Назад Вперед

Забывать стыдно


Марет Исаева

Четыре поколения этой семьи — участники военных кампаний.
Корнет Булат Яндаров в годы войны России с Турцией командовал 2-й сотней Чеченского конно-ир-регулярного полка, свидетельство тому можно найти в книге Т.Х-Б. Муталиева «В одном строю», где рассказывается об участии чеченцев и ингушей в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
Булат был награжден орденом Св.Анны 4-й степени с надписью: «За храбрость» (см. ЦГВИА СССР, ф. 14505, оп.1, д. 14, лл.23 об., 60, 152). Он получил эту награду, отличившись в сражении 20-22 сентября 1887 г.
В той же войне принимал участие его сын Эти Яндаров.

 

 

 

 

Всех радостей твоих
и бед
Как будто я-
первопричина,
Как будто я держу
ответ,
За то, что был рожден
мужчиной.
           
Шарип Цуруев

 

ИСТОРИЯ чеченской нации, да и Кавказа в целом выстраивалась на основе таких ценностей как дружба и человеколюбие, но, конечно, также и ратных побед. Законы предков не позволяли мужчинам вынимать кинжал из ножен по пустякам, но когда он уже вынут, это означало поединок до победного конца. Ритуал вызова на единоборство был прост — достаточно взгляда и жеста: рука ложилась на рукоять кинжала.
Стародавний обычай осуждал необдуманные речи, запрещал оскорблять достоинство и честь других людей. Естественно, что воспитанные в таких суровых правилах чеченские мальчики впоследствии становились настоящими мужчинами. История чеченцев зачастую подвергалась недоброжелательной фальсификации, а о тех фактах, которые не укладывались в заданную схему, попросту умалчивали. Постепенно делалось все, чтобы образ мужественного и благородного чеченца заменить другим — фигурой ожесточенного, злобного полудикого горца. На примере семьи Яндаровых можно не только увидеть эту подмену образа, но и проследить основные перипетии трагической судьбы целого народа.
Четыре поколения этой семьи — участники военных кампаний.
Корнет Булат Яндаров в годы войны России с Турцией командовал 2-й сотней Чеченского конно-ир-регулярного полка, свидетельство тому можно найти в книге Т.Х-Б. Муталиева «В одном строю», где рассказывается об участии чеченцев и ингушей в русско-турецкой войне 1877-1878 г.г.
Булат был награжден орденом Св.Анны 4-й степени с надписью: «За храбрость» (см. ЦГВИА СССР, ф. 14505, оп.1, д. 14, лл.23 об., 60, 152). Он получил эту награду, отличившись в сражении 20-22 сентября 1887 г.
В той же войне принимал участие его сын Эти Яндаров. Семейное предание сохранило историю о том, как Эти попал на фронт. Говорят, это случилось так. Булат со старшим сыном уехали на сборы во Владикавказ, их ждали, но они задерживались. Дома оставалась молодая жена старшего. Ее свекровь усадила в фаэтон младшего, Эти, и повезла его во Владикавказ. Там, по рассказам, она вызволила старшего сына, поменяв на младшего брата, неженатого и бездетного Эти. Так юный Яндаров попал в Чеченский конно-иррегулярный полк. В названной выше книге упоминается о том, что всадник Эти Яндаров за отличие в перестрелке с противником между селениями Везин-кей и Аравартян был представлен к награде, но не указано, к какой именно.
У Эти было пять сыновей — Хамид, Магомед, Осман, Умар и Альберт.
Хамид, Магомет и Осман, впоследствии став офицерами, принимали участие в Первой империалистической войне. Были награждены георгиевскими крестами, только не удалось установить, какой степени.
Революционные веяния, однако же, коснулись молодых прогрессивных офицеров. Братья Яндаро-вы оказались в числе сторонников суверенной Терской Республики. В этом пункте революционные взгляды чеченских офицеров расходились с понятиями о суверенности тех, кто, будучи «ничем», хотел «стать всем» — и всем править. Братья жестоко поплатились за это несовпадение: Магомеда и Османа в 1919 году приговорили к расстрелу «народные комиссары по борьбе с бандитизмом в Терской Республике». Однако Магомед по воле судьбы остался жив. Что до младших братьев, Октябрьская революция 1917 года помешала Умару и Альберту осуществить свою мечту - поступить в военную гимназию и также стать офицерами.
Позднее Хамид, старший из сыновей Эти Яндаро-ва, стал первым чеченским профессором и первым директором Института языка и литературы. Магомед стал директором Чеченского театра, Умар - первым геологом-геодезистом, Альберт — начальником грузовой станции Грозного.
У Хамида был сын Ахмед, участник Великой Отечественной войны, дошел до Будапешта. А 17-й сын Магомеда — Ахберд), тайком от семьи сбежавший на фронт, — впоследствии стал курсантом Военно-Морского Училища. По скудной информации, дошедшей до нас, военное судно, на котором нес службу, защищая родину, потомственный военный Яндаров-млад-ший, было потоплено немцами на Черном море. К сожалению, об этих двух участниках ВОВ ничего больше выяснить не удалось.
Семья Яндаровых пережила жестокие репрессии, оставившие в душах этих преданно служивших своему отечеству людей незаживающую рану. Тяжкая память об этих репрессиях угнетала их и после того, как вышел указ о реабилитации.
Мы побеседовали об этом с сыном Альберта Янда-рова Салманом. Ныне он заслуженный врач РСФСР, ЧР, кандидат медицинских наук, травматолог-ортопед высшей квалификации. Чрезвычайно занятый человек, Салман Яндаров был немногословен — дорожил временем. Оно и понятно — ведь сейчас он является главным травматологом Минздрава ЧР, заведует травматологическим отделением 9-й городской клинической больницы Грозного. А это шесть-во-семь сложных операций в неделю, не говоря уже о наблюдении и обследовании тяжелых больных и прочих весьма серьезных обязанностях.
И все же кое о чем он успел рассказать. Мы узнали, что предком Яндаровых был Дада, его сына звали Янд, за ним следовал Эти... Даже судя по одному лишь родословному древу, можно примерно вычислить, сколько раз Яндаровы подвергались гонениям. Их родной Да-ди-Юрт был сожжен в 1819 году. Уцелевшие родичи Яндаровых обосновались в Умахан-Юрте, который подвергся участи Дади-Юрта уже в 1840-м.Спасшиеся из огненного ада на сей раз подались в Толстой-Юрт, сожженный белоказаками в 1919 году. В 1937-м семья Яндаровых была репрессирована с конфискацией имущества, а зимой 1944-го — депортирована в Казахстан.
В 1952 году Яндаровых, проживавших в то время на станции Чу, ссылают дальше, вглубь степей. И опять с конфискацией имущества...
Раньше, когда был СССР, Салман не обращался в архивы, заранее уверенный, что ему не ответят. Сейчас и можно бы, но у него просто не хватает времени и физических сил, чтобы сделать это.
«Может быть, когда займутся всеми чеченцами-участниками ВОВ, что-нибудь выяснится о судьбах Ахмеда и Ахберда», — говорит Салман. И ненадолго задумывается. О чем? — спрашиваю себя невольно. Слушая его рассказы о роде Яндаровых, мне хотелось забыть, что этот великолепный профессионал, мужественный врач — просто бездомный человек, а его книги, которыми он так дорожит, негде хранить. Сегодня чужая квартира, к сожалению, его единственное пристанище.
Почему-то вспомнились строки из стихов Р. Магомаева «Чеченское кредо»:
Да, я чеченец!
Чем всегда горжусь,
Люблю свое отечество
И отчество.
И ничего я в прошлом
Не стыжусь,
И в будущем
Стыдиться — мне не хочется.
Наверное, именно эта приверженность к своим корням и ответственность на звание мужчины были духовной опорой, источником стойкости и отваги тех сорока тысяч вайнахов, что принимали участие в Великой Отечественной войне.
Сколько бы превратностей и тягот ни было в нашей нынешней жизни, забывать о них нельзя. Стыдно.