<< Листать журнал >>
ДОШ # 5/2004 >ЛИЦО ВОЙНЫ
СМЕРТЬ, ПОДСТЕРЕГАЮЩАЯ В ЗАСАДЕ

Мы сидим, рассматривая картинки, на которых изображены мины – два вида противотанковых и гораздо больше противопехотных, не говоря уже о различных снарядах, которые, не разорвавшись сразу, становятся страшной угрозой. Минам и неразорвавшимся боеприпасам (НБ), остающимся после вооруженных действий, не нужны ни наводчик, ни снайпер – они разят без разбора – детей и взрослых, скот и птицу, уничтожая и калеча все живое, что попадает в радиус их действия. Это сама смерть, подстерегающая в засаде.

Моя собеседница – Луиза Хажгериева. Она руководит программой Международного Комитета Красного Креста (МККК) на Северном Кавказе по информированию о минной опасности.

Луиза убеждена, что мины – глобальная проблема, ведь пока она не решена, последствия так или иначе могут коснуться буквально каждого человека. Проблема эта, если вдуматься, влияет на все: на экономику, на социальную сферу, на экологию, даже на культуру и традиции. В Чечне жертвами мин и НБ стали тысячи людей. Мирные жители не в состоянии собственными силами справиться с этим бедствием. Ведь единственным радикальным выходом здесь является разминирование. Но пока мины не будут обезврежены, очень важно хотя бы принять все меры для сокращения числа несчастных случаев.

Как уменьшить риск подрыва, если не убрать мины и НБ? У Луизы и ее коллег из МККК есть ответ на этот вопрос. Впрочем, обо всем по порядку.

Луиза, откуда появилась идея заниматься минами?

Совершенно случайно. В 1996 году нашу семью постигло несчастье: от взрыва бомбы, сброшенной с самолета, погибли девять моих родственников. К тому же один из моих братьев попал в больницу с ранением. Нужны были лекарства, и я пришла в офис МККК в Грозном, считая, что это медицинская организация. Лекарств я достать не смогла – оказалось, что медикаменты они не выдают на руки людям, а направляют в больницы. Однако мне помогли иначе – дали работу в МККК. Благодаря своему журналистскому образованию я смогла заняться связями с общественностью и СМИ. Потом я уходила из МККК, работала по специальности, но в 2000 году снова вернулась. В это время в Назрани открывался отдел по информированию о минной опасности для работы с вынужденными переселенцами. С тех пор я и работаю по этой программе.

Даже сегодня, спустя годы, я просто содрогаюсь от воспоминаний о своей первой «встрече» с минами и НБ. В 1997 году мне пришлось сопровождать японского журналиста, приехавшего в Чечню делать фильм о минах. Это был период перемирия в Чечне, и мы ходили вместе с саперами в места, где оставалось множество неразорвавшихся снарядов и, может быть, мин тоже. Тогда я просто не осознавала степени риска. Мы ездили по Грозному и республике, спрашивали у встречных, знают ли они, где есть мины и НБ. Люди охотно указывали нам улицы и дворы, где можно было увидеть минометные снаряды, зарывшиеся в асфальт тротуаров, торчащие из фундаментов домов, лежащие в садах, на приусадебных участках. Мы также обращались в комендатуры Грозного, нам рассказывали, что мин много и в отдельных случаях профессионалы выезжают на разминирование.

Японский журналист попросил у военных разрешения сделать съемки во время такого выезда, и саперы согласились взять нас с собой. В поселке Мичурина г. Грозного нашу группу встретила пожилая русская женщина. Она указала саперам на кирпичный дом, в фундаменте которого застрял небольшой снаряд. Слова военных прозвучали, как приговор: «Надо подорвать на месте». Женщина возмутилась, сказала, что не позволит разрушить дом, чудом уцелевший во время бомбежек: «Пусть он там и торчит, я его трогать не буду». Специалисты были неумолимы: «Жить в этом доме опасно. Все, что угодно, может привести к детонации снаряда, даже вибрация во время проезда грузовой машины возле дома». Женщина опустилась на колени и зарыдала. Нас отвели в сторону, через несколько минут прогремел взрыв – половины дома как не бывало.

Таких историй множество. Для меня, как и для любого простого человека, в то время мины и снаряды были обычным оружием войны. Их особую опасность мы в полной мере не осознавали. Помню, во время презентации по противоминной безопасности кто-то сказал: «Лишь бы война закончилась, а с минами мы сами разберемся». Таким было отношение большинства людей к проблеме мин в начале нашей деятельности.

А сейчас что-то изменилось? Знают ли люди, насколько коварна эта угроза, умеют ли они обезопасить себя?

В Чечне трудно найти человека, у кого не пострадал от мин кто-то из близких – родственников или друзей. Эта беда постучалась в тысячи семей. Так что теперь большинство понимает, что мины представляют большую опасность. Этому способствовала также разъяснительная работа МККК и других международных и местных неправительственных организаций, которая проводилась и проводится среди детей и взрослых.

Однако ситуация усложняется тем, что причиной несчастных случаев является в немалой степени экономическая необходимость. Людям приходится вести хозяйство, но зачастую их ежедневные заботы попросту не оставляют места осторожности, столь необходимой там, где земля нашпигована минами и НБ. Ведь у большинства жителей нет альтернативы, к примеру, заготовке дров: им не найти другого источника тепла. Равным образом нет других пастбищ или сенокосов. Да и родители не всегда в состоянии уследить за детьми, которые легко находят опасные предметы, где угодно.

Если разминирование по каким-либо причинам не производится, то, кроме разъяснительной работы, необходимо, как минимум, обозначить опасные территории, помочь обездоленному населению в удовлетворении его насущных потребностей, заставляющих рисковать. Очень важно вовлечь самих жителей в поиск решения этой проблемы, а взаимодействие с властями могло бы существенно изменить ситуацию.

Если, к примеру, шестьдесят (!) процентов взрослых мужчин так или иначе пострадали во время заготовки дров, можно ли представить более убедительное доказательство самой неотложной необходимости решить проблему топлива в тех местах, где люди вынуждены заготавливать дрова? Если взывать к нравственному чувству бесполезно, что ж, обратимся к арифметике. Достаточно посчитать затраты на лечение раненых, физическую реабилитацию, социальную защиту семей пострадавших или создание условий работы для инвалидов, и станет очевидно, что снабжение жителей топливом обойдется гораздо дешевле государству и обществу, на плечи которого эти затраты ложатся в виде налогов.

Луиза, а что вы делаете для людей в Чечне?

Во-первых, нашей задачей является непосредственное распространение информации, помогающей избежать беды, всякого рода предупреждений и советов – с этой целью мы используем все доступные и приемлемые формы и средства. Во-вторых, вовлечение в эту работу представителей местных учреждений и структур, консультации, помогающие им справляться с таким ранее незнакомым делом, а также оказание поддержки тем местным организациям, которые по своей инициативе принимают меры, чтобы предостеречь население от минной опасности. Например, в поселке Ойсхар Гудермесского района Чечни семеро подростков подорвались на минах. Преподаватели местной художественной школы решили проводить разъяснительную работу среди учащихся школ своего района. Они подготовили проект кукольного спектакля. МККК оказал им консультативную помощь и помог приобрести материалы для изготовления кукол.

Кроме того, мы уделяем серьезное внимание работе с журналистами и местными властями.

Журналисты могут по мере возможности использовать в своих репортажах информацию, касающуюся столь острой и не терпящей отлагательства проблемы, и давать рекомендации, как остерегаться мин. Но для этого им необходимо лучше знать специфику вопроса, лишь при таком условии они сумеют включать в свои печатные публикации, телевизионные или радиопередачи практические советы, которые пригодились бы людям и помогли избежать несчастья.

Что до властей, их также важно информировать, как можно чаще привлекать их внимание к этой в прямом смысле слова взрывоопасной проблеме, так что мы обращаемся к местному руководству, убеждая его в необходимости предостережения населения, а также неустанного поиска способов борьбы с этим бедствием, пока не будет проведено полное разминирование. В рамках оказания помощи пострадавшим МККК принял участие в восстановлении и оснащении Грозненского ортопедического предприятия, а также организовал обучение персонала, чтобы обеспечить более качественное протезирование. Кроме того, в сотрудничестве с местным гуманитарным фондом «Минга» открыто кафе, где трудоустроены девять человек, пострадавших от мин и неразорвавшихся боеприпасов, и их опекуны.

Не секрет, что от мин больше всего страдают дети. Как вы работаете с ними?

Дети в Чечне и некоторых районах Дагестана хорошо знают главное «действующее лицо» программы информирования о минной опасности – Чирдига, с которым они познакомились еще на страницах детского журнала «Радуга». Чирдиг – центральный персонаж мультфильма, созданного по заказу МККК, он участвует в кукольном спектакле, а его ценные советы можно найти в специальных брошюрах, на календарях и плакатах, распространяемых в школах. Ситуации риска, которые обыгрываются в спектакле, мультфильме и в иллюстрированных книжках, максимально приближены к реальным опасным ситуациям, подстерегающим детей. Таким образом, персонажи подсказывают своей аудитории спасительные решения, их советы и предупреждения могут быть полезны детям, когда они играют, идут куда-нибудь, помогают родителям и т.д. Чирдига знает в лицо каждый ребенок, он стал не только визитной карточкой программы МККК по информированию о минной опасности, но практически «главным инструктором» в этой области.

Известный метод обучения «От ребенка к ребенку» успешно используется в рамках нашей программы. С его помощью дети учатся не только заботиться о собственной безопасности, но и помогать другим. Ведь ребята так любят играть «в учителя» или «в предводителя», мы же объясняем им, как доходчиво преподносить информацию о минной опасности своим друзьям и даже родителям. Незаменимым пособием для работы учителей с детьми в школах и Домах Детского Творчества стал журнал «Радуга», с которым мы сотрудничаем уже не первый год. На его страницах регулярно публикуются материалы, содержащие советы и предупреждения, рассчитанные на детскую аудиторию. Истории из «Радуги» стали основой для многочисленных школьных постановок. А рекомендации насчет того, как эффективнее использовать в разъяснительной работе всевозможные невыдуманные истории и опубликованные материалы, дают наши методички «В помощь учителю», которые распространяются для преподавателей в школах.

Однако чтобы предотвращать несчастные случаи, недостаточно только напоминать детям, что может быть опасно, где опасность особенно велика и пр. Необходимо обеспечить ребятишкам возможность выбора такого места для игр, где им бы ничто не угрожало. Этим вопросом МККК занялся с начала текущего года. Проект «Безопасные игровые площадки» предусматривает восстановление или строительство в разных местах на территории Чечни специальных детских площадок и их оснащение спортивным инвентарем. В нынешнем году планируется оборудовать шесть площадок, и предполагается продолжить их создание в следующем году.

Мы рассчитываем, что к этой работе подключатся местные власти, жители и сами дети. Поддержка властей в данном случае чрезвычайно важна, без их участия здесь не обойтись. Население и дети могут также внести посильный вклад в создание безопасных площадок, ведь они предназначаются для них.

У вас так много разных проектов и программ. А не проще ли, не дешевле было бы организовать разминирование районов, где живут люди?

МККК не занимается разминированием, хотя делает все возможное, чтобы оно состоялось в местах, где особенно требуется. Тогда мы играем роль связующего звена – большее не в нашей власти. Это крайне сложный, медленный и дорогостоящий процесс, не всегда начинающийся своевременно, требующий привлечения специалистов-саперов, которых в МККК нет.

Кто занимается разминированием?

Чаще всего этими проблемами ведают власти страны, осуществляя разминирование силами собственных армий и сотрудников гражданской обороны или с привлечением иностранных специалистов. Например, российские саперы активно работали в Африке и в бывшей Югославии под эгидой ООН и по приглашению соответствующих государств.

МККК же стремится хотя бы уменьшать угрозу мин и НБ путем информирования населения и по мере возможности создания безопасных альтернативных условий. Еще одной нашей заботой является оказание помощи пострадавшим в физической реабилитации и социальной реинтеграции.

 

 

Беседовала Анастасия ИСЮК

Руководитель отдела по связям с общественностью МККК

<< Листать журнал >>