Назад Вперед

В ОГОРОДЕ БУЗИНА, А В ИСТОРИИ - СКАЗКА


Али Магомедов

Как известно, в СССР по мере осуществления государственной программы революционной перестройки страны и общества в целом все народы подвергались разнообразным репрессиям. В том числе таким, как насильственная депортация с последующим лишением гражданских прав по признаку этнической принадлежности, выпавшая на долю ряда малочисленных народов страны. Особенно массированный удар был нанесен народам Северного Кавказа. Вся вторая половина ХХ столетия изобилует мероприятиями по исправлению искусственно созданной вследствие этого в стране противоестественной ситуации. В конце 80-х годов появились первые публикации о национальных репрессиях. Ученые историки пытаются найти приемлемый для властей и науки выход из лабиринта государственных измышлений, обвинительных и оправдательных толкований содеянного. Споры, дискуссии, конференции, симпозиумы – много чего говорится и пишется, а воз, как у баснописца Крылова, и ныне там.

Подойдя серьезно, он откроет для себя следующее. История не одного нашего отечества, но и всей мировой цивилизации состоит из «этнических репрессий». Так зачем же нам отставать? Чем виноват СССР и вождь его Сталин, если во всем мире с древнейших времен люди только и делали, что воевали друг с другом, уничтожали друг друга на этническом основании. То есть почем зря убивали только потому, что не нравились друг другу. Как болтовня за пивом, если осушена далеко не первая кружка, это куда ни шло, но при чем здесь наука? Верно, история повествует о распрях племен, государств, коалиций, о войнах, битвах, взаимном истреблении из-за тех или иных причин. Но как может не то что историк, а просто гражданин, осиливший программу средней школы, путать все это с репрессиями? С этническими репрессиями? Неужели нужно кому-то напоминать, что репрессия – это карательная мера, наказание, применяемое властью в отношении неугодной личности, группы людей, даже целого народа, как было, например, в истории Америки с коренными этносами - индейцами. Но речь в таких случаях идет о методах, какими верховная власть управляет вверенным ей обществом, а не о том, что этнос «репрессирует» этнос. Однако И.Алиев на всем протяжении своего фундаментального труда упорно придерживается своей нехитрой концепции, на основании которой утверждает естественность и неизбежность именно «этнических репрессий» в нашей стране. Никто не виноват в попрании конституционных прав целых народов, никто не нарушал гражданский и уголовный кодекс. Просто-напросто этносы дрались между собой и друг друга репрессировали. Закрадывается, правда, подозрение, что автор сего «научного исследования», хоть и сочинил без малого 500 страниц, в исторической науке ориентируется слабо. Ведь по нынешним временам сам факт публикации мало о чем говорит: что ни напишешь, заплати – получишь книжку. Заплати – получишь ученую степень. Заплати – получишь должность… Гримасы рыночной экономики. Но что неправда, то неправда, хоть при социализме, хоть в рыночную эпоху. Этносы могут друг с другом не поладить, но они отродясь не репрессировали друг друга. Выстраивая концепцию, претендующую на научность, хорошо бы все-таки понимать смысл основных понятий, на которые она опирается. Впрочем, и читатель должен держать ухо востро, не тратить своего времени на пустяки. Никто ведь не заставляет нас читать малограмотные труды.

«Главный источник напряженности сегодня - в недостаточном осознании как на уровне официальной государственной политики, так и на уровне массовой психологии, что наша страна - это мир миров, это разные культуры и цивилизации, это соседство множества стран и государств, уставших от своего колониального и колонизаторского прошлого, истерзанных и униженных сталинским унификаторством… Национальная проблема стала на сегодня всеохватывающей. Она вобрала в себя - и не могла не вобрать - все остальные проблемы, в том числе и экономические…»

Юрий Афанасьев

«Трезво оглядевшись, мы со всей очевидностью поймем, что делить нам нечего. Основа нашего всеобщего неблагополучия - отсутствие нормальной государственности. Существующая озлобляет и унижает людей, а озлобленные люди легко создают образ национального врага…».

Фазиль Искандер

Назад Вперед