ЧЕЧЕНСКИЙ ИСТОРИКО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЕЖЕКВАРТАЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ

№4(10)2005

НОВАЯ КНИГА О ГЛАВНОМ

Илесс Сигаури – известный ученый, специалист по истории Чечни и нахских народов. Недавно вышел заключительный том его обширного исследования «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен».
Завершение этого труда стало событием для научной общественности республики и широкого круга читателей. Ниже мы в несколько сокращенном виде публикуем отзыв о нем доктора филологических и исторических наук, члена-корреспондента АНЧР, академика РАЕН, заслуженного деятеля науки ЧИАССР и РСФСР, профессора Ибрагима Алироева.


Пятый, завершающий, том исследования Илесса Сигаури о древней истории чеченцев вышел в этом году. Он состоит из десяти глав, содержательных и интересно изложеннных.
Тема каждой главы рассматривается автором автономно, а уже отраженная ранее в научной литературе история древнейших цивилизаций (шумерской, хурритской, урартской и др.) представлена здесь в оригинальной авторской интерпретации с широкой полемикой, касающейся родового строя государств Закавказья и Предкавказья. При этом степень завершенности глав такова, что любую из них можно было бы издать отдельной книжкой.
На богатом научном материале в книге всесторонне исследуется сармато-аланский период нахской истории («Нахи и Аланы», «Нахи и Тюрки»).
Особое место в исследовании И. Сигаури занимают такие темы как «Чеченские тейпы», «Ингуши», «Религия чеченцев и их предков». Пристальное внимание вызывает история вайнахского тукхума маьлхи, к которому принадлежит и сам автор. После Халида Ошаева попытки дать столь масштабное описание «маьлхи» учеными не предпринимались. Автор сумел привлечь широкий круг компетентных информаторов и осветить богатую историю маьлхи и их языкового диалекта. Очерк говорит о «старинности» данного племени, поселившегося, надо полагать, как и м1айстинцы, в Кавказских горах в глубокой древности. Не исключено, что это предки или осколок могучего нахского этноса, некогда обитавшего в Кахетии в составе Урартского государства.
Глубокий интерес вызывает древний онамастикон маьлхи, складывается впечатление, что в истории маьлхи и их диалекте хранятся многие тайны древней Чечни…
В главе «Чеченские тейпы» впервые на столь широком историко-лингвистическом материале рассматриваются чеченские роды. Наш крупнейший поэт и прозаик Магомед Мамакаев в своей известной работе «Чеченский тейп (род) в процессе его разложения» впервые дал описание и перечисление чеченских родов. Сигаури же, также привлекая большой фактический материал, классифицирует их, объясняет их происхождение, миграцию, структуру. Можно смело сказать, что он прояснил поставленную проблему до конца.
Интересно и на высоком научном уровне описаны автором древнейшая религия вайнахов, пантеон их языческих богов, процесс перехода к единобожию, торжество монотеизма в Чечне. Верно замечено, что христианство проникло сюда из Грузии, утвердившись на базе языческих верований вайнахов, когда древние святилища в горах превращались в христианские храмы, такие как Тхаб1а-ерды и ряд других.
Широко освещены взаимоотношения древних нахов с сарматами, аланами, тюрками. Впервые так подробно рассматриваются древнейшие связи вайнахов с алано-тюркскими племенами, приведшие их к мирной ассимиляции, вследствие которой на Северном Кавказе появились кумыки и осетины-дикорцы.
И. Сигаури глубоко исследует родовой строй, его эволюцию вообще и в нахском обществе в частности.
«Еще одной древнейшей формой организации общества, не утратившей своего значения до наших дней, признается община, способная четко реагировать на изменяющуюся ситуацию», – пишет в заключение автор. Он также находит, что «главное достоинство родственных и общинных структур – высочайшая степень автономности по отношению как к обществу в целом, так и к государству».
В целом работа написана на высоком научном уровне, с использованием большого научного аппарата, удивляющего читателя своей доступностью.
Вспоминается, с каким интересом в институте языкознания РАН была воспринята диссертация С. Плиева о родстве вайнахских языков с этрусскими, которому автору этих строк пришлось оппонировать.
Еще в восьмидесятых, помнится, выступая в Академии наук Армянской республики, я затронул вопрос о родстве нахских языков с древнейшими языками: шумерским, хурритским, урартским, что вызвало удивление и глубокий интерес у слушателей. После этого, очень скоро, появилась работа армянского ученого Джаукян «Родство хурритско-урартских языков с кавказскими языками». В свое время это родство признавали такие авторитеты в лингвистике, как В. Иванов, Климов, Меликашвили, Дешириев и другие.
Признаться, обидно и даже больно, когда один из чеченских историков, прямо сказать, необдуманно утверждает, что «…сейчас, например, стало модным писать о шумерских или хурритских корнях современных чеченцев и ингушей. Но все рассужденния на эту тему лишены смысла» (Вестник «Лам» №29(2005) Интервью с Шарпуди Ахмадовым).
От души приветствую большую, многотрудную работу И. Сигаури. Рад, что история Чечни, как древняя, так и современная, пишется с таким энтузиазмом, вдохновением и настолько масштабно!