Назад Вперед

ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО

Ислам ЭЛЬСАНОВ

Что сказать о жизни человека, который ушел от нас, земных обитателей? Ведь бытие души не кончается со смертью тела, но оно - тайна, запредельная для нас. Чтобы писать даже об этой бренной зем ной жизни, нужно понять ее высший смысл. Но если мы его в какой-то мере и постигнем, нам не дано до конца выразить это словом. Мы же, худо-бедно имеющие отношение к словесности, особенно остро чувствуем тщету человеческих попыток выразить в слове сокровенную суть бытия. Жизнь Баны Гайтукаевой была короткой, если мерить в годах, но долгой и трудной, если осознать всю тяжесть бремени, что легло на ее плечи. В ранние годы, по-видимому, самое большое влияние на нее оказала бабушка, мать отца. Говорят, ум охраняется умом, сердце - сердцем. Бабушка стала для внучки носительницей добра и мудрости, нежности, любви и мужества, и она знала, как все это облечь в слова. Потому и ее маленькая внучка, когда выросла, стала поэтом. Слово бабушки сохранило для нее времена поколений, которых она не застала, и Бана, пока жила, пела для тех, с кем выпало делить отпущенные судьбой годы. Ныне этот неповторимый живой голос умолк, однако слово поэтессы пережило ее и переживет нас. Мерки, с какими Бана с юных лет подходила к этой жизни, для знавших ее были непостижимо возвышенными. Каждый день ей приходилось встречаться с завистью, недоброжелательством, душевной скаредностью людей, все это непрестанно ранило ее, но она смиренно и устало или гневно преодолевала боль.

В девятом классе она лишилась отца, он был для нее авторитетом и опорой. Осталась мать. Она, Уми, стала ей одновременно и мамой, и душевной подругой, которую Бана могла и резко осмеять, если та проявляла минутную слабость. Своих шестерых братьев Бана любила со всей сестринской открытостью и вместе с тем на редкость глубоко, сокровенно. И они любили ее, подсознательно чувствуя, как безмерно щедра ее привязанность. Догадывались, что сестра в Судный день с безоглядной радостью смогла бы принять на себя грехи братьев. Еще она умела радоваться жизни, шутить и смеяться, даже когда жизнь не улыбалась ей. И так же бестрепетно ее непреклонный дух встречал то мимолетное послабление судьбы, что зовется удачей. У нее был дар дружбы, она умела дружить по-настоящему: верно - с женщинами и целомудренно - с мужчинами. Из ста благ, ожидающих смертных праведников в вечной истинной жизни, в жизни преходящей Бог дал людям только одно единственное - любовь. Любовь детей к родителям и родителей к детям, братьям и сестрам, близким, мужу, жене, к Создателю. Ко всему, что мы любим.
 Бана, работая на радио, была соавтором студии "Аз" - голос, звук. И ее голос прозвучал во имя человечности, когда в ноябре 1992 года разыгралась трагедия ингушского народа. Бана, носившая в сердце предчувствие беды, нависшей над родной Чечней, отозвалась на происходящее особенно горячо. Она была инициатором проведения радиомарафона в помощь Ингушетии. Ведь сострадание тоже сродни любви, Единственному Благу, дарованному свыше. Умирала Бана тяжело, лейкемия - недуг безжалостный. Однажды наступила клиническая смерть, душа ее отделилась от тела и поднялась на высоту антенны на девятиэтажном доме. Бана рассказала об этом своей близкой подруге Марем Ялхароевой. Из окна палаты, где лежала больная, этот высокий дом не был виден. Но выйдя из больницы, Марем, не верившая в такие вещи, увидела дом с антенной на другой стороне улицы...
Потом, уже перед самой кончиной, к ней пришла душа ее отца, умершего, когда она училась в девятом классе. И Бана заговорила с отцом, не испугалась. Наверное, она по-настоящему боялась только одного: увидеть будущую большую беду своего народа. Ведь не зря она просила Бога, который скоро заберет ее, унести эту беду с ней вместе. И, может статься, Бана, уходя, вправду смогла захватить с собой посильную долю грядущей катастрофы. Кто знает?
Жизнь Баны для нас - напоминание, что в конце тоннеля смерти сияет Свет, перед которым мы предстанем такими, какими были в этом жестоком и несправедливом мире.

Кортали дуцур ду аса
Нохчийчоь!
Хьан лаьмнийн белшаш т1е йийшинчу мархех,
Д1абуза кечбелла малх
Ма барра буьллур бу аса цу юккъе.
Сирлачу буьйсане дехна беттан нур
Хьорсур ду Малхана Гонах
Седарчий дохур ду стиглара.
Зезагаш лахьор ду арара.
Ткъа т1аккха стела1ад,
Стела1ад дуьллур ду ас
Царна т1оьхула.
Кхойтазза тай лоцуш
Ас гонаш дерзина
Кортали совг1атна д1алур
ду хьуна...
Нохчийчоь!
Кортали, кортали.
Ас доггах долийна кортали.
Дерзоза дисина хьан т1емаш а тахана барманан т1емашха
сан б1аьра хьуьйсу.
Стела1ад сатдина, стела1ад кагдина цхьаммо-м
Беснаш а эдина, шадерриг даржийна
Йохий хьан стигла…
Тхьуздоьлла сан куьйгаш
Базбелла сан когаш
Со юккъехь лаьтта...
Кхоьру со суо ца тоарна
Лешдолчу корталин
Дуьнено сан дагчу шийла
1аь етта.
Нохчийчоь, маржа,
ма и совг1ат дацара
ас хьуна леринарг х1етахь.
Ас хьайна ц1е тоьхна
Хиларна д1аэца...
Нохчийчоь!
К1инт1ера-ъ яла
Хьан лазам боькъучу дийнахь
Со хьайца х1етахь ца хиларна
Таьхьара елха,
Сел т1аьхьа йисарна.
Дуьненчу сел т1аьхьа ярна
Нохчийчоь, гечдехьа суна!


*******************

Нахана гуш дерриг ган б1аьргаш ца хилла,
Со тахана б1арзъелла, б1арзъелла!
Нахана хезаш дерг хаза лергаш ца хилла,
Со тахана къаръелла, къаръелла.
Кхиберш санна яха ца хиина,
Сох тахана нах кхаьрда, нах кхаьрда.
Ямартхой къонахийн белшашка нисбелча,
Сан тахана дог оьшу, дог оьшу.
Суртан т1ех кхийринчу къонахчун кхолламна
Сан тахана дог доьлху, дог доьлху.
Кхьахьпанаш хьан баьрчехь зудаллех левзича,
Сан сина ницкъ хуьлу, ницкъ хуьлу.
Куталчаш, питанчаш хьан ц1арах кхайкхича,
Тахана сан дог лозу, дог лозу.
XIapa Дуьне къонахийн белшаш т1ехь латтарна
Сан даг чохь тешаме ц1е йогу.
Ткъа тахана х1ун хилла, х1ун хилла, Нохчийчоь?!
Ма хьежа иштта сан б1аьра
Нахана гуш дерг ган б1аьрса ца тоьъна,
Со тахана б1арзъеллачу дийнах,
Нахана хезаш дерг хаза лергаш ца тоьъна.
Со тахана къаръеллачу дийнахь,
Ма хьежа сан б1аьра, ма хьежа иштта.
Х1ун хилла Нохчийчоь, xlyн хилла хьуна?

Назад Вперед