Назад Вперед

Пути Ингушского театра
История театрального искусства Ингушетии ведет отсчет с 20-х годов прошлого столетия. Время было смутное, в России только что закончилась гражданская война.
И вот 1 марта 1924 года участни­ки самодеятельного театрального кружка Владикавказской партшко­лы играют свой первый спектакль «Похищение». Исполнительницей одной из главных ролей была Тама­ра Мальсагова, дочь царского гене­рала Тонта Укурова. Много лет спу­стя она стала одним из лучших пре­подавателей Чечено-Ингушского го­сударственного университета.
С этим же театром судьба свела тогда еще молодого МБулгакова. Вынужденный хоть как-то зарабатывать на жизнь, вдохновленный энтузиазмом и темпераментом горцев, он пишет для них пьесу «Сыновья муллы». Сам Булгаков не любил вспоминать об этой пьесе, но с каким вдохновением играли акте­ры!.. А в 1931 году на Первой Севе­ро-Кавказской олимпиаде искусств горских народов в Ростове-на-Дону ингушская театральная студия за­няла первое место с постановкой Орцхо и Дошлуко Мальсаговых «Перелом».
Сталинская депортация застави­ла ингушей забыть не только о теа­тре: долгие годы им пришлось не жить, а бороться за выживание. Но как только смогли вернуться на родину, они тотчас осознали, как важно сохранить свою культуру.

 Воспитанники молодежной студии учатся у лучших театральных мастеров столичных городов. Первые ингушские кинорежиссеры С.Дакиев и С.Мамилов, великолепные актеры М.Цицкиев и М.Г.Хадзиев заявили о себе как незаурядные творческие лич­ности, эти имена уже вписаны золотом в историю ингушской культуры.
Талант Цинкиева и Хадзиева был настолько ярок, что одно их появление на сцене застав­ляло зал затаить дыхание. Памятны московские гастроли Чечено-Ингушского драматического театра им. X. Нурадилова, состоявшиеся летом 1984-го. Залы ломились от искушен­ных столичных зрителей. Критиков поразил феномен горского темпера­мента наряду с виртуозностью игры ингушских мастеров сцены. Журнал «Театральная жизнь» напишет впоследствии: «Даже те, кто хорошо знают театр и знакомы с творчеством его ведущих актеров, только во время московского показа смогли по-на­стоящему оценить масштаб дарова­ния главного актера ингушской труппы Магомета Цинкиева»...
В 1973 году при Ленинградском  торой стали народный артист СССР В.В.Меркурьев и И.В.Мейерхольд -дочь знаменитого режиссера Вс. Мейерхольда. В 1978-м труппа вли­вается в Чечено-Ингушский драма­тический, один из лучших театров Северного Кавказа. Примечателен своей особой взыскательностью и выбор его тогдашнего репертуара: «Когда гибнут сыновья» С.Чахкиева, «Пока арба не перевернулась» Иоселиани, «Коварство и любовь» Шиллера, «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Слуга двух господ» Гольдони...
 Руководили театром в эти годы Р.Хакишев и М.Дицкиев. Блиста­тельные актрисы З.Албогачиева, Т.Яндиева, Л.Эсмурзиева, К.Экаже-ва, А.Кодзоева буквально завораживали зал своей красотой, грацией и талантом. Те, кому довелось ви­деть М.Тхостова в роли Хлестакова, по праву сравнивали его со столичными знаменитостями. Играл на ингушской сцене тех лет и молодой Руслан Наурби-ев, любимец театральных педа­гогов, один из самых ярких ак-теров-меркурьевцев. Он слыл признанным лидером и в пору студенчества, и в актерской среде. Это был многогранный талант: кроме работы в театре, снимался в игровом кино, создал вокальную группу «Лоам». Всем сердцем преданный ак­терскому ремеслу, Руслан обладал способностью влюблять в себя всех, кто с ним общался. Жизнь его оборвалась так до нелепости рано...
В 90-е в театр приходит выпуск­ник режиссерского факультета ЛГИТМиКа Мустафа Беков. С его именем связано создание Ингушского дра­матического театра. Этот руководитель сумел увлечь труппу размахом своих творческих идей. Одно­временно в работе было восемь постановок. Но ре­волюционным переменам в театре не суждено было сбыться. Республику уже охватила смута, началась борьба за власть... Театр переезжает в Назрань, а М.Беков, оказавшись невостребо­ванным в Ингушетии, обучает про­фессии далеко за пределами роди­ны, и нам остается только сожалеть о такой потере.
В 1993-м согласно решению рес­публиканских властей создаются Ингушский государственный драма­тический театр (ИГДТ) им. И.Базоркина, театр кукол, ансамбль народного танца «Ингушетия», государственная филармония. И это все на голом месте, с нуля!
 В труппу драмтеатра вливаются выпускники театрального факульте­та Чечено-Ингушского госуниверси­тета. Одна из первых премьер -спектакль по пьесе В.Хамхоева «Народ бессмертен», заставляющий оглянуться назад, на годы геноцида, что само по себе было очень символично для театра. Живущие в тяжелейших усло­виях, лишен­ные самых элементар­ных благ, бывшие грозненцы приез­жали на ре­петиции за 40 км в Назрановский Дворец куль­туры. Театр должен был не только вы­жить, но еще и творить.
С середины 90-х на театральных буклетах появились новые имена -М.Озиев, А.Евлоев, З.Дошхоклоева, М.Сакалова... Но безусловную лю­бовь зрителя по-прежнему вызывают такие актеры, как С.Гайсанов, Р.Зангиев, А.Кодзоева. Последняя на фестивале национальных теат­ров «Сцена без границ»-2000 во Владикавказе стала лауреатом фес­тиваля, выиграв номинацию «Луч­шая женская роль» - Мать в спек­такле «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки. А режиссер спектакля Р. Мальсагова была удостоена диплома за постановку. Замечатель­ные спектак­ли «Трактир­щица» Гольдони и «Ханума» Цагарели (режиссер М. Галаев) долгие годы не сходили со сцены.
 Пожалуй, особого упоминания заслуживает еще один спектакль в репертуаре театра, это «Сыновья Беки» А.Бокова. Народная драма, действие которой разворачивается в 20-е годы прошлого столетия, стала «метафорой сегодняшней жизни» (из критической рецензии). Первая постановка романа была осуществ­лена еще в Грозном режиссером МБековым. Состоялся единствен­ный премьерный спектакль, за ко­торым сразу же последовал запрет на показ из Обкома КПСС ЧИ-АССР. Режиссер не выдержал иде­ологических партийных установок. Второго спектакля грозненский зри­тель так и не дождался. А жаль, это была одна лучших работ театра. В октябре 2005-го зал ИГДТ был заполнен до отказа. Почти через 15 лет труппа возвратилась к роману А. Бокова. Постановка ре­жиссера Р. Мальсаговой дала театру новый отсчет времени. Он обрел второе дыхание, роман - вторую жизнь.
А впереди новые спек­такли, новые имена!..
Наряду с национальным театром в Ингушетии действуют Русский музыкально-драматический театр, имеющий прекрасные традиции Театр Юного Зрителя и творческое объединение «Зокх».
И какое счастье слышать за ку­лисами «Браво» и выходить на по­клон к своему зрителю...
Руслан Мальсагов.