потери советских войск за всю Афганскую войну. Разрушены населенные пункты, в развалинах Грозный -- красивейший на Северном Кавказе, цветущий город ныне выглядит как новый Сталинград. А сколько произошло терактов, чего стоит хотя бы последний -- Беслан! Сколько потрачено средств, на которые можно было построить больницы, школы, дороги, жилье, куда все это ушло? И главное, где перспектива решения проблемы, какой политик сегодня осмелится сказать, что мы стабилизируем ситуацию? Кроме того, мы совершили самое опасное -- породили экстремизм. Давайте вспомним русско-кавказскую войну, с кем воевала русская армия? Против мюридизма. Мюридизм же появился во время русско-кавказской войны. Мюриды Шамиля, мюриды Кавказа. И что же, мюридизм был побежден? -- Ничего подобного! Большевики начали воевать, тоже не смогли победить. И тогда сказали: это будут мюриды революции! Нас сперва назвали мюридами революции, потом начали душить, и к чему все привело?.. А сегодня что получилось? -- Появились люди, фанатично настроенные и в религиозном плане, и в политическом. За десять лет выросло целое поколение молодежи, которая не училась, не видела ничего, кроме войны, и полна ненависти ко всему, что с этой войной связано. И разве это их вина? Можно ли винить человека, если он вырос, глядя, как чужие врывались в его дом, в жилища его родных, друзей, соседей, как убивали у кого брата, у кого отца, у кого мать, как оставляли людей без крова?

 

Публикацию подготовил Абдулла Дудуев

<< Листать журнал >>