Назад Вперед

ЗА ОТСУТСТВИЕМ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ…
В Москве прошёл пикет в память мирных жителей, зверски убитых при «зачистке» в Новых Алдах 5 февраля 2000 года. Пикет вылился в акцию протеста против замалчивания официальными властями военных преступлений российской армии. Собравшиеся требовали наказать виновных в массовом убийстве, совершённом в пригороде Грозного восемь лет назад.  То злодеяние стало предметом разбирательства и в Страсбурге: Европейский суд по правам человека рассмотрел в сентябре 2007 года дело «Мусаев и другие против России» - пятеро жителей Чечни обвинили федеральные власти в чудовищной расправе над жителями поселка Новые Алды 5 февраля 2000 года.
Истцы, потерявшие в тот страшный день одиннадцать своих родственников, утверждают, что люди в форме ОМОНа ни за что ни про что истребляли мирных жителей, в том числе стариков, женщин и детей. А еще - грабили, поджигали, насиловали.
Что же случилось?
Сначала - это было 4 февраля 2000 года - в Новые Алды вошло подразделение федеральных войск. Военнослужащие провели предварительную проверку паспортного режима в поселке. Примечательно, что они предупреждали жителей об опасности следующей, завтрашней «зачистки». Но люди не поверили, они не могли представить, какой кошмар ждет их на следующий день.

Из показаний Асет Чадаевой, 1967 года рождения, медсестры:
«...Мы с братом вышли на улицу и снова услышали дикие крики: это наша соседка Румиса привела пострадавшую -- девятилетнюю Лейлу, дочь Кайпы, беженки из села Джалка... Когда я кончила оказывать ей помощь, солдаты уже ушли с нашей улицы. Я побежала во двор Сугаипова - там лежала Кайпа в луже крови, от которой на морозе еще пар шел... Я пыталась поднять ее, но тело разваливалось, кусок черепа отвалился - наверное, очередь из ручного пулемета так ее искромсала... Рядом во дворе лежали двое мужчин, у обоих громадные дырки в голове, видимо, в упор стреляли. Дом уже горел, задние комнаты занялись, в одной из них, охваченный пламенем, лежал Авалу. Похоже, его облили какой-то горючей жидкостью и подожгли. Потом я увидела Магомеда Гайтаева, инвалида - он в молодости в аварию попал, у него носа не было, и он носил специальные очки. Он валялся с простреленной головой и грудью, а эти очки висели на заборе. Российские солдаты добивали моих больных, раненых мирных людей, стариков и женщин. ...Лему Ахтаева (1968 г.р.) и другого моего соседа Ису Ахматова (1950 г.р.) сожгли. Мы нашли потом их кости, собрали в кастрюлю. ...Был сожжен также Шамхан Байгираев, его забрали из дома. Братьев Идиговых заставили спуститься в подвал и забросали гранатами - один остался в живых, другого разорвало на куски. Я видела старого Гулу Хайдаева, он лежал на улице в луже крови. И восьмидесятилетнюю Ракият Ахматову убили ОМОНовцы  - сначала ранили, потом упавшую добили. Она кричала: «Не стреляйте!»
Из показаний Марины Исраиловой:
«... На улице Маташа Мазаева в доме № 158 оставались два брата пенсионного возраста, Магомадовы - Абдула и Салман. Они были заживо сожжены в своем доме. Только через несколько дней после огромных усилий мы нашли их останки. Они уместились в полиэтиленовый пакет...»
Из показаний Малики Лабазановой:
«...Первый убитый, которого я увидела, был Айнди Азуев, старик 80 лет, во время обстрелов мы с ним в одном подвале укрывались. В нескольких метрах от него, у калитки, лежала Кока Бисултанова, молодая еще женщина. Чуть дальше - Аймани Гадаева и пятидесятилетний Альви Хаджимурадов».
Всего во время «зачистки» было убито пятьдесят мужчин и шесть женщин, одна из которых погибла на девятом месяце беременности, и годовалый ребенок.
9 февраля жители поселка Новые Алды сделали видеозапись, на которой запечатлены тела убитых и рассказы выживших, но лишь через полтора месяца эти кадры были показаны по европейским телевизионным каналам.
В связи с поданными населением поселка жалобами на многочисленные злодеяния, совершенные в ходе «зачистки», военная прокуратура Северо-Кавказского военного округа в феврале - начале марта провела проверку поступившей информации, а 3 марта вынесла постановление об отказе в возбуждении уголовного дела:
«..Установлено, что военнослужащие частей МО и МВД РФ, поднадзорных органам военной прокуратуры, в указанные дни в н.п. Алды боевых действий не вели, проверки паспортного режима не проводили, в связи с чем 3 марта 2000 г. в отношении них вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п.2 ст.5 УПК РСФСР за отсутствием в их действиях состава преступления».
Правительство РФ, со своей стороны не отрицая проведение «спецоперации» в Новых Алдах ОМОНом ГУВД Санкт-Петербурга и Рязанской области, при этом с ошеломляющим цинизмом утверждает, что их участие в убийствах новоалдинцев не доказано.
Предоставить Европейскому суду копии материалов уголовного дела правительство России отказалось, ссылаясь на его секретность. Еще бы! Те, кто замешан в преступлениях, всегда чрезвычайно пекутся о том, чтобы тайное не стало явным.

 Однако подобная позиция власти приводит к выводам, что бесчинства военнослужащих и силовых структур негласно санкционируются ею же самой. Ведь с такими спецслужбами, неустрашимыми перед лицом беззащитного населения, да при такой секретности можно опасаться всего, чего угодно...

А что же Европейский суд? Хотя бы он не стал отрицать очевидного и признал Россию виновной в военных преступлениях против мирных граждан. Да, независимый суд считает, что Россия несет ответственность за гибель родственников заявителей, убитых федеральными военнослужащими.

***
При подготовке статьи использованы материалы доклада «Преднамеренные преступления против мирного населения»
ПЦ «Мемориал».

Фото с сайта www. voinenet.ru