<< Листать журнал >>
ДОШ # 5/2004 > НОВАЯ КНИГА

ИЛЕСС СИГАУРИ:

СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ -

ЗАЛОГ СОХРАНЕНИЯ НАЦИИ.

Инна
БУТОРИНА

В Гостинице «Россия» произошло знаковое событие: презентация 4-го тома «Очерков истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Собравшиеся в конференц-зале представители научной и общественной интеллигенции Москвы с огромным интересом знакомились с этим великолепным изданием. По существу речь шла о всех четырех томах.

Объем представленного труда велик, его содержание глубоко и разносторонне, он охватывает, кроме исторических аспектов, лингвистику, археологию, религию, культуру. Чтобы сделать все это предметом публичной дискуссии, необходимо изрядное читательское усердие, внимательное ознакомление со всеми четырьмя томами, всеми их разделами.

Но одно несомненно: у общественности работа Илеса Сигаури вызвала живой интерес, желание вникнуть, подробнее узнать историю своего отечества, народа, культуры.

Редакция журнала «ДОШ» неизменно стремится уделять как можно более пристальное внимание прошлому Чечни, ибо связанные с ним вопросы всегда актуальны для чеченского (да и всякого другого любящего историю) читателя, будь он человеком преклонного или юного возраста, ведь молодежи особенно важно ориентироваться в том, что было, лишь тогда есть надежда, что она достойно справится с тем, что будет.

Я встретилась с автором и попросила его рассказать хоть немного о себе, о детстве, взрослении и первоначальных стремлениях, а также о его приходе в науку, исследовательской работе, о том, как он видит перспективы развития науки и культуры в Чеченской Республике и чего он мог бы пожелать тем, кто сегодня начинает свою карьеру ученого

Нашу семью, как и весь чеченский народ, постигла та же драматическая участь: нас выселили. Жили в Казахстане. Я появился на свет уже перед возвращением. А вернулись мы в 1967-м, когда я был годовалым младенцем.

Новая жизнь началась в Серноводске. Это был достаточно большой курортный и культурный центр Чечено-Ингушской республики с разными учебными заведениями. Всё создавало благоприятную среду для развития. Мне хотелось учиться, узнавать новое, многое понять. Рано стали волновать мысли о героическом прошлом нашего народа, копилось много вопросов, на которые жаждал найти ответы.

Когда детство осталось позади, моя жизнь, естественно, начала приобретать иные формы. В 1987 году поступил в Чечено-Ингушский государственный университет. Закончил филологический факультет, вслед за тем еще финансово-экономический.

Меня всегда интересовали история Чечни, язык ее народа. Много во всем этом было тревожащего, не вполне понятного. Искал литературу, но удовлетворительных источников не находил. Правда, в 1972 году Научно-исследовательский институт при Совете Министров республики опубликовал двухтомник «Очерки истории ЧИАССР», но охват проблематики, как и глубина исследования, были недостаточны.

История нашего этноса, тем более с древнейших времен, все еще оставалась белым пятном, terra incognita, отчего для меня ее притягательность только возрастала. На многие вопросы не находилось ответов, неутоленная жажда познания становилась все острее. Лишь в конце восьмидесятых в научных кругах стали поговаривать об этом. Начались поиски, закипела работа. Но, к сожалению, по непонятным причинам моим материалам не давали хода. А исследования все равно продолжались, рукописи же «складывались дома». Одновременно с 91-го года, да и раньше, начались известные политические брожения, повлекшие за собой всё то, что нам всем теперь так хорошо и так печально известно, что мы переживаем и оплакиваем. Огромный урон претерпела и наука. Необходимо восполнять эти потери, восстанавливать, наращивать. И ни в коем случае не мириться с вялотекущим характером поисковой и исследовательской работы.

Для того, чтобы добиться в науке чего-то стоящего, истинно результативного, считаю для себя необходимым вкладывать в работу всю душу, отказываться от любых мешающих дел, суетных забот, положить, так сказать, на алтарь науки всего себя: свое здоровье, время, материальные блага и т.д. Только таким образом можно сотворить что-то дельное, годящееся на долгие времена. Отделаться «брошюркой» было бы слишком мелко, так большой цели не достигнешь. Также не приемлю, когда исследователь выпускает работу из конъюнктурных соображений или в погоне за учеными степенями.

Зачем мне понадобилось отталкиваться от столь дальних времен? Во-первых, это всегда важно для понимания процессов развития человеческого общества. А во-вторых, когда долго и добросовестно работаешь с материалами, с источниками, в том числе с архивными, тема поневоле развивается вширь и вглубь, по возрастающей, уже хочется докопаться до ее первоначальных истоков, чтобы охватить и преподнести ее во всей полноте. Хотя какая здесь возможна полнота? Кажется, сколько нового ни открывай, хоть на сто томов, тема все равно не будет исчерпана. В этом смысле крайне нежелательно пользоваться методами ученых-традиционалистов. Я категорически против! Они не могут выйти за рамки, когда-то и кем-то установленные, остаются зашоренными, а это мешает развитию.

Раздавались реплики по поводу «очеркового характера» данной работы, причем критики ссылались на ее название. Но я намеренно дал четырехтомнику скромное наименование «Очерки истории» и готов защитить именно такой выбор. Полагаю, что иной вариант названия – «История» – обязывает гораздо больше. Мне же по душе, чтобы значительность была свойственна лучше не названию, а содержанию. Вся выполненная и представленная работа – мой научный и нравственный долг, который я стремился исполнить достойно. А о том, достиг ли я этой цели, судить читателям.

Если говорить серьезно, то исследование пока не может быть названо завершенным. Остаются еще очень серьезные проблемы, которые надо разрабатывать.

Какие практические результаты? Первый том, содержащий историю древних цивилизаций – шумерского общества, хурритских государств, Урарту, а также и Северо-восточного Кавказа, – признан Министерством образования Чеченской республики в качестве учебного материала.

Некоторых удивляет внешнее оформление издания. Что могу сказать? Считаю, что книга об истории нашего народа – событие неординарное. Почему бы и не быть этой книге соответствующим образом оформленной? Кроме того обратите внимание: ни один том не выпущен для продажи.

Что до выдвинутого предложения провести научную конференцию, нахожу, что если уж собираться, то для конкретной работы. А пока, к сожалению, приходится отметить, что мои коллеги даже не знают, где искать исторические факты, документы. В какие бы архивы я ни заглядывал во время своих поисковых работ, нигде в читательских листах не встречал фамилии наших ученых.

О работе с молодежью и форме оплаты за обучение пока говорить мудрено. На государственном уровне это остается невозможным. Например, в Москве вся деятельность подобного рода рассеивается по квартирам, офисам, среди творческой интеллигенции. Думаю, что надо создать Общественный фонд, учредителями которого стали бы наши политики и бизнесмены. Попечительский совет определил бы приоритетное финансирование и взял бы на себя контроль. Занимался бы рассмотрением проектов, предложений и т.д. Это было бы серьезней и надежней, чем раздавать наличными деньги в приемных, пороги которых обивают многие бедолаги.

Особый вопрос – о языке. По сути, мы не тем занимаемся, не с того начинаем. Ведь стоит только вдуматься, понаблюдать с пристрастием, и обнаружится, что мы не знаем собственного языка. А он основа культуры. Заметьте, постепенно все пропадает, гибнет. Исчезают диалекты. К сожалению, многим это безразлично. Но это большое заблуждение, его нельзя поощрять. Горские диалекты всего ближе к древним языкам. А надтеречный, равнинный диалект, напротив, наиболее от них удален. Словари отсутствуют. Раньше хоть старики помнили, могли передать это исконное наше достояние. Но мы и этот шанс теряем.

Сохранение языка, памяти о старине, обычаев, культуры, наконец – залог сохранения нации. Сегодня наше общество взаимоинтегрируется, усредняется. Нужны толковый словарь и словарь диалектов. Пользуясь случаем, могу сказать, что в этом плане уже есть некоторые задумки. Если мы не сбережем своего языка, своей истории, то есть утратим два основных национальных фактора, нам грозит опасность потерять самих себя. Этот процесс уже начался, и не вчера. Даже если вспомнить наши «прославленные» ансамбли танца, разве они не теряют истинно народное своеобразие? На потребу публике, вероятно...

Вообще чеченские проблемы приобрели глобальный характер, и не только за последнее десятилетие, протекающее в трагической атмосфере войны, террора, хозяйственного развала, человеческого отчаяния. Тенденции упадка, в том числе и культурного, стали заметны еще с 1988-89 годов. Если оглянуться на все это, можно сказать, что мы сегодня еще неплохо держимся. Поэтому еще раз хочу подчеркнуть: необходимо создать Общественный фонд, куда сдавались бы в конвертах на рассмотрение комиссии или попечительского совета проекты, программы, предложения.

Я знаю, о чем говорю, поскольку был министром культуры, образования. Кстати, два слова об этом. Имелось несколько структур: отдельные министерства образования, культуры, архивной службы. Думается, было бы более целесообразным объединить их в одно общее ведомство, дабы обеспечить возможность вести работу во всех этих направлениях не изолированно, а на основах взаимодополнительности.

В археологическом плане наша республика практически не исследована, особенно если сравнивать с другими республиками Кавказа. А ведь, как всем известно, археология – один из столпов истории.

Что касается возрождения республики, ее общей культуры и науки, убежден, что все зависит от людей: если каждый, используя данные ему свыше способности и талант, будет ежедневно добросовестно заниматься своим делом, не распыляясь на пустую трату времени, тогда и общество упорядочится, и вместо пустословия будет настоящее движение вперед..

<< Листать журнал >>