Назад Вперед

"РАЗВЕ МЫ НЕ ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ?"

Инга ШАБАНОВА "Наша борьба не за богатство и власть. Это борьба за свободу. Это борьба за возврат личности, свойственной человеку" Д.Р. Амбедкар В норвежском городе Бергене состоялась церемония вручения премии имени Торольфа Рафто, ее присудили общенациональной кампании Индии в защиту прав париев. Премия Рафто ежегодно вручается борцам за права человека. В своей ответной речи генеральный представитель кампании Винсент Манохаран отметил, что принимает эту престижную награду от лица 167 миллионов париев: мужчин, женщин и детей, которые ежедневно сталкиваются с дискриминацией, эксплуатацией и жестокостью основанной на системе каст в Индии.

Все началось в 1998 году, когда политические активисты, неправительственные организации, журналисты и ученые выступили с гражданской инициативой — положить конец социальной, политической и экономической дискриминации париев. Важным шагом в развитии кампании, успевшей с тех пор дорасти до общенационального масштаба, стало подробное документирование нарушений прав человека и оказание правовой помощи жертвам дискриминации, а также лоббирование на государственном и международном уровнях.
Несмотря на развитие в Индии демократических институтов и стремительный рост рыночной экономики, система каст, формирующая общество в течение 3000 лет, продолжает оставаться главным фактором социального разделения и сегодня. По словам Андхры Прадеш, одной из многочисленных жертв этого чрезвычайно живучего предрассудка, "дискриминация париев продолжится до тех пор, пока они не будут приняты в индийское общество как равноправные граждане".
Согласно санскритским текстам, в древности индийское общество делилось на четыре сословия: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Однако древние источники указывают и на существование париев или "неприкасаемых", труд которых считался "грязным" или "оскверняющим", но необходимым для общества как, например, уборка мусора и туалетов или забой животных и выделка кожи. На сегодняшний день "неприкасаемые" составляют около 16 процентов от общего населения Индии, но все еще не имеют равных с прочими гражданами возможностей в получении образования, здравоохранении и устройстве на работу. Международная группа солидарности париев выяснила и громко объявила: 13 париев гибнут каждую неделю и 11 париев ежедневно подвергаются физическому истязанию. Подобное положение, как и многие другие обстоятельства, можно назвать по-разному: скрытый апартеид, социальная изоляция, систематическая безнаказанность. "Нам запрещают заходить в храмы, сидеть за одним столом с людьми других каст, а разве мы не такие же люди?" — заявляют парии. Но в ответ представители высших каст отвечают: "Мы поступаем так, как должны согласно нашим традициям. Парии не образованы. У них нет никаких знаний и прав".

Факт остается фактом: нечеловеческие условия стали нормой повседневного существования для миллионов людей. В частности, женщины платят за этот злой и обветшалый обычай двойную цену, не только подвергаясь физической жестокости и моральному давлению, но и сексуальному насилию. Обряд иогинь или храмовых наложниц широко распространён в сельских регионах Индии, когда молодые женщины и девочки из касты парий посвящаются богам, что в реальности означает принужденную проституцию и социальную деградацию.
Но всему приходит конец. За несколько лет работы в рамках национальной кампании по защите прав париев произошли важные изменения. Во-первых, сотрудничество кампании с зарубежными неправительственными организациями оказало дополнительное давление на правительство Индии. Делаются некоторые попытки улучшить условия труда париев. Доклад организации Хьюман Райтс Вотч "Сломанные люди" показал очевидное: социальные традиции и государственное бессилие непосредственно связаны друг с другом. Проведенные вслед за этим докладом уже официальные исследования правительства Индии привели к похожему заключению: пришлось признать, что парии, несмотря на конституционный запрет каст, подвергаются дискриминации и остаются на дне социума.
Во-вторых, борьба с кастовой дискриминацией вышла за пределы Индии. Подобная система каст существует и в других странах восточной Азии. Только в Непале около 20% населения принадлежат к касте парий. Хочется надеяться, что общенациональная кампания Индии в защиту прав париев продолжит свою работу и рано или поздно социальная справедливость победит дискриминацию, эксплуатацию и жестокость, порожденные не до конца уничтоженной системой каст в Индии. Только в этом случае Индия с гордостью сможет называть себя самой большой демократией в мире.

Назад Вперед