![]() |
![]() |
ДОШ # 5/2004 > Р?РЎРљРЈРЎРЎРўР’Рћ
ЖЕНЩР?РќРђ Р? ВОЙНА
РҐР РђРњ ЛЮБВР? Р‘Р?РЛЯНТ РАМЗАЕВОЙ, или Орфей спускается РІ ад |
|
Мария |
Ночь опустилась РЅР° Бородинское поле, словно набросила черное покрывало РЅР° страшную картину отгремевшего сражения. Странная тишина, пугающая тревожная ночь. РќРѕ РІРѕС‚ РІ сгустившийся мрак врезался огонек. РћРЅ двигался... кто-то что-то искал РІ этой тьме РЅР° развороченной снарядами земле, среди разбитых РѕСЂСѓРґРёР№, среди трупов людей Рё лошадей. Кто это? Шакалы РІРѕР№РЅС‹ – мародеры, для которых, как известно, нет ничего святого Рё которым РІРѕР№РЅР° – мать СЂРѕРґРЅР°? Р?ли кто-то РґСЂСѓРіРѕР№? РўРѕРіРґР° кто? Рто были мужчина Рё женщина. Что понадобилось РІ таком месте РІ столь неурочный час молодой аристократке Маргарите Тучковой, явившейся СЃСЋРґР° РІ сопровождении РѕРґРЅРѕРіРѕ лишь слуги? РћРЅРё переворачивали тела погибших, РІ тусклом свете фонаря вглядывались РІ застывшие РїРѕРґ маской смерти лица. Где РѕРЅРѕ, самое РґРѕСЂРѕРіРѕРµ для Маргариты лицо, РіРґРµ РІСЃРµ то, что осталось после битвы РѕС‚ страстно любимого ею человека? РћРЅР° должна предать земле тело РјСѓР¶Р° РїРѕ христианскому обычаю, РЅРµ позволить хищным зверям Рё тлену обезобразить его... ...РџРѕР·Р¶Рµ РЅР° том месте, РіРґРµ РїРѕРіРёР± генерал Тучков, Маргарита поставила часовню, Р° сама ушла РѕС‚ РјРёСЂСЃРєРёС… дел, РёР±Рѕ светская Р¶РёР·РЅСЊ утратила для нее РІСЃСЏРєРёР№ смысл. РџРѕРґРІРёРі РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· героев Бородина, генерала Тучкова, остался РІ военной истории Р РѕСЃСЃРёРё как образец личного мужества, храбрости, беззаветного служения Отечеству. Поступок его жены стал продолжением этого РїРѕРґРІРёРіР°, заключительным, исполненным драматизма аккордом еще РѕРґРЅРѕР№ мелодии любви. Без малого двести лет стоит РЅР° Бородинском поле этот небольшой храм – памятник бессмертной любви Рё непреходящей СЃРєРѕСЂР±Рё. Заставляет людские сердца сильнее биться РѕС‚ восхищения, наполняя души высокими чувствами. Вдохновляя поэтов Рё С…СѓРґРѕР¶РЅРёРєРѕРІ РЅР° создание новых творений. Мировая история знает немало таких замечательных примеров великой человеческой любви. Века РїСЂРѕС…РѕРґСЏС‚, Р° эти сюжеты неизменно потрясают воображение красотой Рё силой чувств, СЏСЂРєРѕР№ РёРіСЂРѕР№ страстей, трагизмом ситуаций. РќРѕ СЏ выбрала именно этот – РїРѕ аналогии... ...Без малого двести лет спустя РІРѕС‚ так Р¶Рµ пришлось брести РїРѕ местам сражений, РїРѕ развалинам Чечни, РѕС‚ захоронения Рє захоронению современной аристократке – артистке, известной певице. Бирлянт Рамзаева искала останки своего канувшего РІ неизвестность РјСѓР¶Р° Маккала Сабдулаева – поэта, бывшего СЃ 1996 РіРѕРґР° заместителем министра культуры. Летом 2000 РіРѕРґР° РѕРЅ был арестован РЅР° блокпосту Рё бесследно исчез... Предвижу: те, кто знал РјРѕСЋ журналистскую позицию как корреспондента газеты «Голос Чеченской Республики» – издания, достаточно критично освещавшего деятельность руководства Чечни начала 90-С… – удивятся, почему СЏ взялась писать Рѕ Рамзаевой, певице этого режима? Рћ той самой Рамзаевой, которая еще РІ 1993 РіРѕРґСѓ СЃ маленьким ребенком РЅР° руках пришла РЅР° площадь РЎРІРѕР±РѕРґС‹ Рё СЃРІРѕРёРјРё песнями вдохновляла грядущее сопротивление СЃ такой выразительной силой, что старики утирали глаза, Р° многотысячный митинг единодушно провозгласил исполнительницу народной артисткой? Р’Рѕ-первых, сегодня, РїСЂРѕР№РґСЏ через РіРѕРґС‹ Рё испытания, бывшие РЅРµ только РјСѓРєРѕР№, РЅРѕ Рё подчас очищением, РјС‹ РІСЃРµ понимаем, что, разделившись РІ 1991 РіРѕРґСѓ РїРѕ политическим мотивам, РјС‹ стали заложниками РЅРµ большой политики, как тогда представлялось, Р° всего-навсего имущественных разборок между крупными фигурами РІРѕ властных кругах. РџРѕСЂР° перестать сводить счеты РїРѕ принципу «а РіРґРµ ты был РІ августе 91-РіРѕ?В», хотя Р±С‹ РїРѕ той причине, что паны, РёР·-Р·Р° которых затрещали наши чубы, давно СѓР¶Рµ заняли СЃРІРѕРё теплые места, каждый урвал себе долю вожделенного РїРёСЂРѕРіР°. Рђ РІРѕ-вторых, любого журналиста, аполитичен РѕРЅ или политизирован, РЅРµ может РЅРµ потрясти отмеченная глубоким драматизмом женская СЃСѓРґСЊР±Р°, РІ которой столь концентрированно отразились СЃСѓРґСЊР±С‹ всех женщин Чечни, независимо РѕС‚ РёС… политической ориентации, социального положения Рё даже национальной принадлежности: раз ты РёР· Чечни – ты Рё обожжен, Рё прокален ею, Рё закален. Пусть температура РѕРіРЅСЏ разная – Сѓ РєРѕРіРѕ-то сильнее, Сѓ РєРѕРіРѕ-то слабее, – суть РѕС‚ этого РЅРµ меняется: боль одинакова Сѓ всех. Р’ Хорватии РІ РѕРґРЅРѕРј РёР· журналов был опубликован материал Рѕ чеченской певице – «Медея РёР· Грозного». Почему Медея, объяснялось словами самой Бирлянт, приведенными РІ тексте: «Чем над РјРѕРёРјРё дочками Р±СѓРґСѓС‚ издеваться пьяные солдаты, СЏ лучше РёС… СѓР±СЊСЋ. РќРµ дай Аллах такому случиться! РЇ потому Рё убежала оттуда». Подумалось: «Медея РёР· Грозного» – подходящий заголовок Рё для моей публикации. Кавказская женщина, оказавшаяся РЅР° чужбине. Доля, отмеченная благословением редкой любви. Постоянное звучание трагической ноты РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ. Да, есть совпадения. РќРѕ... РІСЃРµ Р¶Рµ РЅРµ Медея. Бирлянт Рамзаева – СЃ тоской Рё болью утраченной, РЅРѕ РЅРµ умершей любви, СЃ ее завораживающими песнями – ближе Орфею, певцу, спустившемуся РІ РђРёРґ, Царство Мертвых. Только РІ отличие РѕС‚ мифического древнего певца нашей современнице РЅРµ мрачный, РЅРѕ тихий античный РђРёРґ достался, Р° тот чудовищный ад СЃ его пыточными кругами, образ которого сложился РІ сознании человечества хоть Рё РЅРµ вчера, РЅРѕ РєСѓРґР° поближе Рє нашим РґРЅСЏРј. ...РћРЅР° встретила РІРѕР№РЅСѓ РІ Грозном. Прижимая Рє себе маленькую дочь, оглушенная звуками взрывов, вздрагивая РѕС‚ бомбовых ударов РІ РґРѕРјРµ, РіРґРµ РІ осколки рассыпались РѕРєРЅР°, вылетали двери Рё РїСЂСЏРјРѕ РЅР° голову рушилась крыша, РѕРЅР° долго РЅРµ верила РІ то, что президент Р РѕСЃСЃРёРё, Р·Р° которого РѕРЅР°, вдохновленная идеями демократических преобразований, так СЂСЊСЏРЅРѕ голосовала, РјРѕРі отдать приказ уничтожить ее любимый РіРѕСЂРѕРґ, ее РґРѕРј. Пришлось поверить. Если Р±С‹ ей, Р·РґРѕСЂРѕРІРѕР№ женщине, матери РґРІРѕРёС… детей, сказали, что РЅРµ РїРѕ каким-то биологическим причинам, Р° РѕС‚ нервного Рё физического потрясения, вызванного РІРѕР№РЅРѕР№, РѕРЅР° потеряет еще РЅРµ родившегося ребенка, перенесет сложную операцию – РѕРЅР° Р±С‹ РЅРµ поверила. Пришлось поверить. Если Р±С‹ ей сказали, что завистливая ненависть может смертельно ранить РЅРµ РІ переносном, Р° РІ самом РїСЂСЏРјРѕРј смысле слова, РѕРЅР°, РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕ, Рё тут Р±С‹ усомнилась. РќРѕ РєРѕРіРґР° ей, находящейся РІ состоянии глубокой депрессии после утраты РјСѓР¶Р°, показали известную СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєСѓСЋ газету – Рё РЅРµ какую-РЅРёР±СѓРґСЊ «желтую», Р° популярную общественно-политическую – РіРґРµ убедительно возводилась напраслина РЅР° нее, Бирлянт Рамзаеву, Сѓ нее случился микроинфаркт. Пришлось поверить. Каждой женщине Чечни РІ эти РіРѕРґС‹ довелось пережить РіРѕСЂРµ. РћРґРЅР° потеряла детей, другая РјСѓР¶Р°, третья оказалась изгнанницей, четвертую подвергли поруганию, облыжно обвинили РІ несуществующих грехах, пятая тяжело заболела... Долго РјРѕР¶РЅРѕ перечислять РІСЃРµ те беды, которые принесла РІРѕР№РЅР°. РќР° некоторых РѕРЅРё обрушились, так сказать, РІ розницу, Р° РЅР° РєРѕРіРѕ-то, как РЅР° Бирлянт Рамзаеву, – оптом, РІСЃРµ сразу. Словно Неведомая Сила избрала именно РёС… для наказания Р·Р° грехи всего человечества. Р?ли для испытания? ....РљРѕРіРґР°-то РЅР° смотре-РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРµ советской песни, проходившем РІ Алма-Ате, юная чеченская солистка завоевала первую премию Р·Р° исполнение Песни Рѕ Грозном знаменитого композитора Аднана Шахбулатова. Если Р±С‹ ей тогда сказали, что настоящее лицо РІРѕР№РЅС‹ – это изуродованное РґРѕ неузнаваемости лицо ее СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°, РІРѕС‚ СѓР¶ чему РѕРЅР° Р±С‹ РЅРё Р·Р° что РЅРµ поверила. РќРѕ РІ 1996 РіРѕРґСѓ, после хасавюртовского затишья, увидев это лицо РІРѕ всей ужасающей реальности, рассмотрев вблизи его жуткие, душераздирающие черты – поверила. Поверила Рё запела совсем РґСЂСѓРіСѓСЋ песню РЅР° ту Р¶Рµ, шахбулатовскую, музыку:
Обрушившаяся трагедия ослепила мой город... Как тебя уничтожили – Обласканный мужественными парнями, Украшенный прелестными девушками, смеющимися детьми, Со всеми друживший город... Как жестоко и хладнокровно тебя истерзали Смертельным оружием...
...РћРЅРё СЃ Маккалом ехали РїРѕ разбитым улицам, пытаясь вспомнить, РіРґРµ что было. Р’ салоне машины звучали героические песни Р?мама Алимсултанова, большого РґСЂСѓРіР° семьи. Бирлянт чувствовала, как вспыхивает Рё разгорается, разгорается, пылает РІ ее сердце ненависть Рє СЂСѓСЃСЃРєРёРј Рё... сочувствие Рє СЂСѓСЃСЃРєРёРј. Ненависть Рє тем, кто разрушил ее РјРёСЂ – РјРёСЂ красоты Рё музыки, любви Рё РїРѕСЌР·РёРё. Сочувствие Рє тем, кто Р¶РёР» СЂСЏРґРѕРј СЃ ней, делил ее заботы, кто учился СЃ ней РІ музыкальном училище, кто обучал ее, единственную РЅР° РєСѓСЂСЃРµ чеченку, музыкальной грамоте, шлифовал ее РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРµ музыкальное Рё вокальное дарование. Пианистка Маина Захаровна Снитко… Виктор Николаевич Земсков... Р?менно РѕРЅ, наставник, посоветовал своей ученице, увлеченной классикой Рё советскими песнями, обратиться Рє чеченскому фольклору: «Ваш народ РјРЅРѕРіРѕ потерял РїСЂРё высылке. Надо поддерживать, популяризировать народные песни». Р? это тогда, РєРѕРіРґР° РІСЃРµ национальное непременно препарировалось РІ идеологическом отделе РћР±РєРѕРјР° РљРџРЎРЎ Рё расценивалось как националистическое. РћРЅ понимал, что так будет РЅРµ всегда, что есть непреходящие духовные ценности. Фольклор – РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС…, Рё его надо хранить вопреки сиюминутным партийным интересам. Потом, несколько лет спустя, навсегда врежется ей РІ память поступок еще РѕРґРЅРѕРіРѕ СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ – ее соседа, православного священника. РћРЅ, как Рё Маккал Сабдулаев, РЅРµ покинет РіРѕСЂРѕРґ РЅРё РІ первую, РЅРё РІРѕ вторую РІРѕР№РЅСѓ – «Я Богом послан засвидетельствовать эту трагедию»... Так Р¶Рµ РіРѕРІРѕСЂРёР» Рё Маккал. Люди высокой души везде одинаковы. Потом, РІ 2000 РіРѕРґСѓ, РєРѕРіРґР°, приехав РІ Грозный, чтобы выяснить СЃСѓРґСЊР±Сѓ РјСѓР¶Р°, РѕРЅР° придет РґРѕРјРѕР№ Рё наткнется РЅР° засаду, то спрячется Сѓ этих соседей, абсолютно уверенная, что РѕРЅ Рё его жена РЅРµ выдадут. РћРЅР° пришла Рє РЅРёРј... через дырку РІ заборе, разбитая Рё опустошенная, Рё хотя Р±С‹ РЅР° несколько часов нашла РїСЂРёСЋС‚ Рё утешение. РћРЅР° увидела, как загорелся ее РґРѕРј – РІ дополнение РєРѕ всему пережитому. Утром ей предстояло покинуть Чечню. Ничего РЅРµ хотелось, только плакать, выть РѕС‚ боли, уткнувшись лицом РІ землю. РќРѕ хозяева как-то сумели встряхнуть ее. Заставили съесть тарелку каши. Потом, провожая ее РІ РґРѕСЂРѕРіСѓ, встали перед иконами Рё сотворили молитву. РћРЅ сказал: «Молись РЅР° своем языке». Р? РѕРЅР°, мусульманка, стояла позади него, православного священника, Рё молилась Аллаху. Бог для всех един. Рђ РЅР° прощание РѕРЅРё дали ей гостинец – три конфетки – РІСЃРµ лакомое, что было Сѓ РЅРёС… РІ РґРѕРјРµ: «Тебе Рё РґРІСѓРј твоим дочкам РѕС‚ нас»... РќРѕ РїРѕРєР° это РІСЃРµ еще впереди. ...РќР° месте СЂРѕРґРЅРѕРіРѕ музыкального училища РЅРµ осталось даже развалин – пустота. Рто был шок. Потрясенная, Бирлянт поделилась своей РіРѕСЂСЊРєРѕР№ растерянностью СЃ мужем. РћРЅ всегда, РІСЃРµ тринадцать лет совместной Р¶РёР·РЅРё хорошо понимал ее. Ртот чудесный дар взаимопонимания питало еще Рё творческое сотрудничество поэта Рё певицы. Каждый чувствовал переживания РґСЂСѓРіРѕРіРѕ так, словно Сѓ РЅРёС… было общее кровообращение. РќРѕ даже тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё СЃ Маккалом вместе смотрели РІ лицо РІРѕР№РЅС‹, отраженное РІ обезображенном облике разрушенного РіРѕСЂРѕРґР°; даже тогда, РєРѕРіРґР° РѕРЅРё РѕРґРЅРѕРіРѕ Р·Р° РґСЂСѓРіРёРј теряли СЃРІРѕРёС… друзей, среди которых такие известные люди как Р?мам Алимсултанов, Далхан Хожаев, – Бирлянт Рё предположить РЅРµ могла, что ей предстоит еще увидеть Рё чрево РІРѕР№РЅС‹. РЈР¶Рµ РѕРґРЅРѕР№, без ненавязчивой дружеской поддержки, спуститься РІ самое ее нутро, дойти РґРѕ самого РЅРёР·Р° ненасытной утробы РІ поисках останков того человека, который сейчас сидел СЂСЏРґРѕРј СЃ ней РІ машине Рё чутко отзывался РЅР° РІСЃРµ движения ее души. Р? РІ это тоже пришлось поверить, РёР±Рѕ это стало реальностью. Такого ада Орфей РЅРµ видел... Ступень Р·Р° ступенью шла РїРѕ его кругам чеченская певица. Временные захоронения бойцов сопротивления... Поспешные погребения федеральных солдат... Свидетельство самого чудовищного преступления РІРѕР№РЅС‹ – захоронения детей, женщин, пожилых людей – невинных жертв самолюбивых политиков, РёР·-Р·Р° непомерной гордыни отказавшихся разговаривать РґСЂСѓРі СЃ РґСЂСѓРіРѕРј. Р—Р° неделю РїРѕРёСЃРєРѕРІ голова молодой еще женщины побелела РѕС‚ ужаса, открывшегося ее глазам. Что-то сначала надломилось РІ душе, Р° потом, РєРѕРіРґР° стало СЏСЃРЅРѕ, что поэта Маккала Сабдулаева нет РІ живых, – Рё умерло. РћРЅР° застыла. Оцепенела. Оледенела. Часть души умерла, Рё тогда Бирлянт СЃРЅРѕРІР°... запела. Так всегда пели РіРѕСЂСЏРЅРєРё РІ РіРѕРґРёРЅС‹ тяжких бедствий. РћС‚ безысходной женской тоски рождались песни-плачи – тийжар. Так явилась РЅР° свет Рё эта – единственная РІ репертуаре певицы, РіРґРµ Рё слова, Рё музыка – ее собственные, идущие РёР· глубины раненого сердца:
РЇ плачу, СЏ Р·РѕРІСѓ: вернись РєРѕ РјРЅРµ, вернись! РћС‚ боли Рё тоски поседели РјРѕРё волосы. РЇ Р±СѓРґСѓ жить, восхваляя твои дела Р? твою честь сохраняя, Переживая РІСЃРµ невзгоды... РћРЅР° запела. РЎРєРІРѕР·СЊ РєСЂРѕРІСЊ Рё слезы. «Сквозь РєСЂРѕРІСЊ Рё слезы» – так назван первый альбом Бирлянт Рамзаевой. РћРЅ записывался РІ разрушенном Грозном после первой РІРѕР№РЅС‹ – РЅР° РєСѓС…РЅРµ РІ РґРѕРјРµ Бирлянт Рё Маккала, РїРѕРґ лай соседских собак, РєСЂРёРєРё петухов Рё периодические перестрелки. Потом появились РґРІР° новых альбома, записанные СѓР¶Рµ вдали РѕС‚ СЂРѕРґРёРЅС‹. Там песни, рожденные пережитым – всем тем, что РѕРЅР° испытала, увидела, узнала. Там песни-плачи, песни-причитания женщины, опаленной РІРѕР№РЅРѕР№. РќРѕ, рассказывая Рѕ личной трагедии, РѕРЅРё достигают высокой обобщающей силы Рё вырастают РґРѕ героических баллад, патриотических призывов РѕРіСЂРѕРјРЅРѕРіРѕ эмоционального накала. «Словно волк, ты противостоишь РІРѕР№РЅРµ, гордый чеченец»... Рто ее Маккал, как тот волк РёР· легенды – РІ чеченском фольклоре РѕРЅ символизирует РЅРµ злобную кровожадность, Р° благородство Рё отвагу. Р’СЃРµ звери испугались Рё спрятались РѕС‚ бешеного смертоносного ветра, Р° РѕРЅ остался, уперся РІ скалу Рё РІ одиночку противостоял урагану. РќРµ ушел даже тогда, РєРѕРіРґР° осатаневшая Р±СѓСЂСЏ сорвала СЃ него РІСЃСЋ шкуру РѕС‚ РЅРѕСЃР° РґРѕ хвоста... Так Рё Маккал. РќРµ РїРѕРєРёРЅСѓР» Грозного РІРѕ время РІРѕР№РЅС‹. Писатель, РѕРЅ решил «все испытать РЅР° своей шкуре» – увидеть собственными глазами, зафиксировать ощущениями очевидца, Р° РЅРµ стороннего наблюдателя. РћРЅ хотел разделить СЃРѕ своей СЂРѕРґРёРЅРѕР№ РІСЃРµ, что ей выпадет, РѕС‚ начала РґРѕ конца. РќРѕ ураган смел его... Вольно или невольно, РЅРѕ Бирлянт продолжила то дело, которое РѕРЅ так Рё РЅРµ успел довершить. РћРЅР° стала вестницей, несущей РјРёСЂСѓ рассказ Рѕ маленькой РіРѕСЂСЃРєРѕР№ стране, Рѕ ее муках Рё надежде. Бирлянт Рё раньше-то РЅРµ пела «на потребу», избегала текстов легковесных Рё пустых. РћРЅР° РЅРµ утратила убежденности, что песня, музыка должны воспитывать, пробуждать РІ человеке лучшие чувства, заставлять задуматься. Произошел РІ СЃСѓРґСЊР±Рµ певицы Рё еще РѕРґРёРЅ РїРѕРІРѕСЂРѕС‚, РІ возможность которого РѕРЅР° прежде тоже Р±С‹ РЅРµ поверила. Влюбленная РІ чеченские СЂРѕРґРЅРёРєРё Рё РіРѕСЂС‹, выпестованная РІ недрах национальной духовности исполнительница фольклорных песен, РѕРЅР° найдет своего слушателя, получит признание Рё, более того, – станет востребованной Р·Р° пределами СЂРѕРґРЅРѕР№ страны. Ее будет слушать Европа. Лондон будет рукоплескать чеченской певице, которая – единственная РёР· вайнахов – получит возможность дать РІ британской столице РґРІР° сольных концерта. Р’ Хорватии ее пригласят для участия РІ музыкальном представлении РїРѕ пьесе Еврипида «Медея». Странная гостья – Кавказская Женщина – РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Рё поет РїРѕ-чеченски. Сначала зрители, РЅРµ понимая, почему Р·Р° репликой Медеи, прозвучавшей РЅР° понятном РёРј языке, следует ответ РЅР° незнакомом наречии, смеются, воспринимая это как шутку постановщика. РќРѕ через минуту РІСЃРµ становится ясным. Кавказская Женщина – олицетворение трагической СЃСѓРґСЊР±С‹ всех женщин маленькой РіРѕСЂСЃРєРѕР№ страны. Чистый, серебристый, как горный ключ, берущий начало Сѓ ледника, мелодичный голос СЃРІРѕРёРјРё вибрациями способен сказать больше, чем слова. РўСѓС‚ переводчик РЅРµ нужен. Зрителю СЏСЃРЅРѕ, что через СЃРІРѕСЋ личную боль певица передает боль израненной Чечни. Всей Чечни. Слушая эту маленькую женщину РІ черном одеянии, плачут люди РІ Боснии, Хорватии, Сербии – РёРј понятна Рё близка беда далекой вайнахской земли. – Сегодня очень тяжелая ситуация РІ РјРёСЂРµ, – РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Бирлянт. – РњРЅРµ так хочется, чтобы люди РЅРµ убивали РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°, Р° говорили РЅР° языке музыки – самом понятном, самом доступном для всех. Хотела Р±С‹, чтобы РІСЃРµ люди независимо РѕС‚ национальности, конфессии Рё цвета РєРѕР¶Рё общались РЅР° языке музыки. Друг РґСЂСѓРіР° ценили, ведь РјС‹ РІ этом пространстве – временные гости, Рё РЅРµ надо искать РІ соседе врага. РЇ прощаю всех, кто нанес РјРЅРµ РѕР±РёРґСѓ. Р’СЃРµ равно РјС‹ уйдем РІ РёРЅРѕР№ РјРёСЂ, сколько Р±С‹ РЅРё цеплялись Р·Р° эту Р¶РёР·РЅСЊ, как Р±С‹ РЅРё хотели этих денег, как Р±С‹ РЅРё стремились ранить сердца РґСЂСѓРі РґСЂСѓРіР°. РџСЂРёСЂРѕРґР° сама дает нам понять, что СЂРѕРґ людской ждет большая беда. Нам, работникам культуры Рё искусства, РїРѕСЂР° взяться Р·Р° СЂСѓРєРё, попытаться что-то сделать, чтобы эти мракобесы, СЃРІРѕРёРјРё распрями разрушающие РјРёСЂ, РЅРµ поубивали нас всех. Людей ведь сегодня натравливают РґСЂСѓРі РЅР° РґСЂСѓРіР°, Рё РјС‹ этому поддаемся. РљРѕРіРґР° утверждают, что культура РІРЅРµ политики, – это ложь. Работники культуры, если РѕРЅРё РЅРµ продажные, РЅРµ шабашники Рё халтурщики, Р° настоящие носители духовности, РІ силах повлиять РЅР° СЃРІРѕРёС… правителей. Рто правда. Культура может РјРЅРѕРіРѕРµ. Р?ные РіРѕРІРѕСЂСЏС‚: СЏ РЅРµ участвую РІ политике... Ничего РїРѕРґРѕР±РЅРѕРіРѕ. Хочешь, РЅРµ хочешь – РІСЃРµ равно ты РІ ней участвуешь. Если умеешь воздействовать СЃРІРѕРёРј творчеством РЅР° СѓРјС‹ Рё души... Р’СЃРµ РІРѕР№РЅС‹, независимо РѕС‚ названия – Отечественная РѕРЅР° или криминальная, «непонятная», как нынче именуют события РІ Чечне, – имеют РѕРґРЅСѓ суть: РѕРЅРё разрушают, уничтожают, РѕРЅРё отнимают, Р° РЅРµ рождают сыновей, РѕРЅРё разрушают, Р° РЅРµ строят храмы. РќРѕ РёРј РЅРµ дано убить любовь. Простую, земную, человеческую. Р? всесильную. Потому что РёР· нее СЃРєРІРѕР·СЊ РєСЂРѕРІСЊ Рё слезы обязательно пробивается, прорастает – храм. Р? РІ РјРёСЂ РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ сыновья. Орфей РІ подземной царстве встретил только тень своей возлюбленной РРІСЂРёРґРёРєРё. РќРѕ РІ памяти человечества СѓР¶Рµ тысячелетия живет история этой немеркнущей любви. Чеченская певица Бирлянт Рамзаева, РїСЂРѕР№РґСЏ РІСЃРµ РєСЂСѓРіРё ада, РЅРµ нашла даже бренных останков своего РјСѓР¶Р°. Р’РѕР№РЅР° забрала РёС… еще нерожденного сына. Ей РЅРµ довелось РЅРµ то что часовню – чурт поставить РЅР° могиле любимого. Р? РІСЃРµ Р¶Рµ РѕРЅР° построила СЃРІРѕР№ храм: это ее творчество, отразившее историю современной Чечни, РІСЃСЋ ее боль, РІСЃРµ страдания Рё надежды. Авторство слов принадлежит разным поэтам, Р° РЅР° музыку РёС… положила сама исполнительница. РћРґРёРЅ РёР· трех записанных ею альбомов полностью состоит РёР· песен РЅР° стихи Маккала Сабдулаева. Как самый пронзительный, потрясающий аккорд еще РѕРґРЅРѕР№ мелодии большой любви... |
![]() |
|