Назад Вперед

МЕЖСЕЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ


 Али МАГОМЕДОВ

В обширной редакционной почте журнала «ДОШ» немало интересной информации, но та, о которой пойдет речь, нас особенно заинтересовала. И не просто заинтересовала, а заставила задуматься. Поразмышляем вместе с тобой, дорогой читатель. Но прежде краткий исторический экскурс. В ряд репрессированных народов попали также и балкарцы – один из титульных государствообразующих народов Кабардино-Балкарской АССР. Объединение двух издревле соседствующих народов Северного Кавказа – кабардинцев и балкарцев - состоялось на паритетных началах уже в 20-е годы. Каждый из них вложил в «общее хозяйство» республики свою территориальную долю. Кабардинцы – просторные пашни и долины у подножья Кавказского хребта, балкарцы - горы с их теснинами, малодоступными ущельями и вершинами. Оба народа издавна гармонично дополняли друг друга, не мешая естественному развитию своих этнических культур.

8 марта 1944 года балкарцев подвергли тотальной высылке в Среднюю Азию. Их территория была поделена между Грузией и Кабардой. В 1958 году государственность балкарцев была восстановлена, вновь на карте СССР появилась Кабардино-Балкарская республика. Этническая территория балкарцев была возвращена Грузией в РСФСР, в Кабардино-Балкарскую АССР. Но полтора десятилетия жизни без балкарцев многие их территории оказались заняты соседями. И даже после возвращения из ссылки балкарцев, продолжилась долгая, потаенная, декорированная под законность интрига по присвоению балкарских гор. Возник термин «межселенные территории», применяемый исключительно к исторической балкарской земле, за ним стояло целенаправленное притеснение этноса-хозяина, ограничение его расселения, запрет проживания на дедовских землях. Балкарцев оттесняли от освоения открытых богатств.
 Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и затем закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 года с последующими постановлениями Верховного Совета СССР, РСФСР, РФ, в которых четко сформулированы положения о территориальных правах репрессированных народов, в том числе балкарского. Однако с присвоением чужой этнической территории не только не было покончено, но интригу, затеянную с этой целью, продолжали развивать и усложнять. Специально ради этого возникло множество якобы общественных националистических организаций, развязавших борьбу с «незаконными претензиями на права» репрессированных народов, не брезгуя их шельмованием, прямой клеветой, реанимацией сталинско-бериевских обвинений и т.п. Налицо целенаправленное искусственное раскручивание межнациональных конфликтов, чреватое непредсказуемыми последствиями.
Широко известен подобный якобы межнациональный, а по существу территориальный конфликт между осетинами и репрессированными ингушами: реабилитированным ингушам так же не вернули их коренную территорию, а ингуши не могут жить без нее, как, к примеру, грузины без Тбилиси, украинцы без Киева, а русские без Москвы... Но это конфликт двух республик – Северной Осетии и Ингушетии. А что же такое творится в единой Кабардино-Балкарии? Почему притесняется один из титульных народов этой республики?
Совет старейшин балкарского народа вынужден был направить обстоятельное заявление-протест о нарушении территориальных прав балкарцев председателю парламента КБР Бечелову И.Б., Прокурору КБР Жарикову О.О., копию заявления генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я. за 50 подписями депутатов Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской федерации.
Люди здесь еще не оставляют надежду, что в Москве, в Кремле обратят внимание на неоспоримый факт - ситуация, сложившаяся в Кабардино-Балкарской республике, не имеет ничего общего с равноправным сосуществованием двух титульных народов. Конфликты подобного рода не только сами по себе недопустимы с точки зрения законности и нравственности, но и таят серьезную опасность для Российской Федерации в целом.

 

 

 

 

Назад Вперед