Исповедь изгнанниц
|
Иногда приходится слышать такое мнение: когда людям тяжело, им не печальные песни нужны, а бодрящие, поднимающие дух. Зачем перебирать былые горести, надо стараться забыть их... |
В этом есть своя правда. Но как быть, если пережитое не забывается, ежечасно, ежеминутно напоминает о себе? Наверное, хотя бы раз надо высказаться, выплеснуть свою боль, облегчить сердце. В моих старых записных книжках лета 1993 года сохранилась своеобразная исповедь беженки из Пригородного района.
С Тамарой Даскиевой мы оказались попутчицами: ехали из Грозного в Сунженский район. Пожилая женщина пожаловалась на головную боль и как бы в оправдание пояснила: «Не спала сегодня совсем. Дочка ночью во сне кричала. Говорит, приснилось, что осетины с автоматами преследуют...»
Каким же сильным должно быть потрясение, если спустя столько месяцев не отпускают кошмары!
«А я с тех пор и вовсе уснуть не могу, — признавалась Тамара. — Забудусь минут на пять — и снится, будто вытаскиваю из земли косточки сына...» ...Не надо о печальном. Сыновей тогда Бог уберег. Вся семья уцелела во время побоища в Пригородном районе, да еще пополнилась новым членом: у Тамерлана первенец родился. Да и устроились, в общем-то, сравнительно неплохо: муж с другими беженцами остановился в Назрани, а она с детьми — в Грозном, в квартире, отданной в их распоряжение Бесланом Костоевым. Тамара была бесконечно признательна семье Костоевых. «Они нам даже швейную машинку поставили, шитьем я и зарабатываю на жизнь», — говорила она. С работой ей вроде бы тоже повезло: на Карабулакском заводе химических реагентов готовы ее, всю жизнь проработавшую на химзаводе, принять. Всего труднее было с жильем.
Сколько Тамара себя помнит, жилье было для них вечной проблемой.
— В 1944 году, — рассказывала она, — мне исполнилось четыре года. Из трех детей в семье я была самая старшая. Младшему брату при выселении было всего две недели. Обремененная маленькими детьми, мать практически ничего не смогла взять в дорогу. Много людей тогда погибло от голода и холода, в Казахстане умер и мой отец. Мать, как и я сейчас, зарабатывала шитьем, меняла пошитое на отруби... В 1957 году мы вернулись домой налегке: так радовались, что нам разрешили возвратиться, что почти ничего не взяли. Но наш дом в Пригородном районе, в Октябрьском, был занят осетинской семьей. Так и не довелось нам в нем пожить: построили его как раз в год выселения. Мама попросила разрешения посмотреть на него, а заодно увидела у хозяев и свои вещи. Они предложили нам купить этот дом, но средств у нас не было, устроились на частную квартиру. 3-4 года жили без прописки, без работы. Постоянно приходил участковый, проверял нас. Потом приехала из Москвы комиссия, прописку разрешили задним числом. Построили дом из самана. К тому времени умер брат, а я устроилась на химзавод аппаратчицей, заочно поступила в Бакинский химический. Со временем от завода дали квартиру, выделили машину в порядке очереди. Младший брат только в прошлом году дом построил. И тут же без дома остался, как в свое время наши родители...
Мы не требовали вернуть отцовский дом, когда приехали из Казахстана, хотя и горько было сознавать, как несправедливо с нами обошлись. Тем более мстить, кровь проливать мы не собирались.
Фатима Дахкильгова
жительница Владикавказа
|
— 31-го октября мои родители ушли на базар и не вернулись. Мы не знали, что случилось. Дома кроме меня были: моя тетя (сестра мамы) — Люба (20-ти лет), сестра — Лариса (17-ти лет), брат — Якуб (13-ти лет), два двоюродных брата в возрасте 5 и 3 лет.
Мы видели в окно, как в полдень рядом с нашим домом убивали ингушей-заложников, в основном женщин и детей. Сколько их там было убито, я сказать не могу, потому что смотреть на это было очень тяжело, и я часто отходила от окна.
Недалеко от нашего дома была большая детская площадка, на которой все это и происходило. Было приблизительно 11 часов дня, когда туда начали свозить пленных ингушей. Мужчин среди них почти не было, если не считать нескольких подростков и стариков. Вокруг них собралась огромная толпа осетин, в основном наши соседи. Но были там и осетины, которых я не знала. Все они громко смеялись, свистели, улюлюкали всякий раз, когда убивали очередного ингуша. Вокруг ингушей был образован большой круг. Человека выводили в круг несколько гвардейцев и крепко держали до тех пор, пока не убедятся, что он умер. Убивали так: били по голове, в лицо, в живот, отрезали уши, нос, выкалывали глаза, тушили на их телах сигареты.
Мы заметили из окна женщину немного старше 20-ти лет. На руках у нее был мальчик двух-трех лет. Она хотела пройти мимо толпы, но, видимо, испугавшись, забежала в подъезд дома № 15. Она про- была там долго. Выйдя из подъезда, не обращая внимания на толпу, она хотела быстро пройти мимо. Это был единственный путь из этого дома. Несколько осетин оглянулись на нее и стали кричать. Женщина хотела убежать, но ее догнали несколько гвардейцев и гражданских. Отобрав ребенка и затащив женщину в круг, ее начали одновременно бить по лицу и раздевать. Раздев догола, ее потащили в подъезд. Все это время она кричала, плакала, отбивалась. Какой-то гвардеец схватил мальчика за ноги и, сильно размахнувшись, ударил головой о стену дома № 15. Но мальчик сильно кричал. Гвардеец ударил его еще два раза головой о стену. Мальчик перестал кричать, и гвардеец бросил его в кучу тел убитых ингушей.
Его мать снова выволокли из подъезда. Несколько гвардейцев держали ее за руки, остальные долго тушили на ее теле свои сигареты. Снова зажигали их и снова тушили. У некоторых из них были зажигалки, они со смехом жгли женщине лицо, руки, волосы. Ее ужасный крик прекратился только когда она умерла. Но и после этого продолжали тушить сигареты на ее теле, потом ее бросили в общую кучу.
Тетя запретила нам смотреть в окно и вывела из комнаты. Весь день мы боялись, что за нами придут. В три часа ночи мы вышли из дому и пошли к другу нашего отца. Он русский, живет во Владикавказе. Три недели мы прятались в его семье, затем с его помощью отец вывез нас в Назрань.
|
За что нам такая судьба, в чем мы виноваты? Где же ингуши могут построить себе дом, чтобы жить в нем без боязни, что его отнимут?...
Были у Тамары были и другие вопросы.
— Если вы будете там, в Октябрьском, зайдите на улицу Дружбы, дом 115, квартира 19, спросите новых жильцов, как спится им на чужих кроватях после того, как вооруженные бандиты ночью вышвырнули из этого дома хозяев босыми и раздетыми? Впрочем, если бы осетинскому народу показали правду, я думаю, многие бы проснулись. Сейчас они усыплены пропагандой, которую ведет правительство. Я не переживаю за свои вещи: потерять нажитое — не самое страшное. Гораздо тяжелее то унижение, которое перенес ингушский народ. Я мечтаю только об одном: чтобы оттуда ушли российские войска... Знаете, что меня радует? Когда нас освободили из заложников, вся наша семья попала в больницу. Я узнала, что там содержатся осетинские заложники. Мне хотелось посмотреть, как они содержатся, потому что для нас, ингушских пленников, в спортзале села Сунжа был создан сущий ад. Это кошмар, что там творилось... Осетины приходили смотреть на нас, как в зверинец, угрожали расправой: мол, в Ингушетии их людей подвергают мучениям. Нам приносили только хлеб и иногда воду... Я хотела посмотреть, действительно ли с осетинскими пленниками обходятся плохо. Меня пропустили, и я увидела, что они находятся в нормальных человеческих условиях. Честное слово, у меня не было на них зла, наоборот, я порадовалась, что их так содержали: значит, ингуши, несмотря на все испытания, не утратили человечности, они не учинили такого же зверства над простым народом, какое испытали мы...
Записала Мария Катышева.
1993г.
|
|