Назад Вперед

Творить красоту наперекор хаосу


Косум Курбанов 


Рамзан, хотя он еще довольно молод, является одним из немногих чеченских художников, чьи работы экспонировались на всероссийских и международных выставках. Самые именитые художники страны отмечают талант молодого чеченского художника. Особенно высоко оценивают его акварельные работы. Немало картин он написал и в России, на академической даче им. И.Репина в Вышнем Волочке Тверской области.

 Рамзан ИЖАЕВ родился 5 ноября 1971 года в высокогорном селении Шатой, ЧИАССР. С отличием окончил художественную шлолу №1 г.Грозного. По окончании школы окончил СПТУ №9, отделение художников-оформителей. В 1990 году поступил в ЧГПИ. Дипломную работу написал на тему «Грозный-95. Разбитый город». По окончании работал там же преподавателем на художественно-графическом отделении. Ныне Рамзан является сотрудником Чеченского Объединенного Музея в отделе Изобразительных искусств.

ЗА РАБОТОЙ этого удивительного мастера можно следить хоть целый день — не соскучишься. Он рисует, а наблюдатель словно бы смотрит увлекательный художественный фильм, финал которого непредсказуем. Казалось бы, картина уже завершена: вот она, гора, ты будто уже ощущаешь аромат горного воздуха, обжигающий холод бурного ручья, вкус дикой груши. Но еще несколько взмахов кисти, и пейзаж меняется почти до неузнаваемости!
До самого последнего мазка здесь развивается своеобразная интрига. Даже загадочность какая-то в его работе...
Рамзан Ижаев с детских лет полюбил и город, где рос, и горы, где был рожден. Рисованием увлекся рано. С годами талант развился, приобреталось и мастерство. Сегодня Рамзан уже состоявшийся художник. Любители живописи узнают его картины. Ему подвластны разные стили. Сам художник считает, что его манера родственна творчеству импрессионистов. Рамзан также увлекается эзотерикой, в его коллекции немало картин на эту тему.
Во время военных действий 1994-1996 годов сгорела большая часть его работ. Это был жестокий удар. Война разрушила многие планы и мечты Рам-зана, как и сам город, и дом, где он их лелеял. Но художник не сломался — даже посреди этого разрушительного хаоса им владело желание жить и творить.
Летом 1995 года, когда Грозный, словно избитый до полусмерти человек, еще только приходил в сознание, Рамзан уже вышел рисовать. Перед ним был город-призрак. Его мрачные руины наводили ужас. На их фоне человек с кистью в руках, создающий картину, производил на людей, как мирных, так и военных, впечатление, какого словами не передать. Слезы наворачивались даже у тех, кто, казалось, уже выплакал их все. Он как будто явился из другого мира — не обращая никакого вниманя на проезжающие БТРы и колонны машин, продолжал творить.
Теперь эти картины, запечатлевшие разрушенный Грозный, особенно дороги сердцу их создателя. Показывая их, он про каждую рассказывает, как она писалась, что пришлось пережить ради этого. Наверное, у каждого художника есть произведения выстраданные и потому, может быть, самые дорогие. Цикл картин «Разбитый город», написанных в годы первой войны, — сам по себе уже история Грозного, здесь видишь много того, чего уже никогда не вернуть: кинотеатр «Космос», «Аракеловский Магазин», грозненский «небоскреб-шестнадцатиэтажка»... Эти картины дышат необъятной любовью и тоской о своем прежнем, невозвратном городе.
Рамзан часто выезжает в горы, чтобы писать пейзажи с натуры в Майстинском ущелье, в Харачое, Ха-чиройе, на горе Солнечной. Желание вернуться туда, дотронуться до холодных камней многовековых башен и склепов, ощутить бархат черного неба, вновь лицезреть мириады звезд, услышать шум бурной горной реки, по словам мастера, не покидает его, где бы он ни был.
В 2003 году Рамзан участвовал в зональной выставке Южного Федерального округа, проходившей в Краснодаре. Две его картины «Майстой Берд» и «Селение Пого» получили там всеобщее признание.
Рамзан, хотя он еще довольно молод, является одним из немногих чеченских художников, чьи работы экспонировались на всероссийских и международных выставках. Самые именитые художники страны отмечают талант молодого чеченского художника. Особенно высоко оценивают его акварельные работы. Немало картин он написал и в России, на академической даче им. И.Репина в Вышнем Волочке Тверской области.
Здесь природа красива по-своему: река тиха и как будто не движется, туманы — синие, дали — необъятные, застенчивые березки... Так он говорит. Небо завораживает, окутывает своей тишиной. А в горах воздух прозрачен, реки — бурные, с высоты низвергающие свои потоки... Красота многолика, но во всех обличиях она дорога мастеру. Дома или вдали, где бы он ни находился, Рамзан творит. Работает в разное время суток, подолгу, не останавливаясь. Дерево, что видно из окна его квартиры, и то запечатлено им многократно, причем каждый этюд поэтичен и своеобразен по-своему.
Стоит отметить, что и супруга Рамзана Зарета Муртазалиева — профессиональный живописец-график. А яркими рисунками их дочери — пятилетней Марьям увешаны все стены небольшой комнатушки Рамзана. Да, весьма небольшой: сегодня у него нет не только творческой мастерской, но и самых элементарных условий для работы. Он проживает в полуразрушенном войной доме, творя наперекор послевоенному хаосу — красоту. Его картины уже хранятся в частных коллекциях как в России, так и многих зарубежных странах. А в июне в Доме Национальностей Москвы прошла выставка его работ и произведений его учителя Бориса Георгиевича Радченко.
Великий мусульманский поэт-философ и суфий Джелаладдин Руми (Мевлана) сказал: «Каждому дано отличить милость от гнева, будь он мудр, невежественен или испорчен. Но милость, таящуюся внутри гнева, либо гнев, спрятанный в сердцевине милости, распознает лишь тот, чье сердце содержит духовный стержень». Мне, знающему Рамзана как художника и как человека, кажется, что эти слова будто про него сказаны. К тому же ему дано умение прозревать красоту даже там, где, казалось бы, ее вовсе нет. Наверное, именно в этом суть его таланта.