К 100-ЛЕТИЮ АБДУРАХМАНА АВТОРХАНОВА
Абдурахман Авторханов – ярчайший представитель научной и творческой интеллигенции Северного Кавказа минувшего столетия. Достойный сын чеченского народа, о чем свидетельствует его биография, он принадлежал тому поколению горцев, которые родились накануне Октябрьской революции и получили образование уже в советской школе и вузах.
Здесь необходимо приостановиться на короткой информации к размышлению. Что предопределило выбор его особого жизненного пути? Северокавказским, но в основном чеченским историкам еще предстоит подробно исследовать, как в послереволюционной противоречивой и сложной реальности формировалась уже в новой идеологической системе ценностей национальная интеллигенция независимо от социального происхождения. Как известно, предпочтение отдавалось горской бедноте, сыновьям из состоятельных семей дорога к образованию была перекрыта, что, впрочем, не мешало многим из них преодолевать препятствия и учиться. Это – общая черта ровесников Авторханова, и в данном случае его происхождение не играет существенной роли. Думается, что до советской школы он, как и мальчики его поколения, прошел обязательный курс обучения в медресе. Основа духовного воспитания в него была заложена – и это уже существенная деталь нравственной личности будущего ученого.
Далее обратим внимание на тот непреложный и существенный факт, что в 20-е годы, когда Авторханов учился в школе, там еще преподавали учителя, подготовленные в дореволюционное время. Они давали детям объективные знания, еще не исковерканные коммунистической идеологией, которая созрела для вмешательства в умы и характеры подрастающего поколения к концу 20-х годов и утвердила свой диктат уже в начале 30-х.
Третья существенная деталь – мальчик в школе показал себя отличником и, вероятно, подходил по происхождению, потому что был выбран для подготовки работников идеологического фронта. Учился в Ростове-на-Дону, тогда краевой столице Северного Кавказа, затем в Москве. И опять-таки попал к профессорам дореволюционной формации, которые успели вложить в головы своих слушателей научное понимание истории.
Четвертая существенная деталь - Авторханов, как и другие представители того поколения северокавказской интеллигенции, уже в ряду подготовленных советских кадров был включен в идеологический авангард революционного переустройства старого мира. Не просто в передовой отряд строителей нового мира, но в руководство. И тут, о чем легко догадаться, у него стали возникать конфликты, способные перевернуть душу и мировоззрение: честные попытки не допустить перекосов, не нарушать данных народу обещаний, не обманывать трудящихся снова и снова наталкивались на стену, и уже невозможно стало не осознать огромного расхождения между лозунгами партии и ее делами, не заметить, что имперский подход к «нацменам» сохраняется, и пр.
Вспомним в качестве иллюстрации о том, какие времена выпало на долю пережить молодому коммунисту Авторханову. У народов всей страны - от русского до чеченского - в конце 20-х – начале 30-х годов отняли обещанную революцией крестьянам и так ненадолго данную им землю, депортировали с родины так называемых кулаков, согнали крестьян-единоличников в противоречащие их психологии и непонятные колхозы, подвергли все население советской державы своеобразной чистке организованным голодом, начали ликвидацию национальных традиций, новую национальную интеллигенцию, проявляющую заинтересованность в развитии родного языка и сохранении особенностей этнической культуры, стали обвинять в мелкобуржуазном национализме...
Разумеется, Авторханову – ученому историку и образованному в лучших традициях передовой русской науки человеку – это понравиться не могло. Размышлял, спорил, пытался найти правду и, естественно, в 1937 году со всеми своими ровесниками из того же поколения северокавказской интеллигенции был арестован как противник сталинской мудрой политики. Ему было 29 лет.
В центр страны арестованных «националистов» везти не стали. Содержали где-то в районе Кавминвод, разбирались, как с кем поступить: тех, кто постарше, расстреливали, молодых «перевоспитывали». В их число попал и Авторханов. Не будем гадать, о чем он думал, с кем из товарищей по заключению беседовал. Об этом лучше почитать его «Мемуары» (изданные в 1983 году). Что произошло, когда грянула Великая Отечественная война, еще предстоит исследовать. Известно лишь, что охрана той тюрьмы разбежалась и арестованные вырвались на волю. А поскольку Северный Кавказ вплоть до Северной Осетии был уже занят гитлеровцами, все арестанты оказались в оккупации.
Очень скоро Северный Кавказ освободили, и вчерашние заключенные оказались между молотом и наковальней – перед неизбежным выбором быть расстрелянными на родной земле или получить хоть и слабый, но шанс спастись, отступив с немцами. Никто не хотел умирать. Они все ушли за рубеж - трагический выбор. Авторханову удалось выжить, большинство из бежавших с ним погибли.
В послевоенной Европе ему посчастливилось найти земляков-единомышленников из первой волны эмигрантов и включиться в общую с ними борьбу за права репрессированных в СССР народов. Есть основания думать, что только благодаря ему (и его обществу единомышленников) прозвучал «секретный» доклад Н.С.Хрущева о культе личности Сталина на 20-м съезде КПСС, гражданские права репрессированных народов были восстановлены, и им вернули их родину. Выстраданные труды Авторханова были услышаны в России: «История культа личности в СССР» (цикл лекций по радио «Свобода»), «Технология власти» (первое издание 1959 года, в России – в 1991-м), «Загадка смерти Сталина (заговор Берия)» (1976, в России – 1992), «Империя Кремля. Советский тип колониализма» (1988; Вильнюс, 1990)…
Абдурахман Геназович Авторханов ушел из жизни в 1997 году в Мюнхене. До последнего дыхания он любил свою родину, свой народ, он не изменил им, он утвердил свое достоинство честного человека, защищая право каждого на выбор, на правду, свободу и справедливость.
|