Назад Вперед

СЕКРЕТ ПРАВИЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Начну с вопроса. Как по-вашему, что было бы, если бы мусульманский священнослужитель в России написал книгу, где внушал бы своим читателям: «православные после смерти пойдут в ад», «православные изначально чужды Создателю», они «вынуждены для поддержания своих заблуждений бороться со словом Божьим при помощи огня, террора и казней», «нынешние православные - потомки тех трусов, которые отреклись от веры предков, а кто принимает ислам - не только проявляет мужество, но и совершает возвращение к тому лучшему, что было у его народа», «Библия не дает человеку сил творить добро и потому бесполезна», «православие - древний враг, как чума, которая может войти в ворота наших крепостей»? Если бы он писал и публиковал откровения подобного сорта, да сверх того ежедневно проповедовал ненависть к православию и его поборникам в мечетях, такой с позволенья сказать «исламский» деятель был бы осужден и изгнан самими мусульманами еще прежде, чем его персоной заинтересовались бы правоохранительные органы.

Но если допустить, что мусульмане растерялись бы и хоть малость помедлили, думаю, всякому понятно, что единая вертикаль власти в столь вопиющем случае проявила бы себя энергично: этот проповедник давно бы уже «сидел на нарах», книги его были бы запрещены, мечеть объявлена рассадником экстремизма и закрыта, да и всю общину, чего доброго, назвали бы сборищем экстремистов и террористов. Короче, законы РФ заработали бы на полную мощность, а то и сверх меры. 

Все цитаты я, заменив слова, взяла из печалящих меня книг православного священника Даниила Сысоева «Прогулка с протестантом по православному храму» (М., 2003 г., издательство Православного душепопечительского центра св.пр.Иоанна Кронштадтского), «Брак с мусульманином» (М., 2007 г., издательство храма пр. Даниила на Кантемировской), а также из его публикаций в электронных средствах массовой информации.. Только вместо слов «православные», «православие», «Библия», автор ведет речь о мусульманах, исламе, Коране, особенно же не скупится на оскорбления в адрес мусульман Кавказа.

16 января 2008 года я обратилась в прокуратуру Москвы с прошением: 

«- Д.А. Сысоева признать лицом, осуществляющим экстремистскую деятельность на основе Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»; 

- автора, иерея Московской патриархии Д.А. Сысоева за издание и распространение литературы, содержащей признаки экстремистской деятельности, за публичные призывы в электронных средствах информации к экстремизму при отягчающих обстоятельствах, а именно с использованием служебного положения, использованием в электронных средствах информации призывов к насилию и угроз (в приглашении на презентацию книги говорилось: «Мы будем говорить о сражениях между двумя народами: Народом Божьего Завета с народом джихада. Приглашаем всех, чей дух не стал тусклым и серым, всех, кто не готов капитулировать, подняв лапки перед зеленой чумой. И пусть всемогущая десница покроет мужественных воинов») - привлечь к уголовной ответственности по признакам, соответствующим гл. 29 ст. 280, ст. 282, п.1, ст.282, п.2, подпунктам а, б УК РФ; 

- за содействие осуществлению экстремистской деятельности путем предоставления полиграфической, учебной, материально-технической базы, телефонной, факсимильной связи, информационных услуг, других материально-технических средств признать несоответствующими ФЗ «О противодействию экстремистской деятельности» деятельность издательств Православного душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского и храма св. Даниила на Кантемировской». 

Думается, прокуратура должна была определить, повинен ли Д.А. Сысоев в нарушении статей ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», с этой точки зрения дать оценку его проповедям, изданиям, публикациям в электронных средствах информации, да и обратить внимание на образ действий тех, кто всему этому способствовал. И, если нарушения обнаружены, передать дело в суд. Следственным подразделениям прокуратуры полагается в таких случаях проводить проверку в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В рамках этой проверки, чтобы выяснить, наличествует ли в действиях Сысоева состав уголовно наказуемого преступления, можно и должно было провести психолого-лингвистическое, религиоведческое и прочие экспертные исследования, а также опросить Сысоева и других лиц, имеющих отношение к его деятельности.

Однако прокуратура Москвы заняла странную позицию. Начнем с того, что она не дала оценку деятельности Д.А. Сысоева и других лиц и организаций на основе закона «О противодействии экстремизму». А проверку по моему заявлению было поручено произвести прокуратуре Северного административного округа. Впрочем, на вопрос, чем обусловлено такое решение, в телефонном разговоре было отвечено, что это опечатка. Оказывается, проверка в отношении издателя книги «Прогулка с протестантом по православному храму» направлена в адрес Православного душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, где до 2006 года работал Д.А. Сысоев, а также типографии ПИПЦ, которая отпечатала по заказу приходского Совета храма пр. Даниила на Кантемировской (настоятель и глава Совета Д.А. Сысоев) книгу «Брак с мусульманином». Усматриваете ли вы, читатель, хоть какую-то логику в действиях прокуратуры? Если не дана изначально оценка деятельности этого иерея с точки зрения правовых норм, то о чем можно в дальнейшем говорить? 

Относительно книги «Брак с мусульманином» Н.И.Кулагина, директор типографии Патриаршего издательско-полиграфического центра (ПИПЦ), расположенного на территории Троице-Сергиевой Лавры, в своем ответе в следственный отдел СО СУ при прокуратуре Сергиева Посада пишет: «Заказ на книгу «Брак с мусульманином» поступил от председателя Приходского совета Сысоева Д.А. На макете издания и непосредственно на самом издании стояло благословение преосвященного Даниила, епископа Южно-Сахалинского и Курильского (от автора: в исходных данных содержится ссылка, что книга издана для нужд Южно-Сахалинской епархии, - может статься, хотели напомнить действующему на то время представителю президента в Дальневосточном округе, этническому мусульманину Камилю Исхакову о его «греховном» происхождении). Данный заказ был принят к исполнению. Руководство типографии ответственности за содержание издания и за отпечатанный материал не несет. Все церковные издания, которые готовятся в печать, подлежат благословению патриарха Московского Алексия II либо владыки, во владении которого находится храм-заказчик (в данном случае тот же храм пр. Даниила на Кантемировской). Ответственность за содержание книги «Брак с мусульманином» несет ее автор».

На основании этих ответов директора типографии Кулагиной старший следователь управления Следственного комитета по городу Сергиев Посад при прокуратуре РФ, Г.П. Романов, наверное, добросовестно сделав свою работу, «пришел к выводу, что в действиях руководства ПИПЦ г. Сергиев Посад отсутствует состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282 УК РФ». Постановление «об отсутствии в действиях типографии признаков преступления» было вынесено уже 7 марта 2008 года, но заявитель не получил никакого уведомления, потому что через канцелярию документ не проходил. Заявителю пришлось самому истребовать постановление. 

С другой стороны, старший следователь СУ СК Таганского района при прокуратуре РФ Москвы Е.Е. Коробков 11 марта 2008 года выносит постановление об отказе возбуждения уголовного дела в отношении Сысоева, мотивируя это так: «Из полученного в ходе проверки ответа Душепопечительского центра Московской патриархии следует, что Д.Сысоев с 2006 г. в Центре не работает, на момент издания и распространения книги Д.Сысоева «Прогулка с протестантом по православному храму» издательства в Центре не существовало (никого не смущает, что в книге черным по белому написано: «Издательство Душепопечительского центра св. прав. Иоанна Кронштадтского»!) В ходе проверки установлено, что книги «Брак с мусульманином» и «Прогулки с протестантом» имеются в розничной продаже. Религиоведческое и языковедческое исследование книгопечатной продукции до настоящего времени не завершено. По рассмотрении материалов проверки следствие пришло к выводу, что достаточных признаков составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 282 УК РФ в действиях Сысоева Д.А. не имеется, поскольку проверочными действиями его умысел на совершение действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека по признакам отношения к религии не установлен, в связи с чем достаточных оснований для принятия решения о возбуждении уголовного дела в настоящее время не имеется». 

18 марта 2008 года непосредственный руководитель Е.Е. Коробкова, начальник следственного отдела СУ СК по Таганскому району прокуратуры Москвы С.В. Бессарабов установил: «В СО по Таганскому району СУ СК при прокуратуре по г. Москве поступило заявление Хамидуллиной Х.Г. о противоправных действиях Сысоева Д.А. и сообщения средств массовой информации по факту публикации книг Сысоева Д.А. «Прогулка с протестантом по православному храму» и «Брак с мусульманином». Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 17 марта 2008 г. является незаконным и необоснованным, подлежит отмене, поскольку в ходе проверки не приобщен акт культуроведческого исследования образцов книгопродукции, не дана оценка изложенным в нем выводам, не приведены иные проверочные действия, направленные на принятие законного и обоснованного решения». Итак, младший советник юстиции С.В. Бессарабов решает: «Отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 18 ноября 2007 года, вынесенное ст. следователем СО по Таганскому району Коробковым Е.Е и возвратить Коробкову Е.Е. материалы для проведения дополнительной проверки и устранения недостатков, препятствующих принятию законного и обоснованного решения».

Поскольку я этого потребовала, 18 апреля 2008 года мне вручили оба документа: первый (от 11 марта 2008 года) - об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Сысоева и второй (от 18 ноября 2007 года), отменяющий предыдущий. В личной беседе следователь Коробков с милой откровенностью поведал мне: «Мы это дело будем закрывать, потом открывать, потом опять закрывать». На вопрос, сколько может тянуться такая волокита и вызывались ли в прокуратуру Сысоев и другие причастные к делу лица, мне было сказано без малейшего стеснения: «Сколько нужно для принятия правильного решения, столько и будет длиться, а вызывать их для проверки необходимости нет, на экспертизу книги пока еще не отправлены».

Я тщетно подаю в следственный отдел Таганского района прокуратуры РФ прошения уведомлять меня о состоянии дела: ответа нет. А ведь грубо нарушая установленные сроки рассмотрения заявлений и жалоб граждан, прокуратура сама же является правонарушителем. Почему те, чей долг охранять закон, так беспечно, чтобы не сказать охотно предоставляют Сысоеву возможность и дальше безнаказанно разжигать национальную и религиозную вражду? Проводится ли в конце концов хоть какая-либо психолого-лингвистическая, культурологическая, религиозная экспертиза по злонамеренным сочинениям этого человека? Я чем дальше, тем больше в этом сомневаюсь... 
Похоже, Сысоев надежно защищен от оскорбляемых им сограждан-иноверцев. Не это ли мой собеседник, искушенный в юридической теории и не вполне совпадающей с нею практике, имел в виду под «правильным решением»?

 

Халида ХАМИДУЛЛИНА

 

Фото с сайта GAZETA.RU

Фото с сайта GAZETA.RU