<< Листать журнал >>
ДОШ # 5/2004 > СВЯТЫНИ МИРА
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА, ИЛИ ЗАГАДАННОЕ ЖЕЛАНИЕ
Исмаил
КУРБАХАЖИЕВ

Самым замечательным произведением византийской архитектуры был построенный при Юстиниане храм святой Софии в Константинополе. Его называли чудом из чудес, воспевали в стихах. Император не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной церковью столицы и всей империи. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Для того времени он был построен очень быстро. Строительством храма руководили прославленные архитекторы, его отделывали лучшие ремесленники из разных областей империи. Внутри храм поражал своими размерами и красотой....

Из учебника «История Средних Веков», 7 класс

Многие, наверное, давно забыли этот маленький абзац из книги по истории, хотя каждый из нас в свой черед всё-таки заучивал его чуть ли не наизусть в том далеком советском детстве, зубрил в надежде получить пятерку. Только вряд ли кто-либо тогда задумывался, где находится этот храм и что с ним стало после? Ведь мы, изучая историю Византийской Империи с феодальным укладом, не сознавали, что и сами живем в другой, более современной советской империи, коммунистический уклад которой уж никак не менее жесток. Но это, как говорится, совсем другая история. Как бы там ни было, я волею судьбы оказался в Стамбуле и тоже словно бы случайно вспомнил об этом храме. Видать, хорошо учил уроки истории – и слава Богу.

Суматошный восточный город с узкими застроенными улочками. Я с нетерпением ждал, пока закончится эта бесконечная череда безликих отелей и магазинчиков, хотя, признаться: не слишком предвкушал встречу с этим чудом из чудес: думал, увижу обычную антикварную рухлядь. Но каково было моё изумление, когда я увидел этот храм воочию! Его грандиозность потрясала, он смотрел на меня как бы из средневековья – право же, у этого величавого строения был взгляд. Я вздрогнул: в воображении замелькали картины того, что пережил этот гигант за века своей истории. Не знаю, видели ли вы голливудский фильм «Дракула», но там в начале идет речь о захвате столицы Византийской Империи турками и есть такой кадр – большой, тяжелый католический крест медленно, словно бы неохотно падает с какого-то огромного купола вниз.

В фильме он падал очень долго – оказалось, ему было откуда падать, ведь купол того храма настолько высок, что невольно чувствуешь себя малюсеньким существом, ошеломленно взирающим на это великолепие. Этого не описать словами – правду говорят: лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать!

Ну, давайте по порядку. Сначала о том, как начиналась история этого храма, а свою я расскажу позже...

Закладка этого архитектурного чуда состоялась намного раньше возникновения кочевых поселений в бескрайних степях Средней Азии и расселения европейских народов в жалких хижинах мрачного средневековья: в середине четвертого столетия, задолго до рождения Пророка Мухаммеда...

Архитектурная концепция центрального купола, диаметр которого около 33 метров, и сегодня не поддается детальной расшифровке, ставя в тупик известных специалистов. Ни один из архитектурных памятников не в силах сравниться с Айя-Софией по мощи, ведь она пережила уже более полутора тысячелетий. Как тут не воскликнуть: восьмое чудо света!

Правда, храм, который мы можем лицезреть сегодня, – это здание уже третьей постройки. До него были еще два, но они сгорели дотла во время массовых волнений в Константинополе.....

Первый храм был построен в 360 году, по желанию императора Константина его стали именовать Мегало Эклезия – Главный Храм. Он представлял собой трёхнефную базилику с деревянной кровлей. Этот храм в 404 году уничтожен пожаром, учинённым негодующей толпой после ареста и ссылки народного любимца архиепископа Иоанна Златоуста. Сооружение второго храма началось во время правления императора Феодосия II. Он был освящен в 415 году. И так же сгорел при пожаре во время восстания, известного под названием «Ника-Победа».

Оно вспыхнуло в 532 году и продлилось шесть дней. Наконец, в эпоху царствования Юстиниана было возведено здание нынешнего храма. Закладка фундамента этого архитектурного шедевра состоялась в первой половине шестого столетия, точнее – в 532-537 гг. Юстиниан, император Византийский, повелел воздвигнуть храм из камня, дабы он мог избежать участи прежних, притом таких размеров и такой красоты, чтобы каждый, кому случится его увидеть, приходил бы в изумление и восторг. Приказ построить каменное чудо, какого свет доселе не видывал, несколько лет неустанно выполняли 10 000 рабочих и многие сотни мастеров строительного дела под руководством двух знаменитых в ту пору анатолийских архитекторов Анфимия из Тралла и Исидора из Милета. Судя по сохранившимся данным, император Юстиниан сам контролировал ход строительства. В итоге был действительно создан такой храм, которому не было равных на свете. Его площадь 74х70 м, высота огромного купола 56 м. Сооружение такого гиганта даже в наши дни заняло бы годы, но в шестом веке люди без техники, практически вручную закончили его в весьма короткие сроки.

Много чего повидала Айя-София на своем веку: и опустошение крестоносцами в 1204 году во время очередного крестового похода, и взятие турецкими войсками Константинополя, и перестраивание под мечеть. Но самой большой бедой для храма были землетрясения. Первые разрушения они причинили ему в 553-м, 557-м и 558 годах. Еще через год от землетрясения пострадала большая часть главного купола. Вследствие реставрации его диаметр стал меньше, а высота, наоборот, увеличилась на семь метров: для этого использовались фантастически лёгкие по весу белые кирпичи с острова Родос.

Восточная часть здания пострадала от подземных толчков в 869 году. Одно из самых мощных землетрясений, сразившее город 25 октября 986 года, опять снесло часть большого купола. Восстановительные работы возглавил архитектор Тридат. Существенный урон зданию Айя-Софии был нанесен крестоносцами в 1204 году, во время крестового похода. Крестоносцы-католики разграбили храм: он был полностью опустошен. В 1348 году новое страшное землетрясение стало причиной полного обвала купола – он попросту рухнул. Восстанавливали его, как позднее выразились бы, всенародно, то есть на деньги, собранные у населения.

Период османского владычества также отразился на судьбе Айя-Софии. Уже на следующий день после завоевания Константинополя турками храм был превращён в мечеть. Отныне ему полагалось служить символом победы завоевателей и называться Мечетью Айя-София. Султан Османской империи Мехмет Победитель, несмотря на свой весьма юный возраст – ему тогда только сравнялся двадцать один год – был человеком очень умным и справедливым. Когда турки вознамерились уничтожить запретные в Исламе изображения людей, лики святых и фрески на стенах храма, он был краток и строг: «Нам не подобает такое! Нанесите на фрески нежный слой известки!» Можно сказать, что терпимость, проявленная султаном, в ту пору спасла редчайшие фрески и мозаики Айя-Софии.

Выдающуюся роль в сохранении великого храма сыграл и знаменитый турецкий зодчий Мимар Синан. Блестящие способности привели его на пост главного придворного зодчего турецкого султана. Благодаря гениальной наблюдательности Мимара Синана была обнаружена серьёзная потеря устойчивости, значительный сдвиг фундамента, вызванный мощным напором огромного купола. Проведя необходимые вычисления и восстановительные работы, Синану удалось добиться удивительных успехов, благодаря чему уникальный памятник архитектуры дожил до нашего времени. Зодчий решился на небывалый, по тому времени невиданный шаг – в наружные стены храма он поместил более ста цилиндрических стеклянных стержней, чтобы, отмечая каждый их едва заметный сдвиг, решать некоторые проблемы, которыми занимается теперь такая наука как сопротивление материалов. Тайна вычислений Синана оказалась за семью печатями: ее тщательно скрывали даже от учеников и ближайших сподвижников архитектора. Было сооружено восемь мощных колонн, поддерживающих огромный барабан купола. Когда ученики Синана спросили его: «Учитель, почему восемь опор?», ответ был лаконичен и красноречив: «Чтобы не сооружать девятую».

Впоследствии каждый османский султан по традиции старался внести свою лепту в украшение и сохранение Айя-Софии. Например, кирпичный минарет, встроенный в здание с юго-восточной стороны, был сооружен при султане Мехмеде Фатихе. В годы правления Селима II (1566-1574) был построен северо-восточный минарет, проект принадлежал упомянутому выше известному зодчему Мимару Синану. Остальные два минарета появились позже, при султане Мураде III, который правил в 1574-1595 гг.

Был возведен махфил для муэдзина, то есть возвышение внутри большой мечети для служителя, призывающего правоверных к молитве. В 1742 году, при султане Махмуде Втором, внутри здания была оборудована библиотека, а снаружи возникло помещение для духовного училища. В саду храма были построены несколько усыпальниц османских императоров и членов их семейств.

Восстановительные работы велись неустанно, при каждом султане. Самым известным архитектором из тех, что принимали в них участие, был Г.Фоссати, швейцарец по происхождению. Он посвятил два года своей жизни трудам по восcтановлению и оформлению храма.

Но вот для Айя-Софии настала другая пора – эпоха Турецкой республики. Без малого тысячу лет этот храм служил местом поклонения для православных христиан, затем почти 500 лет – для мусульман-суннитов. Но в 1935 году турецкий вождь Мустафа Кемаль Ататюрк (в ту эпоху была большая мода на вождей – они правили не только в Турции) закрыл мечеть Айя-София и превратил его в Государственный Музей. Стоя перед прославленным памятником старинного зодчества, я думал, как хорошо, что «великому турецкому вождю» не взбрело на ум переоборудовать этот храм в ДК или, скажем, устроить на его месте бассейн, как это пришло в голову «отцу народов» в Москве. Он ведь тоже пекся о трудящихся массах – где же людям поплавать, как не на месте храма Христа-Спасителя...

После 1935 года в Айя-Софии были восстановлены фрагменты фресок и мозаик, но бесследно уничтожена значительная часть примет османской эпохи. К примеру, без каких-либо разумных причин снесли здание духовного училища при Айя-Софии, построенное в ХVI веке. Превратившись в музей, великий храм сразу стал одним из самых доходных источников пополнения государственной казны. Ведь сколько людей хотят увидеть своими глазами это восьмое чудо света! А чтобы удовлетворить такое желание, приходится выложить 10 долларов. Сумма невелика, но туда ежедневно приходит несколько тысяч человек. Каждый день!

Итак, читатель, вы знаете теперь о знаменитом храме столько же, сколько я смог узнать из всевозможных книг и энциклопедий. Учтите также, что если вам выпадет шанс побывать в Стамбуле и посетить Айя-Софию, у входа в музей на вас набросится целая толпа гидов, которые довольно сносно говорят на любом языке, лишь бы заплатили. Но нанимать их не стоит, ибо в большинстве своем они стараются побыстрее получить деньги и отделаться от вас. Куда разумнее купить путеводитель по храму на русском языке – лучшего гида вам и не надо.

У самого входа, в саду музея выставлены различные фрагменты редчайших архитектурных шедевров, не имеющих прямого отношения к самому храму. А переступив порог, посетитель оказывается во внешнем нартексе – это такой коридор шириной около шести метров, длинный, словно какая-нибудь улица. Как я понял из надписи, именно здесь в 1116 году проходило Собрание Святейшего Синода. Принятые на нем религиозные догмы запечатлены здесь же на гипсовых табличках. Отсюда во внутренний нартекс ведут сразу пять дверей. В сравнении с наружным, внутренний нартекс намного больше как в ширину, так и в высоту. Оформление здесь тоже значительно богаче. Из внутреннего нартекса, свернув хоть направо, хоть налево, можно попасть в верхние галереи. Тут же находится огромная императорская дверь, ведущая в центральную часть храма. Над императорской дверью выложено мозаичное изображение Иисуса, восседающего на троне. Прежде чем войти в храм, император Византии обязательно клал перед ним поклоны.

Когда переступаешь порог храма, тебя охватывает еще большее волнение. Изумляет все – и грандиозность его размеров, и серый, угрюмый средневековый колорит, и помпезность колонн, упрощенность в сочетании с разнообразием оформления. Должен признаться, впечатление поистине неизгладимое. А 47 колонн в нижней части здания и 60 в верхней, а свет, падающий одновременно из 40 подкупольных окон? Но больше всего волнует сердце близкое соседство арабской вязи аятов и десятков ликов святых и ангелов – в этом храме вправду начинаешь верить, что между христианством и исламом есть родство, возможна некая, пусть относительная гармония. Здесь, по крайней мере, это так.

Описать все, что я увидел в Айя-Софии, невозможно – не хватит и всего объема журнала. Поневоле ограничиваешься тем, что было самым незабываемым. Но не могу умолчать еще об одном. Когда под впечатлением увиденного я уже направлялся к выходу, на глаза попалась толпа туристов, сгрудившихся – не сразу понял, вокруг чего. То была легендарная, так называемая «потеющая» колонна – я о ней читал в путеводителе и в энциклопедии, но найти ее среди других столь многочисленных колонн оказалось делом не простым.

Оказалось, и искать-то ничего не надо: возле нее всегда многолюдно. Как говорится, свято место пусто не бывает. Находится она, к сведению читателя, в северном нефе здания. Об этой всегда чуть влажной и прохладной колонне существует много преданий. После осмотра музея-храма Айя-София каждый турист стремится к чудодейственной колонне, дабы выполнить некий ритуал – прикоснуться рукой к ее влажному камню. Если при этом загадаешь заветное желание, поверье обещает, что оно обязательно осуществится. Надо только соблюсти ритуал в точности: опустить большой палец в волшебное отверстие колонны и движением руки очертить круг, не отрывая пальца от колонны. Я тоже не преминул исполнить это. А желание… Ну, что я мог загадать? Конечно, все то же: чтобы закончилась война в Чечне. Желание, которое вот уже десять лет загадывают, наверное, все чеченцы... О нем невозможно забыть. Даже здесь, где перед внутренним взором проплывают столетия, где щемит сердце от величия истории и бренности ее, эта мысль следует за тобой неотступно. Ни дыхание самой вечности, ни таинственное очарование древних священных камней, повидавших столько кровавых распрей, да что там, все чудеса света не утолят этой жажды. Если ты чеченец.

Москва-Стамбул

<< Листать журнал >>