<< Листать журнал >>
ДОШ # 5/2004 >ОБЩЕСТВО
ТРУДНЫЙ РАЗГОВОР В ЯРОСЛАВЛЕ

15 сентября в городе Ярославле состоялась встреча лидеров вайнахских диаспор РФ. Ярославская земля не впервые оказывает им свое гостеприимство, за что чеченцы выражают сердечную признательность и благодарность руководству области и ее жителям. В наше сложное время надо обладать здравым смыслом, иметь и мужество, и волю, чтобы безбоязненно, не поддаваясь клеветническим измышлениям разрешить лидерам чеченских диаспор собраться вместе. Это показывает, что бессмысленная и кровопролитная война десятый год идет не по воле русского народа, не говоря уже о чеченцах, которые съехались в древний российский город выразить свое отношение к теракту в Беслане.

Собравшиеся минутой горестного молчания почтили жертвы погрома в Беслане. Все единодушно осудили действия тех, кто сделал детей заложниками политических разборок. Глава ярославской вайнахской диаспоры Нур-Али Хасиев предложил всем диаспорам активизировать свою работу, чтобы познакомить россиян с чеченским народом, его созидательным и миролюбивым характером и его культурой, организуя выставки, концерты, устраивая дружеские и деловые встречи. Сказал, что необходимо приложить максимум усилий, чтобы развеять мнение о том, что чеченцы потенциальные преступники. Чеченцы всегда были патриотами своей страны. Ни в одной из войн России они не проявили малодушия и предательства, героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны, никогда не наносили вреда друзьям – представителям всех народов, всегда умели гасить противоречия, возникающие порой на межнациональной почве. Сколько сегодня беженцев нашло приют на российской земле, и там, где они живут не бывает террористических актов. То, что произошло в Беслане, такое издевательство над детьми в корне не приемлемо для нравственных чеченских традиций – подобное не могли совершить ни чеченцы, ни сыновья любого кавказского народа – это люди без национальности.

Хазрат, имам Ярославской соборной мечети от имени собравшихся выразил соболезнование родным и близким всех погибших заложников. Те, кто убивает мирных людей, и тем более детей, – сказал он, – не могут называться шахидами. В исламе шахидами называют тех, кто погиб на войне в борьбе с врагами своей родины, с теми, кто хочет поработить его народ. Как это было в Великой Отечественной войне. А те, кто убивает мирных людей – преступники, которых надо уничтожать. Ислам не имеет ничего общего с терроризмом. Ислам – миролюбивая религия. она призывает сеять в мире добро.

Востоковед Чернявская Валентина Ивановна.

– Я скажу про Индию. Мне довелось работать в этой стране в то время, когда разгул террора приобрел катастрофические масштабы. Террористы убили Раджива Ганди, премьер-министра Индии, взрывы и вооруженные столкновения происходили повсюду. И в этой обстановке руководство Индии нашло правильный путь по борьбе с этим злом. Прежде всего, были определены стратегические цели и те задачи, которые необходимо было решать сиюминутно. У теракта обычно разные заказчики, разные источники финансирования, и как правило заказчики находятся далеко от страны, где от рук террористов гибнут мирные люди. Возможно, что заказчики терактов у нас находятся вне нашей страны, но нельзя исключать и того, что часть из них находится в Москве. В Индии политики начали с культурного воспитания своего народа. Программа называлась «Живая народная струя». Проводились конференции, культурные программы, огромное внимание было уделено повышению образовательного уровня простых людей. Люди, вчера еще не знавшие истории своей страны, теперь Среднюю Азию знают лучше нас. Усилия, направленные на достижение взаимопонимания между разными группами населения страны, принесли свои плоды. Индия справилась с террором. Конечно же, не меньшее внимание уделялось работе силовиков по предупреждению терактов и противостоянию террористам. Однако нельзя смешивать эти разные направления противодействия террору.

Представитель администрации Ярославля Скепская Надежда Николаевна: Образование и просвещенность помогают взаимопониманию между представителями разных народов. Культурный человек менее агрессивен, с ним всегда можно договориться, достичь понимания. У нас разные национальности, облик, язык, обычаи, но мы все граждане одной страны, у нас общее прошлое и будущее наших детей зависит от нас. Мы не можем не понять друг друга. Защита наших детей – наша общая забота.. Гибель детей в Беслане потрясла нормальных людей и в нашей стране, и во всем мире. Но вот почему-то из самой Чечни мы слышали мало голосов, осудивших действия террористов. Непонятен и подход к этой проблеме тех, кто сидит там наверху, да и в Москве тоже. Национальная политика – дело тонкое, оно требует осторожного и вдумчивого подхода. Хорошо, что стали восстанавливать министерство национальностей. Проблемы межнациональных взаимоотношений должны решать люди ответственные и в высшей степени порядочные.

Сопредседатель Ассамблеи народов России Александр Васильевич Булавацкий: Конференция, на которую мы собрались, давно назрела. Страшно, когда в результате разборок между взрослыми гибнут дети. Как мы могли допустить это? Каждый из нас должен чувствовать внутреннюю ответственность за случившуюся трагедию. Нам явно недостает этнотолерантности. Необходимо воспитывать взаимопонимание и терпимость друг к другу с детства. Знакомить с культурой народов нашей многонациональной страны, помнить, что мы – федерация, то есть объединение разных наций, стремиться больше узнавать об их культурах в самых разных формах. Недопустимо то, что произошло в Беслане, привязывать к национальности, представлять целый народ как врага стране. Мне кажется, что назрела необходимость в проведении большого межнационального форума. И его тоже надо провести здесь в сердце России, чтобы все увидели, как простые люди России многих национальностей стремятся к взаимопониманию и готовы искать пути мирного сосуществования в единой и сильной стране.

Хамзат – Террористы – это не люди. Это дьявол, прикрывающийся религией, оскорбляющий Бога. Ребенок – ангел. Все религии, в том числе и Ислам, считают так. Дьявол убивает детей. Возможно, этот дьявол находится и рядом с нами. Нужно проверять и контролировать всех, чтобы избавиться от этого дьявола и его подлых дел.

Колодежный Борис Николаевич. – Согласен, террорист – это дьявол во плоти. Но как нам истребить дьявола ксенофобии, который сидит почти в каждом из нас? Конфликты на основе межнациональных противоречий постоянно возникают то тут, то там. Не избежала этого и ярославская земля. Примером могут служить события в Угличе, спровоцированные неуклюжими действиями местной власти по решению национального вопроса. Руководители Ярославской области работают в тесном контакте с лидерами национальных диаспор. Но проблемы есть и их необходимо решать. Нужно заниматься национальным вопросом. Нужно заниматься воспитанием тех, кто заражен бациллой национальной нетерпимости.

Яковлев, экономист. – Национальный вопрос и экономика взаимосвязаны. Чеченская проблема тоже имеет экономическую подоплеку. Началось с нефти. Разрушили один из красивейших городов Северного Кавказа, ввергли в нищету и бесправие некогда процветавшую республику. Породили терроризм, который разрастается и ввергает нашу страну в еще большие экономические беды. Страшно то, что вместо Чечни могла быть любая национальная республика. Это аукаются все те эксперименты, которые проводились с национальным вопросом в нашей стране и в советское время, и в период демократической перестройки, полная запущенность национальной политики в целом. Надо прекращать таскать чеченцев как козла отпущения. В Чечне тоже живут граждане нашей страны, они не враги нам всем. Большая ошибка, что упразднили министерство национальностей. Страна, где проживает более двухсот национальностей, не может не иметь правительственного учреждения, отвечающего за национальный вопрос. Дешевле вкладывать средства в национальную политику и в работу по прогнозированию и предупреждению тех или иных конфликтов, возникающих на национальной почве, чем потом тушить пожар террористических акций.

Кюри Дибиров Тверь. – Послушав выступления, я даже умилился. Какая идиллия! В Чечне все нормально, понимаешь, восстановительные работы идут полным ходом. В Индии победили террор. Но я в этом не уверен. От рук террористов в Индии до сих пор гибнут люди, и предстоит сделать многое, чтобы покончить с этим злом. Не уверен я и по поводу миролюбивости религий. Все единобожные религии по сути своей стремятся к господству. Каждая из трех религий – Иудаизм, Христианство и Ислам – считает, что именно она является истиной в конечной инстанции, что только ее последователи попадут в рай и получат прощение от Всевышнего. В принципе природа нынешнего терроризма держится на тех же интересах, что и перечисленные выше войны. Каждая из этих трех религий несет равную ответственность за нынешнюю активизацию терроризма во всем мире. Разрушаются города. Отравляется земля, вода, воздух. Гибнут люди. Гибнут безвинные дети. Ужас всего этого можно осознать лишь тогда, когда вместо Бесланских детей представишь своего, который находится на волоске от смерти, и ты ничем не можешь ему помочь. Да, побороть терроризм можно только общими усилиями, но сомневаюсь, что это можно сделать одними силовыми методами. Нужно изучать истоки этого явления, стараться уничтожить корни этого зла. А оттого, что мы занимаемся самообманом и воюем с ветряными мельницами, зло не победить. Болезнь от неправильного лечения лишь прогрессирует.

Спасибо, конечно, представителю правительства Чечни за приглашение вкладывать деньги в восстановление республики. Однако я сомневаюсь, что нормальный человек сейчас может поехать в Чечню жить и работать, а тем более вкладывать туда деньги. Такого разгула преступности, похищения людей, их бесследное исчезновения, просто убийств безвинных граждан, мародерства, вымогания взяток на блокпостах Чечня не знала никогда. Люди, пришедшие туда наводить порядок и избавить чеченцев от преступности, практически сами стали соучастниками и причиной нового всплеска преступности в республике. Говорить об этом опасно, связано с определенным риском. Но это дела, на которые диаспора практически не способна оказывать влияние. Есть сфера, где мы могли бы быть полезными для граждан республики. Вот сейчас много говорят об общественном контроле над некоторыми процессами, происходящими в обществе. Мы могли бы наладить общественный контроль над выдачей пострадавшим этих злосчастных компенсаций. Мало того, что на эти деньги вряд ли можно восстановить утраченное жилье и имущество, так находятся негодяи, которые греют руки на человеческой беде и вымогают с пострадавших деньги. Доходит до того, что с этих крох вымогают до 50% от положенной суммы. Мы владеем ситуацией с разрушениями в каждом селе, на каждой улице в Грозном. Так вот можно было бы взять под контроль выдачу этих пособий тем, у кого реально разрушено жилье. Те же, кто мошенническим образом хочет получить компенсации за неразрушенное жилье – это клиенты правоохранительных органов. Когда я бываю в Чечне, мои друзья, родственники говорят: «Главным врагом» чеченской молодежи является безработица. Если бы выдавали полноценные компенсации, то была бы работа на восстановлении жилья тем, кто получил эти деньги. А так молодежь видит, что Ханкала строится, а город лежит в руинах, конечно же, они озлобляются. Надо федеральным властям и на наши проблемы смотреть, как на проблемы своих граждан. Обидно быть пасынками...

Нур-Али помнит, наверное, как мы объяснялись с Николаем Кошманом по поводу расхищенных в период первой чеченской войны средств, выделенных на восстановительные работы. Тогда руководство страны отчиталось за якобы потраченные на восстановительные работы в Чечне два триллиона неденоминированных рублей. Даже беглым взглядом можно было определить, что реальные затраты в сотни раз меньше этой суммы. После долгих споров Николай Павлович признался, по его ведомству прошло лишь двести миллиардов неденоминированных рублей, за которые он может отчитаться до последней копейки. А куда делись оставшиеся 1 триллион восемьсот миллиардов рублей, он сказать не мог. Представляете, даже премьер-министр тогдашней Чеченской республики мог говорить лишь о десятой части суммы, которая списывалась по статье восстановительных работ. Да что там региональный руководитель, мы все прекрасно помним, как разводил руками и пожимал плечами по поводу остальных денег Борис Ельцин. Я уверен, что наша диаспора могла бы оказать существенную помощь руководству страны в осуществлении контроля над расходованием этих средств...

Разговор на конференции состоялся большой, острый, откровенный. От теракта в Беслане, воспринятом с ужасом, он перешел в общее взволнованное размышление о причинах терроризма, о противодействии ему, о национальной политике в стране, приведшей к межнациональным столкновениям, о разгуле коррупции в республике, неустроенности жизни рядовых жителей Чечни, о дворцах, иномарках и веселой жизни одних чеченцев и отчаянных попытках выбраться из ямы нищеты, безработицы, бездомности и беззащитности других. К сожалению, запись разговора несовершенна, многое пропущено, но главное, существенное удалось зафиксировать – народ, и не только чеченский, понимает, что и десятилетняя война с Чечней, и порожденный ею терроризм, и межнациональная ксенофобия – все это сложившееся неблагополучие в Российской Федерации не возникло стихийно, оно рукотворно, и что терпение пострадавших не бесконечно.

<< Листать журнал >>