Назад Вперед

Международный Комитет Красного Креста 15 лет в России
 Глава Региональной делегации Международного Комитета Красного Креста в РФ господин Франсуа Беллон на встрече с журналистами в Москве представил позиции и план действий МККК в Российской Федерации на 2007 г.
 ДОСЬЕ
Франсуа Беллон — гражданин Швейцарии, ро­дился 27 февраля 1958 года в Лозанне (Швейцария). Закончил юридический факультет Лозаннского уни­верситета и курсы при университете «Комплутенсе» в Мадриде по специальности «Управление конфлик­тами и реагирование на чрезвычайные ситуации». С 1984 года работает в Международном Комите­те Красного Креста (МККК). В качестве делегата МККК работал в Ливане, Ираке, Пакистане. Шри-Лан­ке, Азербайджане, Молдове, Боснии и Герцеговине, работал на разных должностях в штаб-квартире МККК в Женеве. Имеет большой управленческий опыт — являлся главой делегаций МККК в Федера­тивной Республике Югославии, Грузии, Израиле. С июля 2006 года руководит делегацией МККК в Рос­сийской Федерации. 
В ЭТОМ году исполнится 15 лет с тех пор, как в Москве работает делегация МККК в Москве: ее деятельность началась 24 июня 1992 года. Я упоминаю об этом, чтобы под­черкнуть: наша делегация была здесь признана нуж­ной еще до обострения проблем в Чечне и на Север­ном Кавказе в целом. Ныне наша деятельность, разу­меется, во многом связана с обстановкой в Чечне, а также в Дагестане, Ингушетии. Кроме того, и здесь, в Москве, мы заняты работой по ряду направлений, никак не связанных с Северным Кавказом. Что до Северокавказского региона, хотя ежеднев­но приходят сообщения о совершаемых там актах на­силия, все же в последнее время мы замечаем, что на­метилась определенная стабилизация, и считаем не­обходимым адаптировать наши программы к проис­ходящим изменениям. С 2001 по 2005 год мы осуще­ствляли в этом регионе очень крупную операцию по оказанию экстренной помощи продовольствием. Со второй половины прошлого года начали переход от экстренного снабжения самым необходимым к бо­лее долгосрочным восстановительным мероприяти­ям. Полное свертывание продовольственной помощи не планируется, она еще необходима уже сравнитель­но небольшому количеству социально незащищен­ных жителей края, однако акцент будет перенесен на проекты, которые позволят этим людям зарабатывать себе на жизнь, в частности, мелкой торговлей или другими видами деятельности. Мы хотели бы поло­жить конец угнетающей зависимости людей от по­сторонней помощи.
Для иллюстрации: в первом полугодии прошлого года мы предоставляли такую помощь более чем 60 тысячам граждан в этих трех республиках. И в на­чале текущего года планировали оказать ее примерно 30 тысячам, теперь же по результатам интенсивного мониторинга смогли еще уменьшить эту цифру, по­скольку не без успеха стараемся все больше людей из таких категорий привлекать к проектам, которые по­зволят им самим обеспечивать себя.
Продолжая оказывать помощь различным меди­цинским учреждениям, мы и здесь видим определенные усилия государственных органов, направленные на восстановление таких учреждений. Прежде всего это касается Чечни, где число медучреждений, нуж­давшихся в нашей поддержке, сократилось с 10 до 7. Будем продолжать помощь в обеспечении населения чистой питьевой водой — это пока необходимо.
Нельзя не упомянуть и о проблеме мин. Мы преду­преждаем жителей о минной опасности: обозначаем на местности опасные участки, оборудуем в населен­ных пунктах площадки для детских игр, заботимся о том, чтобы гражданское население, а дети в первую очередь, знали, как им избежать этой угрозы. Мы под­держиваем контакты по данному вопросу как на рес­публиканском уровне, так и на федеральном. В апре­ле прошлого года мы даже поднимали этот вопрос на нашей встрече с премьер-министром Рамзаном Ка­дыровым. Но мы не хотели бы сами заниматься раз­минированием, поскольку это напрямую связано с безопасностью, страна, у которой возникает пробле­ма мин, сама решает, что ей делать — то ли размини­ровать, то ли оставить все как есть. В России этот воп­рос состоит в ведении Министерства обороны. Но мы считаем чрезвычайно важным, чтобы минные поля были четко обозначены на местности. Население должно видеть, где они находятся, и знать, какие мес­та опасны для него.
Еще одна немаловажная сторона нашей работы состояла в том, что с 2002-го по 2004 год мы посеща­ли лиц, лишенных свободы в связи с конфликтом и событиями в Чечне и соседних республиках. Однако в 2004-м мы вынуждены были приостановить эту дея­тельность из-за невозможности соблюдения наших критериев посещения таких задержанных. В 2005-м и 2006 годах мы неоднократно обращались к высшим представителям органов власти РФ по этому вопросу. Органы российской власти в принципе не против, чтобы мы посещали заключенных, однако соблюсти ряд важных для нас условий оказалось невозможным, хотя на этих условиях мы работаем везде — во всем мире.
Таким образом, мы, к сожалению, пока волей-не­волей пришли к выводу, что не можем принять те ус­ловия, которые предлагают нам российские власти. Одно из их требований состоит в том, что на посе­щение лица, в отношении которого ведется расследование, необходимо получить разрешение от про­куратуры, что является требованием российского законодательства. Это же требование существует в законодательствах ряда других стран. Но наши кри­терии в силу своей специфики требуют, чтобы нам было разрешено немедленно посещать любого взя­того под стражу человека, не дожидаясь ничьей санкции. Именно так делалось с 2002-го по 2004 год, то же практикуется в большинстве стран мира, где мы работаем. Летом прошлого года президент Меж­дународного Комитета Красного Креста направил письмо президенту Российской Федерации, и в авгу­сте получил ответ, в котором подтверждалась пози­ция РФ: к посещению заключенных лиц представи­тели МККК могут допускаться только в рамках, уста­новленных законодательством РФ. А я здесь еще раз вынужден подчеркнуть, что мы теперь не можем не осуществлять нашу миссию при таких ограничени­ях, но и придти с российскими властями к соглаше­нию относительно условий посещения задержан­ных. И я не нахожу ответа на вопрос, почему эти ус­ловия изменились в 2004-м году. Однако мы тем не менее находим способ облегчать семьям заключен­ных посещение своих родных: оплачиваем им по­ездки в места лишения свободы, которые находятся в различных регионах России. Мы также напомина­ем властям России о необходимости ставить граж­дан в известность о том, что их родственники были задержаны.
 СПРАВКА
Общий бюджет МККК на 2007 год составляет около 675 млн. долларов. Более 23 млн. из этой суммы выделено на деятельность Комитета в РФ, таким образом, Россия зани­мает седьмое место по оказываемой помощи. Ее опережают Африка, Судан, Палестина, Израиль, Ирак и Афганистан.