Назад Вперед

Решат ли нашу судьбу без нас?

 Зуриет Жаде 
кандидат
политических наук,
доцент,
зав. кафедрой теории
государства
и права и политологии ЛГУ
Майкоп

Население особенно будоражит вопрос, войдет ли республика в состав Краснодарского края. При этом в регионе участились проявления ксенофобии, шовинизма и фашизма, других видов экстремизма, которые начинают угрожать общественному согласию. Исходит все это в первую очередь от руководства «Союза славян Адыгеи», откровенно разжигающего антиадыгские настроения, унижая национальное достоинство коренного народа.

В СОВРЕМЕННОЙ России, государстве, сложном по этнокультурному и конфессиональному составу, ныне формируется понятие «мы, россияне». Это проблема, и не простая. В ее решении важно, на мой взгляд, обозначить две стороны. Во-первых, чтобы это понятие стало реальностью нашей жизни, государство обязано защищать интересы своих людей, этих самых россиян, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности. Во-вторых, на уровне научных, общественных и политических организаций важно выработать концепцию объединяющего образа россиянина, выявить его ценностный потенциал, понятный для всех граждан страны.
Эта проблема связана с сохранением единства России и осмыслением его смысла на уровне российских регионов, в числе которых и Республика Адыгея, более 450 тысяч жителей которой составляют уникальное даже для такой страны как наша многообразие этносов, конфессий, культур, языков. В процессе совместного проживания и сотрудничества эти народы научились понимать друг другу, доверять и помогать. Надо ли говорить, сколь высока социокультурная ценность такого опыта в нынешних условитях?
В Адыгее насчитывается более ста этнических групп, среди которых 300,4 тысячи человек — русские (67,5%), 108,2 тысячи — адыгейцы (24,3%). Среди других народностей наиболее многочисленны армяне (14,1 тысяч — 3,1%), украинцы (13,4 тысяч — 3%),татары (З тысячи — 0,67%). Эти условия способствовали формированию особого типа нравственно-этической системы, в которую органично интегрировались и этнокультурный феномен «адыгэ хабзэ», и богатая славянская культурная традиция.
К сожалению, сегодня и здесь создаются подчас опасные ситуации, растет напряженность. Нездоровая политическая атмосфера подогревается некоторыми политиками, настраивающими один народ против другого. Жизнь в республике стала нервной, особенно в последнее время.
Население особенно будоражит вопрос, войдет ли республика в состав Краснодарского края. При этом в регионе участились проявления ксенофобии, шовинизма и фашизма, других видов экстремизма, которые начинают угрожать общественному согласию. Исходит все это в первую очередь от руководства «Союза славян Адыгеи», откровенно разжигающего антиадыгские настроения, унижая национальное достоинство коренного народа. При этом агрессивно пропагандируется идея объединения Краснодарского края и Адыгеи. Несмотря на противодействие общественности республики, на протесты, направленные в разные инстанции, данные силы провели под своими лозунгами избирательную кампанию в Госсовет — Хасэ Адыгеи и в настоящее время, получив депутатские мандаты, готовятся реализовать свои планы.
И хотя уже на самом высоком уровне, из уст президента Путина прозвучали слова о том, что у федерального центра нет намерения изменить статус Адыгеи, жителей не оставляет тревога за судьбу республики. Именно поэтому 21 мая (день 142-й годовщины окончания Кавказской войны) в Майкопе прошел Чрезвычайный Съезд Адыгского Народа.

На форуме принято Обращение адыгского народа к жителям Адыгеи, где говорится, что «ликвидация Республики Адыгея в любой форме явится огромным и непоправимым откатом назад в построении демократического федеративного Российского государства, а любые попытки лишения адыгского народа государственной системы — гаранта его прав на этническое сохранение и развитие — являются недопустимыми».
Участники съезда были единодушны в том, что нынешний относительно прочный мир в западной части Северного Кавказа может оказаться под угрозой, если федеральные власти будут продолжать настаивать на объединении Адыгеи и Краснодарского края. «Берегите сакли черкесов, — напомнил один из участников съезда высказывание бывшего краснодарского губернатора Николая Кондратенко. — Если сакли черкесов загорятся, худо будет всем».
Съезд, проведенный совместно общественным движением «Адыгэ хасэ» и Черкесским конгрессом, принял резолюцию, в которой «политика губернизации» на многонациональном Северном Кавказе объявлена несостоятельной. «Пока один адыг будет жить на этой земле, Республика Адыгея должна быть сохранена», — сказал один из участников съезда. Съезд решил, что изменение статуса Адыгеи — право адыгского народа. То есть, если референдум по этому вопросу все же произойдет, то участвовать в нем должны только этнические адыги. Если же федеральные, окружные или краснодарские власти добьются проведения всеобщего голосования, то адыги участвовать в нем не будут и его не признают.
Механическое большинство не имеет права решать судьбу народа, живущего на этой территории испокон веку. Участники съезда полагают, что в этом случае может сработать механизм, который попросту взорвет межэтнический мир на западе Северного Кавказа.
Важно отметить, что Адыгея остается также «историческим очагом» для многомиллионной черкесской диаспоры, образовавшейся в Турции и некоторых странах Ближнего Востока после массового выселения черкесов, предпринятого правительством императорской России после окончания Кавказской войны.
Народ Адыгеи не претендует на доминирующее положение. Он лишь хочет паритетного представительства в парламенте и органах власти, надеясь, что оно обеспечит равенство возможностей и ни одна из сторон не сможет отстаивать свои интересы посредством силового давления в ущерб интересам других. А коль скоро все народы имеют право на самоопределение, недостаточная политическая, экономическая и социальная база субъекта права не должна использоваться как предлог для изменения, а точнее, упразднения его политического статуса.
В Адыгее есть проблемы национально-культурного развития, которые необходимо решать уже сейчас. Жители республики считают, что они заслуживают поддержки со стороны государства. Ссылки на отсутствие финансов, сложное социально-экономическое положение в стране, на их взгляд, выглядят не совсем убедительными. Ведь в конечном счете речь идет о целостности и единстве многонациональной России. Это зависит от того, как народы чувствуют себя в нашем общем доме. Благотворно все, что способствует диалогу между ними, а не гибельному отчуждению. Это вопрос выживания.