Назад Вперед

ИНГУШЕТИЯ: ХРОНИКА КОШМАРА

Человеку свойственно надеяться: авось завтра чтото в его жизни изменится в лучшую сторону. Однако день грядущий таит в себе нечто зловещее, и невозможно предугадать, откуда придет беда, в чьи двери она постучится. Порой все происходящее вокруг представляется каким-то кошмарным сновидением.
Обстреляли чей-то дом, кого-то схватили, увезли, убили...
Исподволь наше сознание впитывает эти события.
И мы мало-помалу привыкаем. Сперва задаем себе вопросы, на которые нет ответа, потом устаем спрашивать.
А вести все приходят одна за другой, снова и снова совершаются покушения на жизнь сотрудников правоохранительных органов, обстрелы мест их дислокации, "зачистки", похищения и бессудные казни людей. И это происходит в республике, которая в буквальном смысле слова наводнена всевозможными подразделениями МВД и просто российскими военными!
Так кем же и чего ради нагнетается напряжение, что это за ситуация такая?

Человеку свойственно надеяться: авось завтра что-то в его жизни изменится в лучшую сторону. Однако день грядущий таит в себе нечто зловещее, и невозможно предугадать, откуда придет беда, в чьи двери она постучится. Порой все происходящее вокруг представляется каким-то кошмарным сновидением. Обстреляли чей-то дом, кого-то схватили, увезли, убили... Исподволь наше сознание впитывает эти события. И мы мало-помалу привыкаем. Сперва задаем себе вопросы, на которые нет ответа, потом устаем спрашивать. А вести все приходят одна за другой, снова и снова совершаются покушения на жизнь сотрудников правоохранительных органов, обстрелы мест их дислокации, «зачистки», похищения и бессудные казни людей. И это происходит в республике, которая в буквальном смысле слова наводнена всевозможными подразделениями МВД и просто российскими военными! Так кем же и чего ради нагнетается напряжение, что это за ситуация такая?

Все это вопросы, так сказать, общего характера. А вот конкретный, новый, не менее горький вопрос: кому был неугоден независимый Интернет-сайт «Ингушетия.Ру», единственный сайт, который ежедневно сообщает о происходящих в республике и вокруг нее событиях, игнорируемых официальными источниками? Kто и за что убил его владельца Магомеда Евлоева? Но этот вопрос опять закономерно приводит к тем, возникшим раньше: кто стоит за продолжающимися похищениями и убийствами людей? Кто и зачем стравливает между собой граждан республики, братьев, связанных кровными узами? Что нужно сделать, чтобы исцелиться от системного «умопомрачения», какую цену нужно заплатить народу, чтобы преодолеть этот кошмар и вернуться к хотя бы относительно нормальной жизни? Но, судя по тому, как складываются дела в Ингушетии, вряд ли хоть один из этих вопросов имеет шансы на ответ. Все они, как и доселе, останутся риторическими…

3 июля 2008 года, около 19:00, сотрудниками неустановленных силовых структур недалеко от села Берд-Юрт Сунженского района были похищены Сай-хан Хизирович Амриев, житель станицы Нестеров-ская, и его двоюродный брат Шамсудин Хамидович Амриев. Со слов свидетелей известно, что примерно в километре от Берд-Юрта, недалеко от поста ДПС, дорогу машинe, в которой находились Амриевы, преградил «УАЗ» («таблетка») серого цвета. Из него выбежали вооружённые люди в масках, одетые в военную форму. В это же время с другой стороны подъехал легковой автомобиль, где также находились неизвестные в форме и масках с оружием. Они вытащили из машины Сайхана Амриевa, сидевшего за рулём, и затолкали его в «УАЗ». Один из нападавших сел за руль «семёрки», в которой остался сидеть Шамсудин Амриев. Обоих увезли в неизвестном направлении.

Противозаконные действия властей порождают ответную реакцию со стороны населения. Она может принимать различные формы от стихийных митингов до чьих-то личных попыток отмстить за своего близкого. Так было, например, 14 июля в Назрани, где нападение на милиционеров и перестрелка закончились гибелью мстителя — Али Цароева, родного брата Риз-вана Исаевича Цароева, убитого сотрудниками спецподразделения УФСБ 3 июня 2008 года в селе Яндаре.

Так что о мотивах нападений на работников правоохранительных органов спрашивать не стоит — об этом можно только догадываться. И молчать…

Впрочем, бывает и по-другому. 15 июля в Назрани расстрелян в своем автомобиле оперуполномоченный по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УБОП КМ при МВД Ингушетии подполковник милиции Ахмет Мурзабеков, который был в 2007 году руководителем ГОВД Карабулака. После событий 2 сентября 2007 года, когда сотрудники спецслужб при проведении спецоперации убили местного жителя Апти Долакова, Мурзабеков был отстранен от занимаемой должности. Произошло это так убийцы Долакова были разоружены и доставлены в карабулакский ГОВД работниками местного отделения милиции, но вскоре в ОВД города прибыли высокопоставленные сотрудники ингушского УФСБ. Они потребовали освободить задержанных, прекратить всякого рода расследования в отношении их действий и вернуть стреляные гильзы и пистолет, из которого был убит Апти До-лаков. Начальник ГОВД Ахмет Мурзабеков отказался выполнять требования прибывших. Однако в тот же день по приказу министра МВД РИ сотрудники ФСБ были освобождены, а Мурзабеков отстранен от занимаемой должности.

Такое решение руководство МВД приняло под нажимом высокопоставленных чиновников республики (давили на очень высоком уровне). В то время полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак, ныне глава минрегионразвития России, в одном из своих выступлений заявил, что Мурзабеков должен быть уволен, поскольку он допустил избиение сотрудников, проводивших спецоперацию. «Почему он до сих пор не уволен? Он должен сидеть вместе с бандитами... Что там разбирать?» — заявил Д. Козак во время визита в Ингушетию в сентябре 2007 года.

Подобные парадоксы.., нет, здесь уместнее слово «маразм», и столь ошеломляющий возможен только в нашей законодательной системе. Приказ министра МВД РИ почему-то обладает большей силой, чем Уголовный Кодекс Российской Федерации или ее Конституция. Однако же УК РФ работает безотказно всякий раз, когда это нужно тем, кто действует именем законa в отношении «неугодных» или просто попавших им «под горячую рукy». Редко кому везет в таких случаях. Повезло Илезу Аушеву, жителю села Сурхахи, который был задержан сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в нападении на ОМО-Новцев в Назрани 14 июля 2008 года. Он родился в рубашке, так как смог избежать участи многих других, задержанных и исчезнувших бесследно или оказaвшихся неожиданно для себя «причастными» к тем или иным преступлениям. Он смог вернуться домой : у него было алиби.

Надо ли говорить о выбивании показаний у задержанных, об унижениях человеческого достоинства сотрудниками силовых ведомств ? Методы подобного сорта решают многие «проблемы», это уже стало нормой жизни в государстве. Между тем народ лишен всех прав, не имеет ни конституционной, ни судебной защиты от произвола тех кто наделен неограниченными полномочиями власти на местах. Похоже для федерального правительствa все что творилось недавно в Чечне отнюдь не вчерашний день: ныне то же происходит в Ингушетии, в Дагестане и в других республиках Северного Кавказа. Беспредел властей именуется «цивилизованными методами наведения порядка». И никого не смущает что эти республики являются субъектами Российской Федерации, a люди, проживающие на этих территориях — граждане России. Это не Южная Осетия и не Абхазия, которые надо было защитить от «грузинской агрессии». Так почему же федеральная власть в лице президента России премьер-министра генеральной прокуратуры других важных лиц и структур не считает нужным защитить своих граждан от произвола местных властей? Kто и что мешает разобраться во всем что происходит в Ингушетии и в других республиках Северного Кавказа?

2 августа 2008 года в Назрани сотрудники федеральных силовых структур расстреляли жителей республики Хамзата Гарданова и Дауда Чибиева.

В этот день неизвестные проезжая на легковом автомобиле обстреляли автомашину где находились сотрудники МВД РФ которые были ранены и госпитализированы. Место нападения и прилегающие улицы были блокированы сотрудниками федеральных силовых структур и ингушской милиции. К месту оцепления подъехали на автомашине Х.Гарданов и Д.Чибиев. Они беспрепятственно миновали милицейский пост но затем были останoвлены федералами-силовиками. За рулем автомашины находился Чибиев. После проверки документов автомобиль тронулся, и тут ему вслед кто-то из федералов стал кричать и стрелять из автомата. Гарданов и Чибиев выскочили из машины и попытались укрыться от пуль среди жилых домов. Тогда по ним был открыт шквальный огонь на поражение в том числе из ручного пулемёта установленного на автомашине УАЗ. Гарданов получил смертельные ранения и скончался на месте. Чибиев по словам очевидцев был ранен но успел скрыться неподалеку в огороде, принадлежащем местному жителю Ведзижеву. В течение нескольких часов силовики обстреливали огороды. Затем они стали искать Чибиева разъезжая на БТР по огородам и снося на своем пути ограды. Жители видели все это из своих домов однако никто не решался выйти, боясь стать очередной жертвой военных. Очевидцы рассказали, что Гарданов и Чибиев не оказывали вооружённого сопротивления.

Убитому Гарданову силовики подложили пистолет (предварительно постреляв из него) и три обоймы. Очевидцы произошедшего, боясь давать официальные свидетельские показания сообщили об этом только родным Гарданова.

3 августа утром в одном из огородов былo обнаруженo тело Дауда Чибиева. По сообщению штаба Временной группировки войск, Гарданов и Чибиев были убиты после того как отказались покинуть охраняемую зону. Кстати, Хамзат Гарданов — родной брат Адама Гарданова, убитого вместе с М.Чахкиевым сотрудниками ингушского УФСБ 
7 февраля 2007 года

Все это напоминает трагедию Чечни: нападения спецоперации именуемые зачистками похищения убийства подрывы обстрелы. Словно разыгрывается новый зловещий сценарий написанный все той же рукой а мы не более чем персонажи — одним отведена роль Иуды другим роль палачей третьим — жертвы а кто-то просто зритель.

Лидия ЮСУПОВА.

Назад Вперед