Назад Вперед

ОСОБЫЕ ПАССАЖИРЫ

На днях в редакцию пришло письмо: "В пятницу 5 сентября я на Казанском вокзале Москвы встречал родственников из Грозного. Поезд "Грозный-Москва", как правило, приходит на путь 1. Когда он подъехал, как всегда (эта практика существует вот уже восемь лет подряд), платформу закрыли. Собралось около десятка милиционеров. С ними были четыре немецкие овчарки. Хочу заметить, что на этом поезде, помимо чеченцев, в столицу приезжают и жители других субъектов федерации. Увидев охрану с овчарками, русскоязычные встречающие стали возмущаться.
Произошло замешательство.

Пассажиры прорвали оцепление и некоторое время без помех проходили к зданию вокзала. Однако милиционеры вызвали подкрепление. Дополнительный наряд сотрудников ОВД сумел вновь заблокировать выход с платформы.
Самое абсурдное, на мой взгляд, то, что милиция никого не досматривает, хотя металлоискатель непрерывно пищит. Сами стражи порядка повернулись спиной к прибывшим гостям столицы. Впрочем, это объяснимо. Ни разу ни в СМИ, ни в официальной статистике МВД не было сведений о том, что таким способом, в поезде, задержали хоть одного террориста или бандита.
Зато у подобного досмотра другой эффект: милиция по несколько часов занята "встречей" одного поезда, а вокзальные карманники в этот момент безнаказанно промышляют рядом. На платформе создается давка, носильщики повышают цены за свои услуги.
Так для чего же милиция проводит проверки: в целях безопасности или, на что больше похоже, для унижения граждан и причинения им неудобств?" (Рассказал нам это Кадыр Ганиев). Действительно, в районе десяти утра на платформе, куда прибывает поезд из Грозного, не протолкнуться. Собака добросовестно обнюхивает все чемоданы. Но не гавкает. Видимо, ничего подозрительного нет.
Милиционер подходит и проверяет меня металлоискателем. Не представившись, спрашивает документы и чуть не выхватывает фотоаппарат. Требует стереть только что сделанные кадры обыска людей. Увидев журналистское удостоверение, немного успокаивается. Кадры приходится удалить. Дозваниваюсь в пресс-службу МВД на железнодорожном транспорте.
Начальник отдела информации и общественных связей подполковник милиции Татьяна Агапова ссылается на какой-то таинственный документ, то ли инструкцию, то ли распоряжения вышестоящего руководства, согласно которому и проводят проверки:
— Вы, наверное, хотите написать, что мы проверяем только чеченцев. Не надо все сводить к узкой теме! Проверяют и другие поезда: из Назрани, из других регионов Кавказа, из Средней Азии. Потому что оттуда в Москву везут килограммы героина. Проверяют с собаками на предмет выявления наркотиков. В поездах, следующих с Кавказа, находили патроны и холодное оружие. Проверки связаны с антитеррористическими мерами.
Пассажиры самолетов, прилетающих из Грозного, также подвергаются придирчивой проверке. Прессекретарь милиции на воздушном транспорте на мой вопрос, почему так происходит, с удивлением сказала:
— Так у них же была война.
— Но она давно закончилась. А в Грозном при посадке пассажиров тоже проверяют. Столичная милиция не доверяет грозненским коллегам?
— Не в этом дело. У них своя работа, у нас своя. У прилетевших этим рейсом граждан находили холодное оружие. Почему им позволили пронести его в самолет?
Надо спросить тех, кто это допустил. В то же время в пресс-службе затруднились назвать конкретные случаи, когда у пассажиров находили запрещенные предметы.

Еще одно письмо пришло к нам с жалобами на то, как нарушаются права авиапассажиров, но уже в Грозном.
"В Грозный летела бизнес-классом. Авиакомпания — "Аэрофлот-Дон". Неожиданности начались уже при покупке билетов. Из Москвы "бизнес-класс" есть всегда, ну хотя бы через день, а из Грозного на два месяца вперед все места забронированы. Все же взяла билеты туда и обратно. Из Москвы посадка и перелет без проблем. А при вылете из Чечни начался балаган. Во-первых, проход через VIP-зал грозненского аэропорта оказался платным, 2000 рублей с человека. Официальной информации об этом нигде нет, кассового чека, разумеется, не выдают. Далее почему-то на восемь мест бизнес-класса пришлось десять желающих. У всех талоны регистрации, где от руки написано посадочное место. Пришлось ждать полчаса на трапе, пока сотрудники службы безопасности уговаривали жену какого местного чиновника пересесть в эконом-класс согласно купленному билету. За причиненные неудобства никто не извинился. Посадили бог знает куда, но не на купленное место, это точно. А экипаж в отместку за "базар" на трапе выключил кондиционер. Получился бесплатный сеанс сауны для пассажиров. По личному опыту знаю, что даже в Перу и Боливии, где процент образованных людей практически самый низкий в мире, такого даже представить не могут. Вот и задумаешься в следующий раз, куда лететь… Когда в Москве я предъявила претензии сотрудникам "Аэрофлот-Дон", мне с усмешкой сказали: "А вы разве не знали, что в Грозном при вылете самолета постоянно происходит такой бардак? Извините, но с национальным колоритом мы ничего поделать не можем".
(Автор этого письма Зарган Ибрагимова).

 Тамара Магомадова


 P.S. Чечня делегировала в Москву ряд влиятельных чиновников. На сегодня в столице России находился полномочный представитель президента ЧР при президенте РФ, спецпредставитель президента ЧР в Москве, четыре депутата Госдумы и два представителя в Совете Федерации от ЧР. В общей сложности, вместе с сотрудниками приданных им аппаратов, порядка 40-50 чиновников, по закону призванных защищать интересы республики и ее жителей. Обращаем их внимание на описанную ситуацию, ведь такое безобразие продолжается не год не два, это ущемляет права людей, унижает их человеческое и гражданское достоинство. Данную публикацию просим считать официальным обращением на имя всех вышеуказанных чиновников.

Редакция
Назад Вперед