Назад Вперед

ПРОКЛЯТЬЕ ПАЛАЧУ
История
Степан Кашурко
Президент центра по розыску и увековечению памяти павших
героев Великой Отечественной войны.





"Депортация", Султан Абаев

Эти жестокие слова ненависти, во веки веков отвергающей  прощение,  рвутся  из глубины души, стоит лишь открыть только что вышедший в свет объемистый сборник, включающий 605 "совершенно секретных" документов о сталинских репрессиях и депортациях народов. Сколько десятилетий их скрывали в спецхранах! Читая это, я, немолодой и, казалось бы, уже достаточно информированный человек, признаюсь, окончательно прозрел. Уверен, что и любой другой, даже самый черствый из наших видавших виды сограждан, проанализировав этот уникальный сборник архивных документов о злодеяниях Сталина, испытает то же чувство.
Стократно воспетый вождь был не тем, за кого себя выдавал. Не "отцом народов", а их палачом, душителем. Больше скажу: он был главным палачом ХХ века. В сравнении с ним такие кровавые изуверы как Пол Потт или Саддам Хусейн -лишь пигмеи, мелкотравчатые подражатели. Что до Гитлера, он Сталину и в подметки не годится. Фюрер хотя бы свой народ не уничтожал.
И разве не оскорбительно, что в ХХ1 веке непревзойденный убийца все еще погребен в самом сердце порабощенной им страны - на Красной площади в Москве?. А ведь его победоносный путь по справедливости должен был бы завершиться на скамье подсудимых, в международном трибунале вроде того, который в Нюрнберге приговорил главарей фашизма к повешению. А "обвинительным заключением" могли бы послужить документы из упомянутого выше сборника "Сталинские депортации 1923-1953".
Главного палача XX века надо не только осудить, пусть даже мертвого, дабы впредь неповадно было новым "отцам народа" подражать его кровавому бесчинству. Мало признать, что он не достоин столь почетного места упокоения - ему никакое не причитается! Вспомним, как он поступил с миллионами советских граждан, лишив их и жизни, и даже могил - последнего пристанища. По указанию Сталина уничтожаемых людей не хоронили - их закапывали, как скот, навалом, нигде не регистрируя, и заравнивали те ямы бульдозерами, чтобы никто и никогда не нашел их праха. До сих пор во всех концах нашей некогда безбрежной родины обнаруживаются безымянные захоронения. Иногда такие находки случались очень просто - кто-нибудь вдруг замечал, что из родной советской земли торчат скелеты. Вспоминаются строки
поэта Ивана Переверзина, который с бесхитростным, но оттого еще более горьким упреком обращается к стране, не сумевшей уберечь своих детей от сатанинского безумия:


О родина, не на погосте
В высоком граде иль селе -
Народа праведные кости
Разбросаны по всей земле.


Но даже на фоне чудовищных издевательств, которым Сталин подвергал все население страны, поражает насильственная поголовная депортация по национальному принципу, которой подверглись десять народов. Принято утверждать, будто советскую власть непозволительно сравнивать с фашистской, ведь у нас не было нацизма. А как иначе прикажете назвать эти преступления сталинского режима? Что до выселения чеченцев и ингушей, оно отличалось особой жестокостью. Чего только не вытворяли сталинские подручные из НКВД над ни в чем не повинными людьми! Неслыханными издевательствами палачи пытались сломить дух вайнахов. В двухосные товарные вагоны, рассчитанные на 30 заключенных, загоняли по 40-45 человек. Окна в этих неотапливаемых скотовозах забивали наглухо. Дышать было нечем: заточенных бедолаг вынуждали здесь же и оправляться. Ведра выдавались только для конвоя и в вагоны-изоляторы. Это тянулось неделями!
Многие, не выдержав унижений, пыток холодом и голодом умирали от разрывов кишечника и сердца. Мертвых выбрасывали прямо на шпалы. И как только эшелон трогался, на них набрасывались местные жители, вытряхивали тела из одеял и простыней, в которые они были завернуты, срывали одежду. Им никто не препятствовал, мол, пусть раздевают, это же трупы бандитов, предателей Родины. Но страшно представить, что творилось с вайнахами, когда, в ужасе прильнув к щелям вагонов увозящего их поезда-душегуба, они смотрели, как советские граждане, нищие колхозники, в помрачении своего убожества грабили их покойников.
После того, как поезд с переселенцами скрывался из вида, а жители, поделив добычу, расходились по домам, местные энкеведисты, матерясь, волокли трупы в наскоро открытые канавы и закапывали, никак не обозначая место погребения. Отчетов по этому поводу не составляли - не требовалось.
При изъятии мертвых из вагонов зачастую возникали стихийные конфликты. Убитые горем родственники тщетно умоляли конвойных разрешить им проститься с близкими. Если кто-то все же вырывался из вагона, людей, осыпая похабной бранью, штыками загоняли назад в затхлое стойло. И эшелон, как ни в чем
не бывало, продолжал наматывать километры. А конвойное начальство, составляя очередную справку "О ходе перевозок спецконтингента по состоянию на... (такой-то час, число, год)" писало: без происшествий. Тут смерть была в порядке вещей, она происшествием не считалась. Кстати, в таких справках запрещалось называть фамилии умерших, что позволяло чекистам убивать, кого вздумается. За жизнь горцев никто ответственности не нес.
Расскажу всего один случай, для примера. Подобных немало, но обычно жертвы оставались безымянными. На сей раз мы знаем хотя бы фамилию - Кадыев. Дело было на станции Яны-Курган Ташкентской железной дороги. Молодой, сильный чеченец, только что потерявший мать, не стерпев варварского обращения мародеров с мертвой, мощным рывком выломал из двери вагона запор и, спрыгнув на ходу, с покрывалом в руках бросился к уже раздетой "шакалами" матери. Рыдая, он стал снова укутывать ее холодное тело. А поезд набирал скорость, кому охота его останавливать? С наблюдательной площадки последнего вагона прогрохотала автоматная очередь. Могучий Кадыев рухнул на мертвую материнскую грудь, будто все еще пытаясь заслонить насмерть замученную женщину. Ну, а мародеры мигом раздели и отчаянного рыцаря-вайнаха, поплатившегося головой за свой порыв - уберечь любимую мать от посмертного надругательства...


Начальство же в справке на имя заместителя НКВД СССР Чернышева В.В. указало: " ...спецпереселенец Кадыев пытался бежать из эшелона. При задержании оказал сопротивление, вследствие чего было применено оружие. Кадыев был ранен и умер в больнице".
В какой именно больнице, где похоронен? Ответа не будет, потому что все ложь. Не было ни бегства, ни схватки безоружного парня с вооруженными до зубов карателями. Кадыев только пытался защитить достоинство бездыханной матери, да ведь и защитил! Причем не только ее. Он из тех, кто отстоял наперекор всему честь и достоинство мирных людей Чечено-Ингушетии. Оттого и тянет назвать его рыцарем. Кадыев герой, он ни в чем не уступит Александру Матросову, который бросился "на амбразуру дзота", защищая свою Родину. Но одного шумно прославляли, а другого по-тихому зарыли и постарались навсегда забыть.
Многие наверняка слышали от своих отцов и дедов о бедствиях и бесчинствах, подобных тому, о чем я здесь рассказываю. А не слышали, так, уж верно, читали чьи-нибудь воспоминания о сталинском времени. Знаю, найдутся желающие упрекнуть меня в том, что повторяю всем известное или даже сгущаю краски, "порочу наше прошлое". Тем и другим предлагаю обратиться к наконец опубликованным документам. Можно усомниться в точности слухов, устных и даже письменных рассказов, но документы - сухая материя, тут уж никакой субъективности: что написано пером, не вырубишь топором. Это страницы истории народа. Страшные страницы, но пусть они станут достоянием будущих поколений. Наши дети и внуки должны знать правду. Хотя бы затем, чтобы такое зло больше никогда не разгулялось на нашей земле. А еще -чтобы воздать должное и палачу Сталину с его чекистской сворой, и безвинно ими загубленным людям, и тем зачастую поныне безвестным героям, кто пытался отстаивать попранную человечность.