<< Листать журнал >>
ДОШ #6/2004

10 ЛЕТ С ПРАВОМ ПЕРЕСТРЕЛКИ
МОЖНО ЛИ БЫЛО НЕ ДОПУСТИТЬ ВОЙНУ В ЧЕЧНЕ?

Вячеслав Измайлов

В течение трех дней на телеканале НТВ демонстрировался фильм Алексея Поборцева "По ту сторону войны", войны в Чечне. Основной вопрос, разобраться в котором пытается автор: возможно ли было десять лет назад предотвратить эту войну? Ответы надо искать в монологах героев фильма, тех, кто в то время участвовал в принятии решений или выполнял волю власти.

Если вникнуть в откровения бывшего министра обороны Павла Грачева, картина получается примерно следующая.

Летом 1992 года он не сумел убедить президента Чечни Джохара Дудаева в необходимости вывоза всей боевой техники, оружия и боеприпасов с территории республики. Половину имевшегося там вооружения, по словам Грачева, пришлось оставить: это более ста легких учебных самолетов, в основном Л-39; около 50 современных танков, десятки тяжелых артиллерийских орудий и самоходных артиллерийских установок и не менее двух комплектов боеприпасов к ним, а также в огромном количестве мины, автоматы, пистолеты и т. д.

Есть, однако же, данные, что военные вывезли из Чечни значительно менее 50% всего вооружения.

Мог ли министр обороны России генерал Грачев вывезти все вооружение и технику из мятежной Чечни? Думаю, что нет. Дудаевцы этого не позволили, тут их задача облегчалась тем, что фактически заложниками этой ситуации в Чечне стали семьи командного состава местных гарнизонов, несколько тысяч женщин и детей. Они подвергались угрозам, были даже случаи похищений военнослужащих и их семей. Воинские части и полигоны пикетировали толпы сторонников Дудаева. Кроме того, в самих воинских частях проходили службу офицеры и прапорщики из местного населения, некоторые из них стали на сторону чеченского президента.

События в Чечне развивались столь стремительно, что федеральные власти потеряли контроль над ситуацией. В той обстановке, если бы на месте Грачева был кто-то другой из наших генералов, дело вряд ли могло бы обернуться иначе. Инициативой здесь полностью владели Дудаев и его сторонники, а также еще более радикальные и криминальные силы Чечни.

И сам Грачев, и другие герои фильма -- в частности, начальник управления охраны президента России Александр Коржаков -- заявляют, что главным инициатором силовой операции в Чечне был глава администрации Краснодарского края, а впоследствии министр по делам национальностей Николай Егоров. Возможно, это так, но ведь не он же один развязал войну. Сегодня легко все валить на Егорова: он умер семь лет назад от сердечного приступа, не дожив до пятидесяти лет.

Когда Грачев на Совете безопасности в конце ноября 1994 года вступил в спор с Ельциным, заявив о невозможности в недельный срок начать военную операцию в Чечне, и просил дать ему несколько месяцев -- до весны -- на подготовку армии, тогдашний премьер Виктор Черномырдин бросил фразу, что такой, мол, нерешительный и не владеющий ситуацией министр обороны нам не нужен.

Кстати, надобно отметить, что в фильме Поборцева, в своих сегодняшних заявлениях Павел Грачев выглядит, в отличие от периода 1994-1996 годов, вполне адекватным и даже вызывает определенные симпатии телезрителей.

О последней встрече Грачева с Дудаевым перед началом военных действий рассказано следующее.

Это произошло за два дня до начала операции федеральных войск в Чечне. Встреча состоялась в Ингушетии, в администрации президента республики Аушева. Охрана Грачева была разоружена охраной Дудаева. На встрече присутствовали также Яндарбиев, Масхадов, Басаев, Гелаев, Удугов.

Договориться не удавалось, и тогда по словам Грачева он пригласил Дудаева потолковать с глазу на глаз в кабинете вице-президента Ингушетии Бориса Агапова.

И здесь, оставшись наедине с собеседником, генерал Дудаев заявил генералу Грачеву (оба воевали в Афганистане, это их сближало), что, если даже они договорятся, их обоих вместе с грачевской охраной уничтожит компания, приехавшая с ним -- Басаев и прочие. То есть, если верить Грачеву, а не верить нет оснований, поскольку есть косвенные подтверждения из других источников, Дудаев хоть и был реальным лидером Чечни того периода, но при этом сам являлся заложником агрессивного и в значительной степени криминального окружения.

Поэтому нам никогда в точности не узнать -- остается только строить догадки, -- что же мог предложить Джохар Дудаев президенту России для сохранения мира. Как бы то ни было, после неудачной попытки захвата Грозного "чеченской оппозицией", за короткий период с 26 ноября до 11 декабря 1994 года, то есть до начала операции федеральных сил, Дудаев, по свидетельству Коржакова и руководителя президентской администрации Сергея Филатова, восемь раз через своих людей обращался к Ельцину с предложением о встрече. О чем он хотел договориться? На этот вопрос нет ответа, так как российский президент восьмикратно отверг такие переговоры.

Сам Филатов в фильме сообщает, что посланцы Дудаева выходили лично на него и заверяли от имени последнего: если встреча лидеров России и Чечни состоится, все проблемы будут решены мирно. Но в то же время ичкерийский президент с откровенной враждебностью высказывался в телеэфире о России и российской власти. И Филатов якобы именно поэтому счел невозможным допустить его встречу с Ельциным.

Получается, что окружение Ельцина и окружение Дудаева лишили их обоих возможности встретиться и договориться о мире, во всяком случае попытаться реализовать хоть какой-то шанс. С обеих сторон победили партии войны, из-за своих амбиций они ввергли народы Чечни и России в кровавую бойню, которая продолжается по сей день.

Своим фильмом Алексей Поборцев, который и сам как журналист прошел дорогами чеченской войны, все-таки говорит, что шанс сохранения мира был.

Посмотрев этот безусловно интересный фильм мне, видевшему столько крови и материнских слез на этой войне, хочется сказать, что возможность восстановления мира существует даже теперь. Мы и сегодня упускаем спасительный шанс. Может быть, нынешним политикам просто не хватает воображения увидеть на месте погибших на войне солдат своих детей. Или они уверены, что до них очередь не дойдет и чужого пушечного мяса в Чечне и России еще много.

 

 

От редакции: Факт приезда в Ингушетию с Дудаевым Яндарбиева, Масхадова, Удугова, Басаева и Гелаева и их присутствия на переговорах Дудаева с Грачевым, как говорил последний в фильме, многие источники опровергли.

<< Листать журнал >>