Назад

Историческая справка
 Чеченцы и ингуши были седьмым и восьмым народами СССР в общесоветской очереди на депортацию с сопутствующим лишением гражданских, социальных, политических и прочих прав. В совокупности эти депортации составляли беспрецедентную на планете Земля национальную репрессию. Никакой вины — согласно юридическим нормам — за ними не числилось. Единственным основанием для применения к ним жесточайших карательных мер была этническая принадлежность. Преследованиям подвергся весь чеченский и ингушский этнос от столетних стариков до нерожденных младенцев. Всем им приписывалось одно преступление — измена родине, предательство, всех поголовно объявили врагами народа. Депортация была задумана как первая составная часть национальной репрессии: людей насильственно вывезли с территории их исторического расселения. Первой акцией подобного рода стало выселение в 1935 году с Дальнего Востока корейцев (в Узбекистан) и китайцев (на север Европейской части России). Завершилось это широкомасштабное мероприятие в 1937 году.
Затем лишили родины курдов — в 1937 и 1944 годах их в массовом порядке вывозили из Армении и Азербайджана в Казахстан и Киргизию.
В конце тридцатых воссоединение западных областей Молдавии, Украины, Белоруссии с их советской частью, возвращение в состав Советского Союза Латвии, Литвы и Эстонии сопровождались массовой депортацией этнического населения, а также поляков из присоединенных территорий в Сибирь и Среднюю Азию.
В 1941 году национальной репрессии были подвергнуты российские немцы. Немецкая республика Поволжья была ликвидирована, этнические немцы насильственно депортировались со всей территории страны в Сибирь.
За ними уже в годы Великой Отечественной — в 1943-1944-м — началась тотальная этническая чистка ряда регионов Кавказа.
2 ноября 1943 года карачаевцев увезли в Голодную степь Казахстана.
28 декабря того же года настала очередь калмыков, их расселили дисперсно, отдельными семьями в северной части Западной и Восточной Сибири.
Дальнейшие репрессии пришлись в основном на 1944 год, чудовищные акции следовали одна за другой:
— 23 февраля ингуши и чеченцы отбыли практически поголовно на север Казахстана, Алтай и в Сибирь;
— 8 марта балкарцев отправили в Казахстан и Киргизию;
— 18 мая крымские татары вывезены в Узбекистан;
— 27 июня греки выселены из Крыма (а позже, в 1949-м, также из Грузии) в Узбекистан.
— 14 ноября туда же изгнаны из Грузии месхетинские турки; — в том же ноябре пришел черед хемшидов из Грузии; власти взялись за них так энергично, что след этого этноса потерялся в истории.
Исходя из той же логики расправе подвергались и «прочие советские народы» (определение из официальных правительственных документов), начиная с 1919 года.
На пятидесятые годы планировалась тотальная этническая депортация Азербайджана, республику собирались ликвидировать, за счет ее опустошенной территории расширив границы Армении и Грузии от моря (Черного) до моря (Каспийского). Не успели...
Закономерный вопрос — что это было? Что значило это преступное, нелепое преследование и уничтожение людей на основании этнической принадлежности, сопоставимое с геноцидом евреев, хоть и не получившее настолько широкой известности, как антисемитизм, осужденный мировой общественностью?
Это было выполнение государственной программы, инициированной и разработанной лично Сталиным, — программы денационализации нашей страны. Он дал определение понятий «нация», «этнос», согласно которому мы живем и сегодня. «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психологического склада, проявляющегося в общности культуры... ». И далее — главное: «... достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией». (И.В.Сталин. Сочинения. М., 1951-52. Стр. 296-297). Еще одно объяснение действующей поныне сталинской концепции национальной политики: «Национальный вопрос нельзя считать чем-то самодовлеющим, раз навсегда данным. Являясь лишь частью общего вопроса о преобразовании существующего строя, национальный вопрос целиком определяется условиями социальной обстановки, характером власти в стране и вообще всем ходом общественного развития...» (Там же. Стр.155).
Таким образом Сталин, руководствуясь высокими идеологическими задачами и целями, взялся в срочном порядке, революционными методами преобразовывать страну в общепролетарскую над- или вненациональную, впрочем, обозначенную им как интернациональную («интер» — то есть «меж», стало быть, межнациональную) державу. Происхождение этого слова тоже не мешает вспомнить, оно ведь от глагола «держать», то есть «не пущать». За ним неволя, рабство, несвобода. Выработав столь радикальный рецепт, этот добросовестный повар начал «варить» новое блюдо, срывая народы с насиженных мест, где они прожили многие века, и помещая в противоестественные для них, то есть губительные условия, к примеру, калмыков — южный степной народ, животноводов — в сибирскую тайгу и тундру, кавказских горцев в среднеазиатскую Голодную степь и т.д. Разумеется, желание и мнение народов при этом никого не интересовало. А чтобы оправдать такой произвол и насилие, надо было чтото придумать, вот и изобретались причины — фальсифицировались «юридические» обоснования расправ, средствами лжи и клеветы целым народам искусственно создавалась дурная репутация, к сожалению, очень живучая, потому что не осмысленная, по инерции сохраняемая и сегодня...
Остается лишь надежда, что наши власти образумятся, повернутся лицом к правде истории и жизни, помогут обывателям обрести национальное достоинство и вместе с ними научатся уважать людей всех национальностей и религий. Ведь опомнились, вернули людям Бога, храмы и право на молитву.