Назад Вперед

ДАВАЙТЕ ЗАБУДЕМСЯ?

Чем живет молодежь Чечни...

Марет Исаева

 

 

Молодежь Чечни особая часть общества. Проблемы у нее те же, что и во всей России, но намного острее, болезненней. Две военные кампании, проведенные с особой жестокостью, противоречивая политика властей, безработица, нищета одних, процветание (зачастую незаконное) других - надо ли доказывать, что все это не может проходить без последствий?
Особая тема — так называемые "зачистки" и похищения людей. Последние, заметим, случаются и ныне. Несоблюдение главного права любого человека -права на жизнь, безопасность и здоровье - задевает молодежь Чечни более всех прочих бед. Но существует и проблема жилья, при том, что республика, согласно официальной статистике, занимает одно из первых мест по рождаемости в РФ. Будущее чеченской молодежи остается туманным. А ведь сегодня в республике есть кому заняться этой проблемой: кроме Комитета по делам молодежи, у нас имеется даже Молодежный парламент, хотя пока это лишь совещательный орган, как нам объяснил его председатель (он же заместитель председателя КДМ ЧР) Хож-Ахмед Халадов. Есть у нас несколько вузов, много молодежных и общественных организаций, где, однако, бытует мнение, что Комитет по делам молодежи занимается дублированием деятельности министерства культуры и спорта, проводя вместо продуманной политики одни развлекательные мероприятия. Молодежный парламент разработал проект "Закона о молодежи", предполагается, что он будет рассмотрен республиканским парламентом во втором квартале текущего года. Авторы его по праву гордятся тем, что такого закона нет даже в России, не говоря уж о регионах. В нашей беседе Халадов подчеркнул, что проблемы молодежи Чечни требуют особого подхода, здесь не помогут стандарты, если даже таковые имеются. Нужны и социальные программы -в частности, комитет намерен предложить правительству программу "Жилье для молодежи".
"Отношение республиканских властей к молодежи изменилось в лучшую сторону, - сказал нам Хож-Ахмед, - в этом есть и заслуга нашего комитета".
Комитет по делам молодежи приступил к работе осенью 2000 года. Но заметные сдвиги к лучшему наметились только со сменой руководства. Сейчас в центре Грозного достраивается Дворец Молодежи, создается молодежная телерадиокомпания, уже функционируют девять целевых центров работы с молодыми, комитету передан парк культуры и отдыха им. Кирова (вернее, то, что от него осталось, а именно - место, где некогда располагался самый красивый парк Северного Кавказа).
В Чечне по мере налаживания мирной жизни стало много развлекательных мероприятий, зачастую с участием популярных эстрадных звезд России и не только. Так, с подачи комитета проводятся ежегодные церемонии награждения "Человек Года", выступления чеченской команды КВН и т.д. Жителям особо запомнился приезд в Чечню знаменитого боксера Майка Тайсона: слухи, что ему за это заплатили несколько миллионов долларов, не утихли до сих пор.
Прошлым летом здесь состоялся рок-фестиваль "Феникс". Николай Басков, Диана Гурцкая, Кутиков, "Агата Кристи" и невесть кто еще выступали с концертами. Даже Глюк'Oza была в Чечне. Да Бог с ними, пусть. Одного не пойму: если это мероприятия политические, в чем их суть, а если увеселительные - почему нас должен увеселять именно этот контингент? Может быть, многим и нравится пение Баскова, но почему все-таки не спросить молодежь прежде, чем пробить значительную брешь в бюджете ЧР, и без того страдающем от острого дефицита?
Участие КДМ во многих подобных затеях ограничивалось лишь техническим оснащением, ведь до недавних пор на молодежь Чечни выделялось всего 20 копеек на человека в год (сейчас эта сумма приблизилась к 100 рублям, опять-таки в год на одного). И при всем том нет единых статистических данных по численности молодежи. Комитет вычисляет ее по сведениям министерств, а в разных министерствах - и данные разные. По оценке Госкомстата в ЧР 300 000 молодых людей, в республиканской прессе фигурирует цифра до 400 000 человек.
На 2006 год Комитет по делам молодежи рассчитывает получить 120 миллионов рублей ("Это около 10-15 % от того, что необходимо", - пояснил Хож-Ахмед Халадов), но будут ли они выделены, не знает никто. Ясно одно: затруднения в работе комитета, как и в других отраслях, порождены в первую очередь финансовыми трудностями.
А между тем две трети чеченской молодежи ничем не заняты. Отсюда и распространение наркомании, и высокая преступность. Решить такие проблемы можно только при условии взвешенного подхода, основные ставки должны делаться на образование и трудоустройство. Пора бы подумать и о защите прав молодежи. Кстати, как определить для нее возрастной ценз, если кое-кто из важных персон способен объявлять "потенциально-опасными" (а иногда даже террористами) десятилетних мальчишек? И как быть с теми, кто из-за войны не успел познать счастья молодости?
...Побывав на заседании Молодежного парламента ЧР, где ребята активно обсуждали темы будущих семинаров в области правозащиты, я приободрилась, даже обрадовалась за нашу молодежь. Но, едва выйдя оттуда, встретила знакомую, от которой узнала, что накануне, 31 января 2006 года, в селении Чири-Юрт совершено очередное похищение. Исчез Искандер Саидов 1974 года рождения. Позже выяснилось, что ему повезло -чуть живого отпустили домой. Родственники рады и тому: пусть "чуть", лишь бы живой. А я задумалась: кто он, тридцатидвухлетний Искандер, после того, что с ним сделали? Вправе ли мы все еще относить его к "представителям нашей молодежи"? Ведь опыт учиненной над человеком беззаконной расправы старит. И, может быть, непоправимо.


Чем бы распотешить этого парня и тысячи ему подобных? Может, снова какую-нибудь поп-звезду в Чечню заманим? Пусть попоет, попляшет - авось ребята на радостях позабудут про отсутствие жилья, безработицу, бесправие и много еще чего... Похоже на "пир во время чумы". И смахивает на тягу к наркотику. Зато куда проще, доступнее, чем решать сложные проблемы. Так что ж, давайте забудемся?