Назад Вперед

ВТОРОЙ ГОД БЕЗ ПОЛИТКОВСКОЙ
«ЗА ЧТО» БЕЗ ЗНАКА ВОПРОСА.

Книга Анны Политковской, составленная после ее гибели.



Друзья и близкие Анны Политковской издали книгу, в которую вошли статьи журналистки, воспоминания о ней, отклики на ее гибель, реакция официальных лиц на ее публикации. Книга называется «За что». И это не вопрос, а утверждение. Составители книги вместе со всеми, кому была дорога или просто известна Анна Политковская, пытаются найти в ее статьях ответ на вопрос, почему ее убили. В книге десять частей. В первой части собраны статьи журналистки о второй чеченской войне, на которой Анна бывала, наверное, больше многих российских журналистов. Ее война - это Грозный, Дом престарелых, из которого она вывозила одиноких русских стариков. Ее война - это лагеря беженцев, репортажи откуда потрясали жителей остальной России и многих европейских стран. Война Политковской - это истории и портреты «первых лиц войны». Но это и рассказы о российских военных, прошедших Чечню, страдающих «чеченским синдромом», брошенных государством, которое отказало им в льготах в ходе пресловутой «монетизации». Политковская пишет о русских женщинах, бежавших от войны из Грозного в Москву и оказавшихся никому не нужными. Теперь они вынуждены доживать свою жизнь в нищете, без крыши над головой.
Одна из последних статей Политковской посвящена 18-20-летним чеченцам, осужденным за терроризм на длительные сроки заключения. Политковская приводит в статье слова матерей этих ребят, которые просят журналистку помочь их детям: «По сути, эти исправительные колонии превратились в концлагеря для чеченских осужденных... Большинство осуждены по сфабрикованным «делам», без базы доказательств. Находясь в жестоких условиях, они подвергаются унижению человеческого достоинства, у них вырабатывается ненависть ко всему. Это мы считаем не исправлением, а истреблением. Ведь это целая армия, которая вернется к нам с испорченными судьбами, с испорченными понятиями...»
«Я боюсь ненависти, - комментирует слова чеченских матерей Анна Политковская. - И еще больше боюсь тех, кто насильственно принуждает себе подобных эту ненависть накапливать. Боюсь, потому что потом ненависть обязательно выйдет из берегов».
Эти слова были написаны 11 сентября 2006 года. До ее убийства оставалось чуть меньше месяца.
Во вторую часть книги составители включили статьи о событиях в республиках Северного Кавказа: Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Политковская чувствовала, что беспредел российских силовиков, похищения мирных граждан, пытки и издевательства над задержанными не ограничатся лишь территорией Чечни. Она знала, что география этого беспредела будет расширяться. Последние события в Ингушетии и в соседних республиках подтвердили ее прогнозы.
Третья часть книги - статьи о «Норд-Осте». В четвертой части - несколько публикаций о бесланской трагедии.
В других разделах книги собраны статьи Политковской об армии, о преследованиях нацболов, о милицейской операции в Благовещенске, о встречах журналистки с зарубежными политиками.
Сын Анны Политковской Илья в одном из интервью сказал, что больше всего в этой книге ему дороги мамины лирические статьи, названные «Другая Политковская». Они вошли в девятую, предпоследнюю часть книги.
Это очерки совсем о другой жизни. В них нет ничего о ненависти, подлости, предательстве, нет страшных подробностей о том, как одни люди мучают других. Это заметки о любви, о гастролях аргентинского танго, о свадьбе младшего сына британской королевы Елизаветты, о Париже, каким его увидела Анна Политковская, впервые в нем оказавшись.
Но если сравнить эти лирические очерки с другими, с теми, что составляют основной корпус книги, становится понятно, что настоящая Политковская - в горестных, трагических статьях, населенных ее героями, которые открывали ей душу. Выслушивая их, она проникалась их болью и пыталась облегчить ее, рассказывая о ней другим. Старалась разбудить равнодушное российское общество. Собранные вместе, истории этих людей оставляют ощущение целого мира, который, несмотря на весь свой драматизм, притягивает своей подлинностью и какой-то неповторимой интонацией сострадания, тревоги и любви одновременно.
Ценность книги «За что» не только в этой щемящей интонации, но и в том, что тексты, собранные в ней, не просто рассказы о судьбах людей, перемолотых временем, - это тексты, дополненные документальными свидетельствами. Поэтому они не потеряют своей силы и через несколько десятков лет. По статьям Анны Политковской наши внуки смогут узнать о том времени, в котором мы жили. Смогут узнать что-то, о чем не напишут в учебниках. И это не будет литературой. Это будет правдой. Тем более, что сила авторского слова подкреплена судьбой автора. Его гибелью. За что?
Ответ на этот вопрос вы найдете, прочитав книгу...

Зоя Светова