Назад Вперед

УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ КАВКАЗСКОГО МОДЕЛЬЕРА
О Шамхале Алиханове, дизайнере из Махачкалы, заговорили в 1999 году после его участия в московской Неделе высокой Моды. Тогда дагестанский дизайнер впервые представил широкой публике свою коллекцию "от кутюр". Выход горячих горских парней с кинжалами за поясами, современных брюк на показах в Москве оставил жгучий "кавказский след" в сердцах удивленной публики. В костюмах этого модельера этнические традиции и современность совм ещенны со вкусом и смотрелись вполне органично. Никто не и представить, что в далеком горном Дагестане, слывущем кузнецой борцов и спортсменов, есть кто-то, способный соперничать на равных с прославленными модельерами. В тот же вечер в кругах российской, да и мировой фэйшн-элиты заговорили о талантливом "пришельце" с сурового Кавказа.

Алихан, откуда в вашем краю суровых мужчин появился тот, кто так тонко чувствует мужскую моду?
Я родился в семье, хранящей традиции ремесла: с раннего детства мой дед, один из известнейших портных города Дербента, обучал меня не только обычаям и истории нашего древнего народа, но и своему мастерству.
- Чем же вы так поразили искушенный мир высококлассных кутюрье?
 - Думаю, в первую очередь абсолютной непохожестью моей коллекции на изделия остальных модельеров. Стиль моей одежды самобытен. Он чужд пафоса, рассчитан на реальных, уверенных в себе мужчин. Я внес в мужской костюм элементы узоров дагестанских ковров, что-то от черкески и т.п. Но я никоим образом не замыкаюсь на каких-то этнических фишках, я за разноплановый подход к стилю одежды. Я, как и серьезные модельеры западного мира, продумываю «образ» целиком, сам
делаю обувь и аксессуары. Видимо, такой стиль интересен для уставшей от некоторого однообразия публики.
Что дало вам, как модельеру, участие в Неделе Моды в Москве?
Первый мой показ пришелся на канун второй чеченской военной кампании. Все привыкли к тому, что с Кавказа доносились одни военные новости, будто здесь только и умеют, что драться. Мне прежде всего было важно показать другую сторону нашего бытия. Что на Кавказе живут такие же люди, как и везде. Я надеюсь, что мои коллекции помогают людям лучше понять не только один Дагестан, но и весь Кавказ.
- Вы единственный модельер с Кавказа, которому удалось войти в элиту мировой моды. Как по-вашему, чего недостает остальным?
- Да я никогда и о себе-то не думал как о представителе какой-то там элиты. Я тихо сидел в своей мастерской и создавал моду, не рассчитывая произвести фурор, не ориентируясь на какие-то тенденции, ведущие к этому. Тем более никогда не размышлял о том, кто на каком месте по популярности и почему! Свой собственный успех могу объяснить очень просто: я каждый день с утра до вечера в цеху. Отслеживаю и контролирую весь процесс производства каждой вещи. Для меня крайне важно, чтобы на выходе одежда полностью соответствовала моему замыслу.
Интересно, во что вы сами одеваетесь, одежду какой фирмы предпочитаете?
 - Я предпочитаю носить все свое. Все, что вы видите на мне, — собственного изготовления. Даже обувь изготовлена моими руками. Бляшки для ремней я обычно заказываю у знаменитых кубачинских мастеров.
- Судя по тому, как о вас пишут в многочисленных печатных и Интернет-изданиях, я ожидал увидеть, по крайней мере, если не крупную дизайнерскую фирму, то хотя бы фирменный бутик под вашей вывеской. А вы работаете в таких жутких условиях…
К сожалению, пока у меня нет возможности открыть свой бутик. Есть фирма, брэнд, который знают уже и за границей. А для создания фирменного бутика нужна отлаженная линия производства, фабрика. Необходимо закупить дорогостоящее оборудование, на которое пока нет средств. После показов в Москве и Италии, конечно, поступает масса предложений от потенциальных инвесторов, заказы на изготовление той или иной коллекции. Но я хочу, чтобы начало было положено именно здесь, в Махачкале. Пока же все держится на моем энтузиазме.
Правительство республики вам в этом не помогает?
- Здесь я наталкиваюсь на стену глухого непонимания. По-моему, с мнением, что Дагестан является лишь кузницей борцов и производителем сельхоз- и животноводческой продукции, свыклись не только за пределами, но и в самой республике.
А если перебраться куда-нибудь в Италию? Ведь вас приглашают модные дома…
Я старший в семье. Пожилая мать. Я не могу бросить все и уехать, хотя предложений более чем достаточно.
Мы воспитаны в таком духе, что родная семья и земля превыше любой славы и денег.

Беседовал Исмаил Шовхалов
Фото автора