Назад Вперед

ОБЪЕКТИВНОСТЬ - ДОЛГ СУДЬИ

 Беседовала Малика БЕТИЕВА

В канун Нового 2009 года в доме Ахмадовых, жителей села Гойты Урус-Мартановского района, раздался телефонный звонок. На другом конце провода прозвучало долгожданное для этой семьи сообщение: «Хизара освободили!» Новость эта тут же разлетелась по родным, друзьям, знакомым и сокурсникам Хизара. Позвонили и в грозненский корпункт «Доша». Новость эта нас воодушевила, ведь не так часто российская судебная система выносит оправдательные приговоры в делах, где фигурируют чеченцы. К тому же мы писали об этом процессе (N 34, 2008 г. «Правосудие по-новочеркасски»), отслеживали его ход. И нам было приятно разделить с Хизаром и его семьей радость по случаю его освобождения. После новогодних праздников мы встретились с ним. - Хизар, от себя и от лица всех наших читателей поздравляем тебя с оправдательным приговором. - Сказать честно, я не очень-то рассчитывал, что суд будет объективным. Тот факт, что в ходе предварительных слушаний поменяли двух судей (судья Махотенко была отстранена от дела по решению судебной коллегии Ростовского областного суда, а судья Чернова взяла самоотвод), не предвещал ничего хорошего. Потом я узнал, что дело мое передали судье Щербакову. Мне эта фамилия на тот момент ни о чем не говорила, но когда сокамерники узнали, что судебный процесс по моему делу будет вести именно этот судья, они сказали, что мне очень повезло. Как выяснилось, у Щербакова репутация честного и объективного законника. Почти каждый заключенный мечтает, чтобы его дело слушалось под председательством этого судьи.

-Как долго длился процесс?
-С момента, как председательствующим на суде был объявлен Щербаков, состоялось семь слушаний. Первое - 27 ноября, последнее - 26 декабря 2008 года. Судья столь скрупулезно докапывался до мельчайших деталей, что можно было только удивляться его дотошности. Фактически он проделывал ту работу, которую должны были выполнить следователи еще на стадии расследования. Щербаков устраивал свидетелям перекрестные допросы, тем самым выявляя несоответствия в их показаниях. А один из основных свидетелей по данному делу А.С.Майоров настолько запутался в своих показаниях, что даже на суде неоднократно их менял, выдавая свои странные демарши за уточнения. «Суд приходит к выводу, что показания свидетелей Майорова А.С., Рассказова Г.А., Бахтиева Т.Ш. и Терехина М.С. не могут быть положены в основу обвинительного приговора, так как они ложны, противоречивы и непоследовательны», - напишет в своем оправдательном приговоре судья Щербаков. В ходе слушаний вообще выяснилось множество неточностей, и все это было учтено при вынесении приговора.

-Какова была твоя первая реакция, когда судья провозгласил, что ты невиновен?
- Мне казалось, что оправдательный приговор выносят кому-то другому. Это было настолько неожиданно! Ведь все то время, пока шли заседания, я ни разу ни в голосе, ни во взгляде судьи Щербакова не уловил ни тени какого-либо снисхождения ко мне. Был даже момент, когда я решил: ну, все, меня непременно засудят. Только гадал, какой срок дадут. А вышло все наоборот. Приятно осознавать, что в судейской системе есть люди, которые еще не забыли, что объективность - долг судьи.
-Сторона обвинения, насколько я знаю, уже обжаловала в кассационном порядке решение суда.
-В последних числах января я по почте получил кассационное представление на оправдательный приговор Новочеркасского горсуда от 26 декабря 2008 года. Адвокат уже подготовил соответствующие бумаги. Поживем - увидим, чем это кончится.

Фото С.-Х. ЦАРНАЕВА
Назад Вперед