ГЛАВНАЯ АРХИВ ПЕЧАТЬ РЕДАКЦИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ РЕКЛАМА ОТДЕЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>

АРХИВ > ДОШ # 3/2004 >

НАШИ В ЕВРОПЕ


Тина
БРЮССЕЛЬ

Если хочешь встретиться с чеченцами – приезжай в Бельгию! А точнее, в Антверпен. Можно начинать прямо от самого красивого вокзала страны – Сентрал Антверпен. У всех живущих в Европе чеченцев обязательно есть родственники или знакомые в этом городе, так что на вокзале непременно увидишь их среди встречающих и провожающих.. Если провести здесь несколько часов, можно встретить каких-нибудь знакомых, которых не видел лет пятнадцать.

На этом вокзале не нужно опасаться, что подойдет полицейский и предложит следовать за ним из-за того, что у тебя есть лицо. Наоборот, у него можно узнать любую информацию, причем он так приветливо улыбается, что даже хочется продолжать спрашивать его о чем-нибудь еще. Когда наши люди привыкли, что кавказская национальность их лиц никого не смущает, они от всей души полюбили представителей власти. У многих теперь есть приятели-полицейские, которых очень трогает такое непривычное дружелюбие. Бельгийцы не жалуют своих блюстителей порядка, считают, что они зря проедают налоги.

Неподалеку от центра расположен "турецкий район", там можно недорого купить мясо, фрукты и овощи. Очень даже может быть, что ты и здесь встретишь своих родственников или хотя бы односельчан. Что бы ни покупали чеченцы, они всегда сравнивают продукты с грозненскими и сокрушенно цокают языками: вот, мол, приходится есть все это, такое невкусное, пресное…

Здесь можно узнать все новости: кто женился, у кого сын родился, кому из дома позвонили, к кому кто приехал. Особенно чеченцы любят обсуждать политические новости. Всегда начинают с "казахстанской ссыльной" шутки: "Когда обещают нас домой отправить?" Потом интересуются, что говорят о нас в Европарламенте, ПАСЕ, Страсбурге. Скажут они, наконец, Путину, что пора остановить войну, или опять промолчат? Затем обычно разговор переходит на печальные темы: о погибших или пропавших без вести родственниках, о вечных "зачистках", о тоске по несуществующему дому…

У кого-то всегда можно взять последний номер любимой газеты "The Chechen Times", которой очень гордятся европейские чеченцы.

Они все сегодня будут готовить в своих домах жижиг-галнаш и приглашать друг друга в гости. И приглашенные, конечно, придут, будут есть и приговаривать, что давно не бывало такого вкусного ужина!

Если ты тоже хочешь попасть на жижиг-галнаш, зайди в подъезд любого дома, а там уж по запаху чеснока определишь, где тебя всегда с радостью ждут!

Самые красивые чеченки тоже обитают в Антверпене. Вернее, в Антверпене их больше, чем в других городах.

Напротив вокзала находится Мировой Торговый Центр, где располагается "Клуб миллионеров". Там можно встретить Розу, изящную блондинку, разговаривающую на нескольких языках. Нет, она еще не миллионерша, работает пока в этом заведении менеджером.

Комета – врач-кардиолог и красавица. За два года она выучила фламандский и английский языки, подтвердила свой диплом врача и отучилась в Левенском Университете, который входит в четверку лучших в Европе. Теперь работает в большой больнице, лечит бельгийцев.

Раиса и Мадина тоже учатся в Университете, в Антверпене. Они юристы, изучают здесь международное право. Перед такими красавицами никакой судья не устоит, все дела будут выигрышными!

Когда в Антверпене свадьба, сюда съезжается молодежь из Франции, Голландии, Испании, Италии, Германии и Англии. За несколько месяцев все обзванивают всех и начинают ждать этого события, кажется, даже нетерпеливее, чем жених и невеста. Ведь на свадьбе можно, наконец, увидеть парня, знакомого по Интернету, да и родители могут выбрать невесту для своего сына.

Среди молодежи немало студентов Сорбонны, Кембриджа и остальных престижных университетов Европы. Многие молодые люди, в совершенстве овладев европейскими языками, работают в государственных структурах. Девушки по большей части изучают языки, но в их среде также очень популярны дизайнерские специальности. Так что недалек тот день, когда у нас появятся свои "Коко Шанель" и "Нины Ричи"!

Есть в Бельгии еще один очень чеченский город – Вервье. Он находится на французской стороне, то есть в Валлонии, у самой границы с Германией. Этот город даже называют Чечен-аулом. В его центре живописный скверик с фонтаном, окруженный красивыми скамейками, очень похожими на грозненские. Это место и облюбовали бывшие жители Грозного. Каждый вечер собираются здесь группы по возрастам: бабушки-дедушки, матери с детьми, молодежь и, конечно же, барахтающиеся в воде детишки. Так и тянет побродить вокруг фонтана, послушать родную, милую сердцу речь! Ну чем не Грозный!

В Бельгии, да и во всей Европе иностранцу очень трудно снять жилье. Так вот, в Вервье владельцы домов охотнее всего сдают квартиры чеченцам – проживут всего какой-нибудь год (наверное, ищут что-то похожее на родной дом…), но ремонт за это время сделают на всю жизнь. В результате цена на жилье повышается, и в объявлении уже пишут: "После люкс-ремонта".

Брюссель – город дорогой и шумный. У чеченцев он прежде всего ассоциируется с Комиссариатом по делам беженцев, который находится тут же, около Норд-вокзала, куда все беженцы и прибывают. Не стану утверждать, будто это главная достопримечательность бельгийской столицы, могу сказать лишь, что чеченцы предпочитают обходить стороной это здание, где судьба любого, претендующего на статус беженца, может решиться как положительно, так и отрицательно. Лучше не маячить там, к тому же все здание, говорят, напичкано камерами, вдруг спросят: чего ты здесь ходишь? Уж не желаешь ли еще одно интервью сдать (каждый беженец должен сдать два интервью, где он объясняет причины, по которым покинул свою страну)?

В том же Брюсселе находятся офисы почти всех международных организаций: Европарламент, Еврокомиссия, НАТО и штаб-квартира чеченской диаспоры – Ассоциации Бельгийских Чеченцев.

Для покинувших родину людей Ассоциация что мать родная. Здесь можно получить консультацию по правам беженцев, ознакомиться с Женевской Конвенцией, Дублинским Договором. Тебе помогут нанять адвоката, поговорить с ним. Многим чеченцам отказывают в убежище, ссылаясь на недостаточность доказательств, что соискатель приехал именно из Чечни. Так вот, Ассоциация обладает юридическим правом подтверждать этническую национальность.

Те, кто работает в Ассоциации, делают это безвозмездно, а на некоторые расходы диаспора собирает деньги, делая небольшие взносы.

В общем, община живет полнокровной жизнью. Есть уже две школы, где изучается чеченский язык, имеется детский танцевальный ансамбль, планируется создание музыкально-драматического театра.

Недавно было объявлено о создании при Ассоциации молодежного движения "К миру через познание мира!", цель которого – консолидация всех молодых чеченцев в Европе. Основная программа – образование, культура, спорт. С ребятами уже изъявили желание работать члены Всебельгийской студенческой организации. Они предложили провести совместную манифестацию 23 февраля – в день траура чеченцев.

Если ты хочешь быстро и хорошо выучить французский, фламандский, английский, испанский, итальянский, португальский или арабский – иди и поступай в языковой институт в Укле (район Брюсселя). Тебе это обойдется только в 10 евро за год. Кажется, половина студентов там уже чеченцы. И не только молодые. Родители учатся вместе со своими детьми к неудовольствию последних, зато первых это нисколько не смущает. Зачастую родители лучше сдают экзамены и по-французски ругают своих ленивых чад.

Брюссель – город большой, и чеченцы живут в нем очень разбросанно. Ты можешь целый день бродить по Большой площади, мимо старинных резиденций монархов и кардиналов, по Королевскому парку, по саду "Ботаник", где собраны уникальные деревья и кустарники со всей планеты, но не встретить ни одного чеченца. И не потому, что чеченцы не любят там гулять, просто в городе очень много таких мест, и хотя чеченцев тоже немало, их, к сожалению, не хватает на эти парки и площади.

Чтобы непременно повстречать их, лучше всего отправиться на базар "Клемансо" в воскресенье после обеда. Накупишь уйму фруктов и овощей за чисто символическую цену (можно за 1 евро купить ящик киви, апельсинов, персиков и т.д.) и увидишься почти со всеми брюссельскими чеченцами. "Клемансо" – это вообще чудо. Там можно купить все – телевизор, холодильник, очки, телефоны последней марки, одежду из самых что ни на есть фирменных магазинов со срезанными этикетками (товар не ворованный: после распродаж некоторые бутики отдают остатки в благотворительные организации, работники которых иногда кое-что оставляют себе для продажи), картины старых мастеров (можно наткнуться на истинное сокровище, если ты знаток). И все это стоит недорого, да еще продавцы сами же и привезут твои покупки к тебе домой.

Вообще базар работает три дня, но самый живописный день – воскресенье. Продавцы, в основном марокканцы, зазывая покупателей, орут так, будто их режут: "Всего один евро! Всего один евро, мадам! Для вас что-нибудь сверху!" Очень сложно пройти, не купив. Почему-то кажется, если сейчас не купишь, то не сделаешь этого никогда.

Есть в Бельгии и другие города, где компактно поселились чеченцы. Один из них – Арлон. Он находится на самой границе с княжеством Люксембург. В основном там обосновались аккинцы. В этом районе работы полно, и аккинцы трудятся круглосуточно. В Остенде тоже много чеченцев, наверное, их привлекают море, пляж, курорты. Правда, море – Северное, и погода не очень пляжная. Разве что одну-две недели можно понежится под солнцем, а вода все равно холодная. Вообще-то в Бельгии чеченцы живут везде, во всех провинциях и городах. Общее количество наших в Европе – около 25-30 тысяч, и 5 тысяч из них проживает в маленькой Бельгии, которая размером в две Чечни. Естественно, проблем с общением нет, все друг друга знают и часто ездят в гости, благо дорожные расходы минимальные. У каждого чеченца есть 50-процентная скидка на проезд по железной дороге и годовой проездной на междугородние автобусы, который стоит 25 евро.

Кроме чеченцев, в Бельгии встречаются еще бельгийцы. Они в основном предпочитают жить в маленьких городках и деревнях. Кстати, чем меньше город, тем он богаче. А в деревнях вообще живут богачи, понастроив себе красавицы-виллы. Средний дом в деревне не купишь меньше, чем за миллион евро. Вот так, колхозники! А если какому-нибудь счастливчику повезет снять дом в такой деревне, жители всем миром будут его устраивать, дарят все: от чайной ложки до автомобиля, лишь бы приезжий позволил им заниматься благотворительностью! Особый патронаж они берут над детьми, возят их вместе со своими по всей Европе. И на отдых в Испанию, и в Диснейленд в Париж!

Бельгийцы, которые контактируют с чеченцами, с большим сочувствием относятся к нашей трагедии. Они совместно с чеченской общиной проводят встречи, конференции, устраивают выставки по Чечне, куда приглашается широкая публика. И никто не относится к чеченцам, как к потребителям, которые приехали пожить за их счет. Они понимают, что только драматические события заставили людей сняться со своей земли, и как только закончится война, многие вернутся домой.

Дом! Родной Дом! Все встречи чеченцев в Европе заканчиваются пожеланием друг другу в следующий раз встретиться дома. Ни на какие прелести Европы, дворцы, сады не променяют они свой сожженный, разграбленный, взорванный вандалами Дом! Они вернутся и поднимут его на том же фундаменте, который каждый возводил с любовью и навсегда.

А рядом будут стоять ресторанчики "Антверпен", "Брюссель", "Париж", "Марсель", "Амстердам", "Барселона", "Милан" и многие другие, как открытки из доброй Европы, когда-то приютившей чеченцев…

До встречи в Грозном!

<< ЛИСТАТЬ ЖУРНАЛ >>