Международный Комитет Красного Креста 15 лет в России
Глава Региональной делегации Международного Комитета Красного Креста в РФ господин Франсуа Беллон на встрече с журналистами в Москве представил позиции и план действий МККК в Российской Федерации на 2007 г.
ДОСЬЕ |
Франсуа Беллон — гражданин Швейцарии, родился 27 февраля 1958 года в Лозанне (Швейцария). Закончил юридический факультет Лозаннского университета и курсы при университете «Комплутенсе» в Мадриде по специальности «Управление конфликтами и реагирование на чрезвычайные ситуации». С 1984 года работает в Международном Комитете Красного Креста (МККК). В качестве делегата МККК работал в Ливане, Ираке, Пакистане. Шри-Ланке, Азербайджане, Молдове, Боснии и Герцеговине, работал на разных должностях в штаб-квартире МККК в Женеве. Имеет большой управленческий опыт — являлся главой делегаций МККК в Федеративной Республике Югославии, Грузии, Израиле. С июля 2006 года руководит делегацией МККК в Российской Федерации. |
В ЭТОМ году исполнится 15 лет с тех пор, как в Москве работает делегация МККК в Москве: ее деятельность началась 24 июня 1992 года. Я упоминаю об этом, чтобы подчеркнуть: наша делегация была здесь признана нужной еще до обострения проблем в Чечне и на Северном Кавказе в целом. Ныне наша деятельность, разумеется, во многом связана с обстановкой в Чечне, а также в Дагестане, Ингушетии. Кроме того, и здесь, в Москве, мы заняты работой по ряду направлений, никак не связанных с Северным Кавказом. Что до Северокавказского региона, хотя ежедневно приходят сообщения о совершаемых там актах насилия, все же в последнее время мы замечаем, что наметилась определенная стабилизация, и считаем необходимым адаптировать наши программы к происходящим изменениям. С 2001 по 2005 год мы осуществляли в этом регионе очень крупную операцию по оказанию экстренной помощи продовольствием. Со второй половины прошлого года начали переход от экстренного снабжения самым необходимым к более долгосрочным восстановительным мероприятиям. Полное свертывание продовольственной помощи не планируется, она еще необходима уже сравнительно небольшому количеству социально незащищенных жителей края, однако акцент будет перенесен на проекты, которые позволят этим людям зарабатывать себе на жизнь, в частности, мелкой торговлей или другими видами деятельности. Мы хотели бы положить конец угнетающей зависимости людей от посторонней помощи.
Для иллюстрации: в первом полугодии прошлого года мы предоставляли такую помощь более чем 60 тысячам граждан в этих трех республиках. И в начале текущего года планировали оказать ее примерно 30 тысячам, теперь же по результатам интенсивного мониторинга смогли еще уменьшить эту цифру, поскольку не без успеха стараемся все больше людей из таких категорий привлекать к проектам, которые позволят им самим обеспечивать себя.
Продолжая оказывать помощь различным медицинским учреждениям, мы и здесь видим определенные усилия государственных органов, направленные на восстановление таких учреждений. Прежде всего это касается Чечни, где число медучреждений, нуждавшихся в нашей поддержке, сократилось с 10 до 7. Будем продолжать помощь в обеспечении населения чистой питьевой водой — это пока необходимо.
Нельзя не упомянуть и о проблеме мин. Мы предупреждаем жителей о минной опасности: обозначаем на местности опасные участки, оборудуем в населенных пунктах площадки для детских игр, заботимся о том, чтобы гражданское население, а дети в первую очередь, знали, как им избежать этой угрозы. Мы поддерживаем контакты по данному вопросу как на республиканском уровне, так и на федеральном. В апреле прошлого года мы даже поднимали этот вопрос на нашей встрече с премьер-министром Рамзаном Кадыровым. Но мы не хотели бы сами заниматься разминированием, поскольку это напрямую связано с безопасностью, страна, у которой возникает проблема мин, сама решает, что ей делать — то ли разминировать, то ли оставить все как есть. В России этот вопрос состоит в ведении Министерства обороны. Но мы считаем чрезвычайно важным, чтобы минные поля были четко обозначены на местности. Население должно видеть, где они находятся, и знать, какие места опасны для него.
Еще одна немаловажная сторона нашей работы состояла в том, что с 2002-го по 2004 год мы посещали лиц, лишенных свободы в связи с конфликтом и событиями в Чечне и соседних республиках. Однако в 2004-м мы вынуждены были приостановить эту деятельность из-за невозможности соблюдения наших критериев посещения таких задержанных. В 2005-м и 2006 годах мы неоднократно обращались к высшим представителям органов власти РФ по этому вопросу. Органы российской власти в принципе не против, чтобы мы посещали заключенных, однако соблюсти ряд важных для нас условий оказалось невозможным, хотя на этих условиях мы работаем везде — во всем мире.
Таким образом, мы, к сожалению, пока волей-неволей пришли к выводу, что не можем принять те условия, которые предлагают нам российские власти. Одно из их требований состоит в том, что на посещение лица, в отношении которого ведется расследование, необходимо получить разрешение от прокуратуры, что является требованием российского законодательства. Это же требование существует в законодательствах ряда других стран. Но наши критерии в силу своей специфики требуют, чтобы нам было разрешено немедленно посещать любого взятого под стражу человека, не дожидаясь ничьей санкции. Именно так делалось с 2002-го по 2004 год, то же практикуется в большинстве стран мира, где мы работаем. Летом прошлого года президент Международного Комитета Красного Креста направил письмо президенту Российской Федерации, и в августе получил ответ, в котором подтверждалась позиция РФ: к посещению заключенных лиц представители МККК могут допускаться только в рамках, установленных законодательством РФ. А я здесь еще раз вынужден подчеркнуть, что мы теперь не можем не осуществлять нашу миссию при таких ограничениях, но и придти с российскими властями к соглашению относительно условий посещения задержанных. И я не нахожу ответа на вопрос, почему эти условия изменились в 2004-м году. Однако мы тем не менее находим способ облегчать семьям заключенных посещение своих родных: оплачиваем им поездки в места лишения свободы, которые находятся в различных регионах России. Мы также напоминаем властям России о необходимости ставить граждан в известность о том, что их родственники были задержаны.
СПРАВКА |
Общий бюджет МККК на 2007 год составляет около 675 млн. долларов. Более 23 млн. из этой суммы выделено на деятельность Комитета в РФ, таким образом, Россия занимает седьмое место по оказываемой помощи. Ее опережают Африка, Судан, Палестина, Израиль, Ирак и Афганистан. |
|