ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

ДОШ # 4/2004 > ПЕРСОНА


"ПАРИЖСКИЕ ТАЙНЫ" СУЛТАНА


Тина
БРЮССЕЛЬ
В марте этого года европейских чеченцев ожидала большая радость – гастроли Тамары Дадашевой и Султана Исламова. Турне, состоявшееся благодаря совместным усилиям Бельгийской организации Pax Christi Flanderen, Ассоциации Бельгийских Чеченцев и журнала «ДОШ», оставило неизгладимый след в сердцах наших земляков, ныне жителей Антверпена, Брюсселя, Дюссельдорфа, Кельна, Тулузы, Парижа, Осло и Вены.

Новая программа Тамары Дадашевой, с которой она выступила после большого перерыва, связанного с личной трагедией, и неувядающий юмор С. Исламова вызвали бурю эмоций у людей, волей судьбы оказавшихся на чужбине. Здесь были слезы умиления, восторга, гордости за землю, которая несмотря ни на что остается Родиной и посылает весть своей любви людям, истосковавшимся по ней, по ее мелодиям и поэзии, по своеобычному чеченскому юмору.

Артист театра и кино, мастер разговорного жанра, а сейчас еще – музыкант, исполнитель, да и просто любимец публики Султан Исламов рассказывает о своих впечатлениях от этой поездки.

– Европейская публика, конечно же, немного другая. Я очень волновался поначалу, когда выходил на сцену. Понимаете, юмор – это особенная вещь, он очень специфичен, его могут понять только те, кто вырос в среде, откуда шутка происходит. Сложность еще в том, что многие шутки невозможно перевести на другой язык – теряется самобытность. В нашем случае, конечно, не нужно было ничего переводить, но я боялся, что выехавшие несколько лет назад из Чечни люди могли отчасти утратить вкус к нашему традиционному юмору. К счастью, мои опасения оказались напрасными. С первых же минут с залом устанавливалось полное взаимопонимание. Я очень благодарен публике, меня это здорово вдохновляло.

Мое внимание привлекла еще одна особенность поведения чеченских зрителей в Европе – сдержанность. Но это поначалу. Должно быть, чопорная Европа все-таки оказывает влияние. Но через несколько минут чеченцы становятся чеченцами, раздаются ободряющие выкрики из зала, свист, «незаменимый» на наших концертах, и все остальное, свойственное только нам.

Меня очень порадовали дети. Они отлично говорят по-чеченски, притом без употребления в своей речи русских слов, что поначалу совершенно непривычно для моего «московского» уха. И так же свободно болтают на всех европейских языках. Вообще, дети всюду «в своей тарелке», и это отрадно. Они наша надежда.

В своих выступлениях я старался обыгрывать особенности жизни чеченцев в новых условиях, публика этого не ожидала и была заметно растрогана. Ведь у чеченцев в Европе сейчас несколько другая жизнь, иной быт, а следовательно, рождаются и другие шутки, которых не поймут в Москве или в Грозном.

По словам Султана, особенное впечатление на него произвел, конечно, Париж. Он, правда, и раньше бывал во Франции, но успел посетить только юг страны. А сейчас французы через Ассоциацию Бельгийских Чеченцев решили провести в Париже презентацию фильма А. Михалкова-Кончаловского «Дом Дураков», где Султан играет одну из главных ролей.

– Приехав в этот город, я понял, что значит выражение «Увидеть Париж и умереть!» Это, конечно, шутка, но Париж действительно – чудо. Ощущение, что ты находишься в Париже – чувство, ни с чем не сравнимое, оно сродни вдохновению. Да-да, такое может испытывать поэт, нашедший достойную рифму, артист, когда почувствует контакт с аудиторией. Ты находишься на сцене, а Париж – это публика! Попробуй, расслабься – она не простит.

Удивительно осознавать, что прикасаешься к стенам Нотр-Дам – Собора Парижской Богоматери, или, забравшись на Эйфелеву башню, с высоты птичьего полета окидывать взглядом этот замечательный город, а то и просто ощущать, как подошвы твоих ног соприкасаются с мостовой Монмартра, где бродили и посиживали в многочисленных ресторанчиках столько знаменитостей!

Шикарные магазины на Елисейских Полях удивляют ценами, Лувр пленяет богатством фантазии человека, сумевшего так красиво потратить деньги. По знаменитой Белой Площади я не преминул прогуляться, но в Мулен-Руж не заходил по моральным и финансовым соображениям.

Чеченцы, живущие здесь, похоже, и не осознают своей редкой удачи. «Париж как Париж…», – говорят они. Кстати, для многих из них это вообще первый город в их жизни. Они словно бы прилетели прямым рейсом «Хасав-Юрт – Париж», без посадки в Грозном. И на меня смотрели, как на «колхозника», впервые оказавшегося в областном центре. Я прощаю им эту иронию. Пусть они тоже меня простят!

Почти все чеченцы знали, что Султан снялся в фильме А. Кончаловского «Дом Дураков», но не всем удалось его посмотреть. Тем понятнее было желание земляков послушать об этом фильме, получившем Гран-При на международном кинофестивале в Венеции, Премию организации «Кино за мир» и Премию ЮНИСЕФ.

– Я очень счастлив, что мне довелось работать с таким выдающимся режиссером и человеком как Андрей Кончаловский, с не менее замечательной актрисой и женой Андрея Сергеевича – Юлией Высоцкой. На съемочной площадке неизменно царила атмосфера взаимопонимания, и уважение также было взаимным. Андрей Сергеевич – настоящий художник, и он дает артисту возможность свободно выразить себя, советуется с ним, прислушивается к его мнению.

Фильм очень сложный для восприятия. Зритель сегодня избалован боевиками, сериалами, которые можно смотреть без малейшего умственного и душевного напряжения. Там не нужно, не о чем думать. А здесь это как раз необходимо. Картина не навязывает зрителю какую-то определенную мысль, но побуждает к размышлению о многом. У каждого свое восприятие, оттого и впечатления о фильме, конечно, самые противоположные, вот и хорошо.

Не скажешь, что это-де фильм о Чечне, он также и не о войне. Это фильм о любви. О любви к людям, к миру, к Богу и еще – о любви Бога к человечеству.

Главная героиня фильма Жанна – живое воплощение любви. Она знает истину: нужно любить друг друга, тогда разрешатся все конфликты, любые проблемы. Но мир несчастен и жесток, потому что забыл эту истину, а Жанна находится в приюте умалишенных. Любовь заперли в Дом Дураков! И миру так удобно. Можно убивать, можно ненавидеть, можно предавать. Этому никто не удивляется, таков закон жизни для тех, что обитают за воротами приюта. И мой герой Ахмед, осознав, что мир потерял гармонию и сошел с ума, остается в Доме Дураков – в единственном месте, где еще живут любовь и сострадание, где тебя не предадут.

«Я больной, мне нужно лечиться», – говорит он в конце фильма. Это значит, что наш мир болен, его-то и впрямь необходимо лечить. И вот обитатели этого Дома на всех языках молят единого Бога, или, как говорит Жанна, «вообще Бога», чтобы он спас обезумевший мир, простил и вразумил людей, «пожирающих друг друга».

Фильм ставит перед зрителем вопросы, что такое мир, что такое война, что такое свобода, что такое любовь. Каждый волен отвечать по-своему, ведь фильм ничего не навязывает. Все зависит от того, что мы называем сегодня Домом Дураков, как мы определяем то место, где сами живем…

В общем, я провел великолепный месяц в Европе, познакомился с замечательными людьми, узнал много интересного. Я набрал большой материал для своей новой программы, получил огромный заряд бодрости и желания работать для самой благодарной аудитории – моих любимых земляков, которые всегда остаются чеченцами со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, куда бы их ни закинула сложная «чеченская судьба»!

Прощай, Париж, здравствуй, Грозный!



<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ